Ермакова Надежда Валерьевна
Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшей группы «Зима пришла»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить знания детей о зиме.
Образовательные задачи:
- закрепить представления детей о зиме и активизировать словарь детей по теме «Зима»;
- развивать умение подбирать слова-родственники к заданному слову и образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном числе.
- развивать умение детей составлять предложения по картинкам-признакам.
- расширять представления детей о свойствах снега и льда.
Развивающие задачи :
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшей группы „Зима пришла“» размещена в разделах
- продолжать развивать у детей длительный плавный выдох, мелкую и общую моторику и координацию речи с движением.
Воспитательные задачи:
- воспитывать отзывчивость и эмоциональный отклик на просьбу о помощи.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о зиме, её признаках, изменениях в природе.
Рассматривание иллюстраций, картин с изображением холодного времени года.
Чтение художественной литературы.
Наблюдение на прогулке за явлениями природы.
Загадывание загадок о зиме.
Разучивание пальчиковой гимнастики, самомассажа.
Словарная работа:
Лед, снег, метель, вьюга, ветер, снежинки, снегопад, сугроб, снеговик, снегурка, снежки, снегири, мороз, пушистый, гладкий, рыхлый, плотный, мягкий, твердый, прозрачный, зимушка-зима, зимовье, зимний.
Ход занятия:
Воспитатель: -Ребята, вы любите принимать гостей? К нам пришла еще одна гостья, а кто такая, вы узнаете, отгадав загадку:
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла. (Зима. Слайд № 1)
Правильно, Зима! К нам в гости пришла Зимушка – Зима! Давайте вспомним что мы знаем о ней.
-Назовите мне зимние месяцы? (Декабрь-самый первый месяц, Январь-самый холодный и ветреный месяц. Его в народе называют «Студень», Февраль-последний и самый короткий месяц). Давайте еще раз вместе проговорим: декабрь, январь, февраль.
(Слайд 2 с изображением зимних пейзажей)
- Сейчас давайте посмотрим на экран, что вы на нем видите? (зима, лес, снег)
Все верно, но правильно будет назвать эти картины, на которых изображен зимний пейзаж. Пейзаж-это изображение природы. Посмотрите, как красива природа зимой. Послушайте, какое стихотворение написал о зиме поэт А. С. Пушкин: (Слайд № 3. Включаю музыку «Времена года» Чайковского)
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идет волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Берега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
-Ребята, Вам понравилось это стихотворение А. С Пушкина? А, кто может мне сказать, о чем в нем говорится? (Ответы детей)
-А в какие игры вы любите играть зимой?
- Сегодня в наш детский сад пришло письмо от Снеговика. (Слайд № 4)
«Дорогие ребята!
«Зимушка-Зима не может полностью вступить в свои права, и просит освободить её от злого волшебника. Если мы преодолеем все препятствия, то чары волшебника исчезнут, и Зима придет к нам снежная, морозная со всеми своими зимними забавами». Снеговик.
Воспитатель: -Ребята, поможем Зиме, освободим её от злого волшебника? Тогда закрывайте глаза. Представьте, что мы оказались в зимнем лесу. Как здесь свежо. Дышите всей грудью. Когда вы вдыхаете, то представьте себе, что вдыхаете спокойствие, уверенность, легкость. А выдыхать можно свое беспокойство, страх, напряжение. Вдох - пауза, выдох - пауза. Открывайте глаза. Улыбнитесь друг другу.
А вот и первое препятствие. Чтобы его выполнить, нам нужно провести опыт и ответить на вопросы.
(На столе стоят два подноса со снегом и льдом)/ Упражнение «Сравни и расскажи». Слайд № 5
- Что стоит на столе? Снег и лед – их появление связано с наступлением зимы. Давайте сравним их и расскажем об этом.
-Снег мягкий, а лёд твердый.
-Снег пушистый, а лёд гладкий.
-Снег белый, а лёд прозрачный.
-Снег рыхлый, а лед плотный. (помешать)
-Снег легкий, а лед тяжелый. (взвесить)
-А как вы думаете, что быстрее растает? (снег тает быстрее, а лёд медленнее)
-Молодцы. Вытрите руки салфеткой. Наши пальчики замерзли, давайте их согреем.
Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять».
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять. (Идут по столу указат. и сред. пальч.)
Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, («Крошат» хлеб всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (Ведут указ. пальцем по ладони)
А еще в снегу валялись. (Ладошки кладут на стол одной и др. стор.)
Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки.)
Съели суп и спать легли. («Едят ложкой» суп)
-Идем дальше. Перешагиваем снежные сугробы, прокатились на коньках по лесной дорожке. Сели отдохнуть.
-Дети, посмотрите, какая красивая снежинка опустились к нам в группу. (Слайд 6)
Эта снежинка не простая, злой волшебник заколдовал ее, и она разбилась на осколки. Нам нужно ее собрать, отгадав загадки.
1)Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю… (снег)
2)С неба все скользят пушинки-
Серебристые… (снежинки)
4)Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в. (снежки)
4)Словно в белый пуховик,
Нарядился… (снеговик)
5)Рядом снежная фигурка-
Это девочка… (снегурка)
6)На снегу-то посмотри-
С красной грудкой… (снегири)
- Давайте повторим слова-отгадки. Что в этих словах общего? (слово «снег») Это слова родственники.
(Вкл. Музыку «Вьюга». Слайд № 7)
- У зимы есть помощница-вьюга. Это снегопад с сильным ветром. Ветер завывает и закручивает снег высоко над землей и слышно везде «у-у-у-у-у»
Воспитатель: - Сегодня каждый из вас может устроить настоящую вьюгу. Для этого я приготовила баночки с маленькими снежинками. Снег там волшебный и не тает. Нужно взять баночку в одну руку, а другой рукой держать соломинку. Сделать глубокий вдох через нос, а потом долго, свободно и легко дуть в трубочку, не надувая щек, как я. Включается музыкальное сопровождение «Вьюга». Выполняется детьми 3-4 раза)
-Ребята, это еще не все испытания, которые приготовил нам злой волшебник. Вот еще одно испытание- «Назови признаки зимы».
-Присаживаемся на свои места, я буду задавать вопросы, а кто знает ответ, поднимает руку, и отвечает.
1. (слайд № 8). Какие изменения произошли природе с приходом зимы?
Ветер и воздух стали холодными, дождь сменился снегом, появляются ледяные узоры на окнах, пришли морозы, дни стали короче, солнце светит, и не греет, замерзают реки, ручьи, пруды.
2. (Слайд 9) Какие изменения произошли в жизни животных и птиц?
У животных мех становится более густым, благодаря чему, животные не замерзнут в морозы. Медведи впадают в спячку, и спят всю зиму, а, например, зайцы меняют цвет своей шубки. Многие животные заранее приготовили себе запасы корма. Многие птицы улетают в теплые страны на зиму. Но вот тем птицам, которые остаются, приходится нелегко, им холодно, и очень сложно найти себе пропитание. Они могут погибнуть. Скажите, а, как мы можем им помочь? Правильно, можно вместе со своими родителями сделать кормушки и повесить их на улице.
3.(Слайд 10) Что происходит с растениями зимой?
Зимой растения не погибают, а засыпают, отдыхают. Снег покрывает их, как одеялом, и дает возможность пережить зиму. Листья с деревьев облетели, но почки остались. Если мы будем бережно относиться к деревьям и кустарникам, не ломать ветки, не топтать кусты, мы весной снова увидим на них зеленые листья.
4.(Слайд 11) А, как изменилась жизнь людей с приходом зимы?
Мы стали теплее одеваться, теперь нужно чистить улицы и машины от снега. А еще у нас появились новые развлечения на улице, мы теперь можем кататься на санках, лыжах, коньках, лепить снеговиков.
5. Ребята, а какие зимние праздники вы знаете? (Слайд 12)
- Ребята, посмотрите, что стало с нашим снегом, каким стал снег? (он растаял).
- А почему? Если тепло, то снег будет таять и превратиться в воду.
- А что случилось со льдом? Лед растаял не полностью, значит снег тает быстрее, а лёд медленнее.
-Ребята, мы справились со всеми заданиями. Все чары злого волшебника исчезли. Теперь, к нам обязательно придет зимушка зима. Пришла пора вернуться в детский сад. «Вокруг себя обернись, в детском саду очутись!»
Подведение итогов НОД (рефлексия) :
А теперь вспомним, о чем мы сегодня говорили? Да, о зимнем времени года, об изменениях в живой и неживой природе, которые происходят зимой. Вы замечательно ответили на все вопросы о зиме. Посмотрите здесь что-то лежит. Здесь записка. (Слайд 13) Вот что в ней написано: «Дорогие, ребята! Вы выполнили все задания, преодолели все препятствия и в благодарность я посылаю вам цветные льдинки! Да и мне пора к себе возвращаться! Спасибо вам, ребята, и до свидания! Снеговик!»