Лариса Семенова
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие на машине времени»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»
Интеграция детской деятельности: игровая, познавательно - исследовательская, коммуникативная, изобразительная, двигательная, музыкальная.
Цель: развитие познавательного интереса, любознательности, логического мышления.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе „Путешествие на машине времени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2020
- формировать элементарные представления об истории человечества через знакомство с историей создания книги. Дать знания об основных моментах создания книг, познакомить с первыми письменными материалами (глиной, тканью, берестой, бумагой). Расширять осведомленность детей о сферах человеческой деятельности: рукописные книги, книгопечатанье;
- совершенствовать умение детей решать познавательные задачи;
упражнять в умении решать арифметические задачи на сложение и вычитание;
- учить анализировать последовательность, исправлять нарушения в чередовании изображений, запоминать порядок следования и выполнять физические упражнения в соответствии с ним.
Развивающие :
- развивать логическое мышление, память, умение анализировать, сравнивать, находить причинно-следственные связи, делать выводы и умозаключения;
- развивать у детей внимание, умение созерцать предметы (всматриваться, вслушиваться). Погрузить детей в колорит стран (Египта, Китая, Руси) посредством музыки, и виртуальной экскурсии.
- активизировать диалогическую речь, обогащать словарь (флешка, клинки, иероглифы, береста, печатник, электронная книга, развивать мелкую моторику.
- стимулировать желание исследовать свойства и качества различных материалов и экспериментировать с ними, следуя заданному алгоритму.
- развивать умение соотносить цифру и количество предметов;
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к социокультурным ценностям, творческую самостоятельность, эмоциональную отзывчивость и дружелюбие, желание участвовать в совместной деятельности, умение радоваться достигнутому результату, интерес к физическим упражнениям.
Средства обучения: видеопроектор, презентация, деревянные палочки, тарелочки, вода, песок, дощечки, глина, подносы, карточки, ткань, масляная пастель, печати, салфетки, лабиринт.
Методические приё мы:
Словесный: постановка проблемы, рассказ, беседа по вопросам, пояснения, анализ деятельности, подведение итогов.
Наглядный: виртуальная экскурсия с использованием ИКТ, рассматривание схем и карточек с алгоритмами.
Практический: игра - путешествие, сюрпризный момент, эксперименты с разными материалами, рисование, показ физических упражнений.
Используемые современные технологии : ИКТ, проблемно - игровая технология, здоровьесберегающая, личностно – ориентированная, технология моделирования и эксперементирования.
Ход занятия
Воспитатель: здравствуйте ребята, как я рада вас видеть. Сегодня я пришла к вам в гости и хотела прочесть вам книгу Н. Носова «Незнайка и его друзья».
- Вы ведь любите читать книги? Какие книги ваши любимые.
- Я хотела прочесть вам свою любимую книгу, но вот беда я забыла книгу дома, зато у меня с собой оказалось во это.
- Кто знает что это?
Дети: флешка
Воспитатель: правильно флешка. Когда я её обнаружила, она рассказала мне, что в её памяти хранится много информации. И она хочет поделиться этой информацией с нами и даже может волшебным образом помочь нашей беде.
Но для этого нам нужно отправится в одно увлекательное путешествие, в далекое прошлое книги. И мы узнаем, как появились на свет наши любимые книги. Отправимся?
Дети: Да
Воспитатель: А как нам попасть в прошлое?
Дети: варианты ответов
Воспитатель: Флешка информирует нас, что в прошлое лучше всего отправится на машине времени.
Воспитатель: Дети давайте зайдём в машину времени (включить огоньки). Будьте осторожны смотрите вокруг идут потоки информации, постарайтесь на них не наступать. Встаём по кругу.
Воспитатель:
- Прошлое книги началось со страны, которая называется Египет, там открыли первую книгу, мы туда и переместимся, передаем, друг другу палочку перемещалочку (звучит музыка компьютера)
- Ребята, посмотрите, мы с вами попали в древний Египет (на экране слайды, с изображением Египта звучит музыка).
- Это красивая страна здесь есть, горы и пустыни, моря и реки, Сфинкс и великие пирамиды. В древнем Египте правили фараоны, а помогали им учёные жрецы. Жрецы были умными и образованными людьми, они умели читать и писать. И теперь мы у них в гостях. Жрецы готовы нам рассказать о древних египетских книгах, но сначала мы должны разгадать их загадку и определить, где они хранили свою информацию, на чём писали первые книги.
- Проходите, давайте сядем за столы.
- У вас на столах находятся различные природные материалы, которые жрецы использовали для написания книг. Давайте посмотрим. Что перед вами лежит?
Дети: Рассматривают материал и отвечают (песок, глина, вода)
Воспитатель: Молодцы, узнали все материалы. А так же у нас есть подсказка от фараона, который хочет помочь нам отгадать, на чём записывали свою информацию жрецы. Взгляните на неё.
- Как вы думаете, что это изображено? (палочка). Значит, нам нужно взять для начала деревянную палочку.
- И на чём мы будем этой палочкой рисовать сначала?
Дети: на воде
Воспитатель: а затем на чём будем рисовать?
Дети: на песке
Воспитатель: и на чём нужно будет рисовать в последнюю очередь?
Дети: на глине.
Давайте попробуем нарисовать солнышко. Приступаем к работе по алгоритму.
Возьмите деревянные палочки, нарисуйте солнышко на воде.
Дети: Рисуют.
Воспитатель: Что стало с вашим рисунком?
Дети: Он исчез
Воспитатель: как вы думаете почему? Вода не имеет формы, поэтому, что вы рисуете не видно.
- На чём будем рисовать солнышко дальше по алгоритму? (на песке)
Воспитатель: Скажите, ваши изображения видно? Здорово. А теперь положите ваши деревянные палочки. Представим, что мы свою надпись понесли кому - ни будь почитать, несли и нечаянно потрясли.
Дети: Трясут тарелочки с песком.
Воспитатель: Сохранилась надпись? А почему? Что произошло с надписью?
Дети: исчезла, потому что песок рассыпчатый.
Воспитатель: что будем делать дальше?
Дети: возьмем дощечки с глиной и попробуем рисовать солнышко на глине. Получается?
Дети: да, надпись сохраняется
Воспитатель: а теперь потрясите, подуйте на нее, что стало с рисунком
Дети: ничего, он остался.
Воспитатель: итак, ребята мы с вами пытались рисовать на чём? (на воде, песке, лине)
- Какой из этих материалов сохранил нашу информацию, и она никуда не исчезла? (глина)
Вот так и древние жрецы пробовали писать на разных материалах и выбрали глину (на экране слайды с изображением глиняных дощечек).
Воспитатель: Жрецы писали на глиняных дощечках, как и вы, острыми палочками, которые назывались клинки (повторить с детьми, а после эти пластины обжигали в печи, складывали друг на друга и получались такие книжные страницы из глины. Вот какой секрет был в древнем Египте.
Воспитатель: нам пора отправляться дальше, флешка подсказывает, что нас ждёт другая страна (звучит музыка, передают палочку перемещалочку.
Воспитатель: Ребята, посмотрите мы с вами попали в древний Китай (на экране слайды, с изображением Китая, звучит музыка).
- Китай – это родина многих открытий. В Китае много рисовых полей и чайных плантаций. В этой стране есть Великая китайская стена, Храм неба и Дворец императора. Книги для императора писали символами – иероглифами на шёлке и получались вот такие шёлковые свитки. А ещё китайцы большое внимание уделяют своему здоровью и изобрели китайскую гимнастику, о которой рассказали в своих книгах императору. Он так любит физкультуру, только беда в том, что его старые книги о гимнастике потеряли свой прежний вид и из них пропали некоторые иероглифы, которые рассказывают какие физические упражнения нужно выполнять для укрепления здоровья.
Воспитатель: что мы можем сделать для императора Китая?
Дети: помочь восстановить пропавшие иероглифы
Воспитатель: Приглашаю всех во дворец к императору, давайте поможем ему восстановить иероглифы в книге и узнаем порядок выполнения китайской гимнастики. Присаживайтесь на ковер возле принадлежностей для письма по шёлку.
- Давайте рассмотрим подсказку, какие же иероглифы нам нужно восстановить в книге о гимнастике (рассматривают алгоритм, воспитатель показывает иероглифы и объясняет, что они обозначают)
Воспитатель: ребята, посмотрите перед вами лежат шёлковые страницы, и карточки на которых показано какой иероглиф исчез из книги императора. Сравните свои карточки с подсказкой и определите, какой иероглиф исчез.
Дети: - Маша, какой иероглиф исчез у тебя? (каждый называет, какой у него исчез иероглиф (солнце, зонтик, дерево, чай, огонь, воин, горы).
Воспитатель: предлагаю нарисовать вам недостающий иероглиф на шёлке, рисовать будем масляной пастелью (спрашивает у детей, по окончанию работы, какой иероглиф они нарисовали, что он обозначает)
Давайте теперь, восстановим последовательность иероглифов, в книге о гимнастике.
Воспитатель: теперь, когда мы с помощью недостающих иероглифов восстановили последовательность выполнения гимнастики, давайте её попробуем сделать.
Физкультурная разминка
1. Сначала приветствуем солнце
2. Превращаемся в китайские зонтики
3. А теперь изобразим деревья, высокие как Храм неба
4. А ещё в Китае очень любят чай, превращаемся в чайнички
5. Чай очень горячий, только с огня, его нужно остудить
6. А теперь превратимся в китайских воинов и научимся боевому клику «Ха»
7. Изобразим горы, высокие и низкие
8. И потечём между гор как китайские реки
Воспитатель: река вынесла нас к машине времени и флешка сообщает, что нам пора дальше в путь (дети садятся в машину времени, звучит музыка и сменяется на русскую народную).
Воспитатель: Посмотрите, мы попали в древнюю Русь (на экране слайды, с изображением древней Руси, воспитатель комментирует изображения).
Воспитатель: Русь всегда славилась своими деревянными городами, могучими и сильными богатырями, своим рукоделием и ремеслом, среди которого было и книжное ремесло.
- Ребята, сначала на Руси писали на бересте, а вы знаете, что такое береста?
Дети: Различные ответы
Воспитатель: давайте мы посмотрим на бересту, и может, кто догадается?
- Береста это кора березы (показывает слайды с изображение бересты). А писали на ней с помощью специальной острой палочки, которой выцарапывали буквы, а потом появилась бумага и на ней писали летописцы. Их труд был очень тяжелый, поэтому они очень обрадовались, когда появились печатные книги, а как же это произошло?
- Посмотрите, оказывается, буквы вырезали из дерева, на них наносили краску, а потом прижимали к листам бумаги. Вот такие были первые печатные книги. Предлагаю вам тоже стать печатниками, но мы будем не простыми печатниками, а печатниками, которые помогут былинному Богатырю найти дорогу к Змею Горынычу, чтобы сразится с ним.
Давайте подойдём к столам. Посмотрите перед вами лежат карточки с изображением цифр, слева от цифры вам нужно напечатать столько кружочков, сколько обозначает ваша цифра. Приступаем к выполнению, берите печати.
Воспитатель: ребята, а теперь возьмите свои карточки и подойдите к лабиринту. Богатырь сбился с пути и нам нужно помочь проложить ему дорогу к Змею Горынычу, решив задачи с примерами. А ваши карточки укажут ему направление.
Дети: решают задачи с примерами.
Воспитатель: ребята, кому мы помогали найти дорогу?
Дети: Богатырю
Воспитатель: а с помощью чего мы это делали?
Дети: с помощью решения цепочки примеров и карточек с ответами.
Воспитатель: каким древним способом, мы изображали числа на карточках?
Дети: печатаньем.
Воспитатель: Машина времени нас ждет и нам пора отправляться снова в путешествие (дети заходят в машину времени, звучит музыка). Дети перемещаются в современный мир.
Воспитатель: Мы с вами переместились в современный мир.
Воспитатель: Ребята, вы узнали, в какой стране мы находимся?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Да ребята мы в современной России, вернулись в наше время (раздаётся видеозвонок).
- Ребята это видеозвонок, с нами кто-то хочет связаться по скайпу.
На экране: здравствуйте ребята, я работник библиотеки. Узнала, что вы сегодня вернулись из далёкого путешествия.
- Где вы побывали?
Дети: ответы детей.
На экране: расскажите, как хранили информацию жрецы в Египте?
Дети: ответы детей.
На экране: на чём писали свои книги в Китае?
Дети: ответы детей.
На экране: на чём записывали информацию в древней Руси?
Дети: ответы детей (береста, бумага)
На экране: а как называли тех людей, которые делали книги в древней Руси?
Дети: книгопечатники
На экране: кто из вас знает, какие книги существуют в современном мире?
Дети: ответы детей
Воспитатель: уточняет, что книги бывают не только из бумаги, но и электронные книги могут хранить в своей памяти не одну книгу, а много книг.
На экране: правильно бывают ещё и электронные книги. И сегодня такую книгу я хочу вам подарить, а пришлю я вам её по электронной почте. Книга называется «»
Воспитатель: спасибо большое, я как раз хотела такую книгу почитать сегодня ребятам.
На экране: ребята до свидания, приятного вам чтения.
Воспитатель: вам понравилось наше путешествие в прошлое книги? Мне тоже очень интересно было с вами путешествовать и на прощание, я хочу вам подарить флешку с электронной книгой Н. Носова «Незнайка и его друзья», вы сможете с флешкой ещё много интересного узнать. Желаю новых путешествий и открытий вам! До свидания.