Ольга Христофорова
Конспект НОД по познавательному развитию «Увлекательное путешествие в традиции удмуртского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Задачи:
• Дать детям знания о республике Удмуртия : (познакомить с географическим положением, символикой, столицей - городом Ижевском);
• Расширить знания о флоре и фауне Удмуртского края;
• Учить работать с картой республики. Определять по условным знакам реки, леса находить города - Ижевск, Сарапул, Воткинск, Можга, Глазов;
• Закрепить знания детей о национальным костюме коренных жителей – удмуртов;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Увлекательное путешествие в традиции удмуртского народа“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Удмуртия, мой край
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2022
• Познакомить детей с культурой, народным творчеством, традициями коренных жителей – удмуртов;
• Воспитывать любовь и уважение к своей Родине, к своей стране, к своему народу;
• Воспитывать толерантные отношения к представителям других национальностей.
Необходимое оборудование:
• изображение герба и флага Удмуртской Республики,
• пазл-герб,
• клей, готовые детали, салфетки.
Предварительная работа:
Знакомство детей с удмуртским национальным героем Лапшо-Педунем, изготовление мини-музея «Удмуртская изба», разучивание с детьми народных поговорок, пословиц.
Ход занятия.
Воспитатель: «Сегодня к нам в детский сад доставили этот конверт. Интересно узнать, что внутри, давайте откроем и посмотрим (открывает конверт). Ребята, здесь пазл, предлагаю вам собрать его, чтобы узнать, что за изображение в нем спрятано».
Дети собирают пазл.
Воспитатель: «Узнали ли вы, что за изображение получилось?»
Ответ детей – Герб Удмуртии.
Воспитатель: «Верно - это герб Удмуртии (изображение). Государственный герб Удмуртской Республики представляет собой круглый щит красно-черного цвета с изображенным на нём белым лебедем с раскрытыми крыльями. Окружность щита обрамлена лентой красно-бело-чёрного цвета. Образ белого лебедя или человека-птицы является символом возрождения, мудрости, мужества и совершенства. На груди птицы расположена негасимая Счастливая Звезда – Шудо Кизили. Такие знаки, по преданиям, оберегают человека от несчастий. Напомню, что Республика Удмуртия (изображение на карте) расположена междуречье Камы и Вятки. Совсем немного места занимает она на карте великой страны России. Послушайте, как описывает ее в своем стихотворении поэт Владимир Тяптин»
Удмуртия, любимая –
Наш чудный италмас,
Ты золотым цветком любви
Живешь в сердцах у нас.
Тобою с детства мы горды,
Верны тебе одной,
Удмуртия любимая -
Наш дом родной!»
Воспитатель: «А теперь небольшая викторина. Первое задание: - Назовите столицу Удмуртии»
Предполагаемые ответы детей - Ижевск
Воспитатель: «Молодцы (изображение, а как ласково называют Удмуртию?»
Предполагаемые ответы детей – Родниковый край
Воспитатель: «Верно, сегодня Удмуртию ласково называют родниковым краем (изображение). Более 7 тысяч родников дают здесь начало малым рекам, которые встретившись в едином русле Камы, вливаются в могучую Волгу. Следующий вопрос нашей викторины: - Как называется национальность людей, проживающих в Удмуртии?»
Предполагаемые ответы детей – Удмурты.
Воспитатель: «Правильно, издревле коренным населением этого благодатного края были удмурты (изображение). Далеко на север и юг, запад и восток от Ижевска простиралась территория удмуртов. И чтобы сохранить язык, историю, культуру и традиции удмуртского народа, руководители страны решили объединить территорию проживания удмуртов сначала в область, а потом в республику. Ну и наконец, последнее задание - Выберите из предложенных изображений Государственный флаг Республики Удмуртии».
Задание «Найди флаг»
Воспитатель: «Ребята вы справились с заданием (изображение). Это Государственный флаг Удмуртской Республики : чёрный цвет является символом земли и стабильности; красный – цветом солнца и символом жизни; белый – символом космоса и чистоты нравственных устоев».
Раздаётся стук в дверь.
Воспитатель: «Кто-то к нам стучится. Посмотрим, кто пришёл к нам в гости».
Входит герой удмуртских народных сказок Лопшо Педунь.
Воспитатель: «Ребята, а вы узнали нашего гостя?»
Предполагаемые ответы детей - Лопшо Педунь
Воспитатель: «Правильно, это герой удмуртских сказок Лопшо Педунь. Давайте поздороваемся с ним»
Дети здороваются.
Лопшо Педунь: «Здравствуйте, ребята, вы меня знаете? Очень рад! Прозвали меня в Удмуртии Лопшо Педунь, за мой весёлый нрав, житейскую хитрость и умение веселить народ. О вас я тоже много хорошего слышал, вот и решил заглянуть к вам в гости, повеселить вас, да проверить, неужели вы таки же находчивые, ловкие и трудолюбивые как я? Загадаю я вам загадки. Загадки эти удмуртские. Народы наши живут в соседстве, поэтому и сказки наши, и поговорки, и загадки очень похожи, думаю, вам не составит труда их отгадать.
Одна нога, одна шляпа – вот и все хозяйство.
Предполагаемые ответы детей – Гриб
Лопшо Педунь: «Сам неживой, рук нет - рисовать может».
Предполагаемые ответы детей – Мороз
Лопшо Педунь: «Теплее всех, светлее всех, оно спит - мы спим, оно встает - мы встаем».
Предполагаемые ответы детей – Солнце
Лопшо Педунь: «Молодцы, ребята, легко вы справились с моими загадками. В скором времени у меня на родине будет праздник Вой дыр. (Изображения). Вой дыр – последний праздник в зимнем сезоне календарного года. Поскольку «вой» (масло) и «дыр» (время, то «вой дыр» означает «масленое время». Праздник начинается в нырысету нунал (понедельник) – вой пырон (изображение) и завершался в арня нунал (воскресенье) – вой келян (изображение). По народному обычаю всю неделю пекут блины (мильым, приглашают родню в гости и сами ходят, устраивают гулянья из дома в дом (изображения). Молодежь и дети развлекаются играми. Самое радостное развлечение для молодежи катание на разряженных лошадях, запряженных в выездные сани (кошёвки, а у детей – спуск с пологих горок. Наиболее ярким, красочным, наполненным весельем становился последний день праздника Вой дыр. На проводах устраивали ряженье, организовывали гондыртон (медвежью пляску). Похожий праздник и вас есть. Угадали ли вы, что это за праздник?»
Предполагаемые ответы детей – Масленица
Лопшо Педунь: «Верно, это Масленица, ребята, а вы любите праздники? За Что вы их любите?»
Предполагаемые ответы детей – на праздниках можно играть петь, танцевать и веселиться.
Лопшо Педунь: «Предлагаю вам поиграть, хочу обучить вас удмурской народной игре. Азвесь манет «Серебряная монетка», вставайте в круг, вот монетка, ее нужно незаметно передавать друг другу, не раскрывая ладони, чтобы водящий не догадался, у кого она, при этом нужно произносить слова, повторяйте за мной: - Кошкиз манет, кошкиз кык, Пошла манетка, пошли две,
Кошкиз манет юмшаны. Пошли монетки погулять.
Татын манет, татын кык, Тут монетка, тут – две,
Татын витьтон конь азвесь. Тут 50 серебряных копеек».
Дети стоят в кругу, поют песню и передают из ладоши в ладоши по кругу монетку. Песня заканчивается. Дети спрашивают: «кытын манет?» (Где монетка). Водящий, который стоял в середине круга и наблюдал за движением монетки, должен угадать, у кого задержалась монетка.
Лопшо Педунь: «Здорово играли, ребята, весело у вас, но пора собираться домой».
Воспитатель: «Спасибо тебе, Лопшо Педунь, желаем тебе весело погулять на празднике Вой дыр».
Лопшо Педунь: «Спасибо, да только, чтобы попасть на праздник, нужен мне костюм нарядный, орнаментом украшенный, где мне взять такой? Моя то рубаха совсем простая»
Воспитатель: «Не расстраивайся так, мы сможем помочь, наши ребята уже знакомы с национальным орнаментом Республики Удмуртия. (изображение). Ребята, подойдите к столам и из предложенных элементов попробуйте составить орнамент, который вы видите на национальном костюме, а Лопшо Педунь украсит этим орнаментом свою рубаху».
Дети подходят к столам и составляют на полосках бумаги узор национального орнамента из предложенных элементов с помощью аппликации. Лопшо Педунь рассматривает работы, хвалит детей.
Лопшо Педунь: «Спасибо вам, ребята, теперь я точно попаду на праздник. Но прежде чем попрощаться, хочу преподнести вам подарок».
Вносит в группу шарики в форме сердец.
Лопшо Педунь: «Если посмотреть на карту Удмуртии, то можно заметить, что по очертаниям она похожа на сердце. Я принес вам подарок эти шарики, чтобы наша встреча надолго осталась в наших сердцах. До свидания, ребята»
Воспитатель: Интересно было ребята? Надеюсь, вам понравилось. Что вы сегодня нового узнали?»
Предполагаемые ответы детей
Воспитатель: «Спасибо, вам ребята, за увлекательное путешествие. Мне тоже оно понравилось».