Таня Сосонная
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Роль зрения в жизни человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Дать знания детям о том, какую роль зрение играет в жизни человека. Рассказать об особенностях строения глаза и зрительного восприятия предметов и явлений. Развивать внимание, память, речь. Воспитывать интерес к окружающему и заботливое отношение к глазам.
Материал: картинки глаза человека и схематическое изображение его строения, таблица "Восприятиие цвета человеком ", зеркала.
Ход:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе „Роль зрения в жизни человека“» размещена в разделах
В. : Дети, рассмотрите свои глаза в зеркале, а потом посмотрите в глаза соседу. У людей по два глаза, расположенных на расстоянии. Человек не может одним глазом увидеть другой свой глаз. (Дети рассказывают, как выглядят глаза.
В. : А зачем человеку глаза? Как бы мы жили, если бы у нас не было бы глаз? Закройте глаза и скажите, что вы ощущаете?
Разберемся вместе дети,
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице есть пара глаз?
Для чего нужны глаза?
Чтоб текла из них слеза?
Ты закрой глаза ладошкой,
Посиди совсем немножко:
Сразу сделалось темно,
Где кроватка, где окно?
Странно, скучно и обидно -
Ничего вокруг не видно.
Женя хочет быть пилотом -
Править быстрым самолетом;
Все моря на белом свете
Переплыть мечтает Петя,
Будет Николай танкистом,
А Сергей парашютистом,
Станет снайпером Илья.
Но для этого друзья,
Кроме знанья и уменья -
Всем необходимо зренье!
Чтоб отправился вполет
Реактивный самолет,
Чтобы смело корабли
По морям студеным шли -
Нужно помнить каждый час,
Как важны глаза для нас!
Очень много неизвестного,
Очень много интересного
Разузнаешь ты из книг.
Вот представь себе на миг.
Ты прочтешь про все на свете,
Как летают на ракете,
Сколько всех на небе звезд,
Как устроен длинный мост,
Кто живет на дне морском,
Как построен каждый дом,
Как железо добывают,
Как микробов изучают,
Как Америку открыли,
Как на льдине люди жили.
Но чтоб книгу прочитать,
Нужно зреньем обладать.
Значит, каждому из нас
Нужна пара зорких глаз!
В. : Природа заботливо оберегает глаза: они расположены в специальных углублениях - глазницах. Закрывает "этот дом" специальная " дверца" - веко. Потечет со лба пот - его остановят брови. Ветер понесет в лицо пыль - ее задержат реснички. А если пылинки и сядут на глаз, то его "слизнет" мигающее веко, так как с внутренней стороны веки влажные. Их работа похожа на работу стеклоочистителей (дворников) на смотровом стекле автомобиля. А если появится опасность, веки по приказу мозга захлопнутся.
Когда глаза прикрыты веками, они находятся впокое. Когда глаза открыты, человек постоянно рассматривает то, что находится перед его глазами. Они движутся то влево, то вправо, то вверх, то вниз, как бы ощупывая изображение.
Видна только передняя часть глаза. Весь глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком. Снаружи нам видны белковая и радужная оболочки. Впереди и под веками глаз покрыт специальной прозрачной тканью - конъюктивной, которая предохраняет его от инфекции, грязи и пыли. Радужная оболочка может быть разного цвета. В цетре радужной оболочки находится зрачок. Именно через него в глаз попадают свет и изображение предметов. Внутри глаза темно, поэтому снаружи зрачок у всех людей черного цвета. Под действием света зрачок то сужается, то расширяется мышцами. Далее изображение проходит через особую линзу - хрусталик.
На противоположной стороне глазного яблока находится очень важная оболочка - сетчатка. Именно на сетчатке и происходит восприятие изображения благодаря специальным клеткам - палочкам и колбочкам. Колбочки воспринимают цвет, когда светло. Днем работают колбочки, а палочкиотдыхают. А когда становится темно колбочки отправляются на покой и их сменяют палочки. Поятому, когда мы входим в темную комнату, то можем только различать предметы, не зная, какого они цвета. А если включить свет, то трудолюбивые колбочки сразу проснутся и снова примутся за работу, чтобы мы могли определить, что какого цвета.
В. : А сейчас проведем опыт, определим реакцию зрачков на различное освещение. Детям предлагают рассмотреть зрачки друг друга сначала в освещенной комнате, а потом в полумраке (при задернутых шторах). Дети приходят к выводу, что в освещенной комнате зрачки сужены, а после пребывания в комнате без света в течении нескольких минут зрачки расширяются. Расширяются зрачки для того, чтобы уловить свет и восстановит способность различать в этих сумерках предметы.
В. : Прямо напротив зрачка на сетчатке находится желтое пятно, в котором очень много колбочек, и поэтому именно в этой части получается наиболее четкое изображение. От сетчатки по зрительному нерву сигналы об увиденном поступают в мозг. А рядом с желтым пятном есть слепое пятно. Оно лишено палочек и колбочек. Поэтому, когда изображение попадает на это место, мы не видим того, на что смотрим.
В. : А теперь, расскажите, что нового и интересного вы узнали. Как же нужно беречь свои глаза, чтобы не потерять зрение.