Валентина Шарова
Конспект НОД по познавательному развитию «Рассматривание картины художника ХМАО-Югры Владимира Гаврилова «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа: подготовительная группа 6-7 лет.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально – коммуникативное развитие.
Виды деятельности: познавательно - исследовательский, коммуникативный, игровой.
Форма организации: фронтальная, в микрогруппах.
Формы работы: развивающее упражнения «Настроение». Интерактивная игра «Распутай паутину», «Расшифруй слово». Рассматривание картины В. Гаврилова «Зима». Эксперименты: «Какой снег скрипит?», «Оттенок на снегу». Составление описательного рассказа по картине с опорой на наглядный план. Проблемные вопросы. Похвала, словесное поощрение, подчеркивание достижений.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Рассматривание картины художника ХМАО-Югры Владимира Гаврилова „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима, зимние забавы. Составление рассказа по картине
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Художники. Знакомство с картинами художников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
Оборудование и материалы: магнитофон, интерактивная доска. Демонстрационный материал: аудио запись (скрип снега). Дидактические пособия: «Распутай паутину», «Расшифруй слово». Картина В. Гаврилова «Зима», белый лист (такого же размера с вырезанным квадратиком, рамка для картины вырезанная из белой бумаги.
Наглядный план (картинки – схемы) для составления рассказа. 4 разноса, 2 поляризатора с водой. Раздаточный материал: фонарики, лоскутки ткани 10х10 см. (красного, желтого, синего цветов). Листы белой гофрированной бумаги, салфетки.
Предварительная работа: рассматривание картин: Исаака Левитана «Лес зимой», Ивана Шишкина «Зима», составление описательного рассказа с опорой на картинки – схемы. Дидактические упражнения: «Путешествие в мир слов», «Назови признаки», «Придумай сравнение», знакомство с жанрами живописи. Дидактические игры: «Расшифруй слово», «Распутай паутину». Слушание и обсуждение пьесы П. Чайковского «Зимнее утро».
Цель: рассматривание картины В. Гаврилова «Зима» посредством различных видов детской деятельности.
Задачи образовательной деятельности.
Образовательные. Познакомить с художником ХМАО – Югры В. Гавриловым. Закрепить умение расшифровывать слова с помощью цифр и букв. Продолжать совершенствовать навык составлять описательный рассказ по картине. Продолжать учить выдвигать гипотезу, сравнивать и делать выводы.
Развивающие. Развивать логическое мышление, связную речь; познавательную активность в процессе экспериментирования. Способствовать развитию самостоятельности, инициативности.
Воспитательные. Формировать умение видеть красоту зимней природы родного края. Формировать коммуникативные навыки: умение договариваться, взаимодействовать в мини группах.
Ход нод
Психологический настрой (1 мин.).
Мы в кружок все соберемся.
Дружно всем мы улыбнемся
И пожелаем друг другу, друзья.
Хорошего, светлого, радостного дня.
Мотивационно – побудительный (3мин.) Формирование представлений о предстоящей деятельности
Ребята, я к вам пришла с подарком, а какой подарок, догадаетесь сами чуть позже.
Сначала ответьте на вопрос:
- Кто рисует картины?
-Где художник рисует картины? (Творческой мастерской, на улице и т. д.).
- А вы, когда - ни будь были в творческой мастерской? А хотели бы побывать?
Тогда при помощи нашего воображения мы с вами попадем в воображаемого мастерского великого художника ХМАО – Югры.
Актуализация (4мин). Актуализация имеющихся знаний, представлений.
Но сначала с помощью кода расшифруйте имя и фамилию художника. Разделитесь на две группы.
1 группа - «распутайте паутину» и прочитайте имя художника.
2 группа - расставьте буквы в пустых клетках под соответствующей цифрой и прочитайте фамилию художника.
Договаривайтесь, кто будет отвечать. Прочитайте. (Владимир Гаврилов).
- Гаврилов Владимир Витальевич – художник, заслуженный деятель культуры ХМАО-Югры, почетный гражданин города Ханты-Мансийска. Природа нашего края вдохновляла его на написание картин. Работы художника хранятся в Русском музее города Москвы, музее Природы и Человека города Ханты-Мансийска, картинных галереях и частных коллекциях Канады, Франции, США, Финляндии и других стран.
Закройте глаза, 1,2,3 вокруг себя повернись, в творческой мастерской окажись.
- Ребята, представьте, что мы в творческой мастерской Владимира Гаврилова. Он только нарисовал картину и куда – то вышел, а картину закрыл листом. (Картина закрыта листом, в котором вырезан один квадрат и через этот квадрат видна картина).
- Вы видите картину? (Одну часть, один кусочек, квадратик). Попробуем предположить, или догадаться, что там нарисовано? (Ответы детей.). Можете предположить жанр живописи? (Ответы детей).
- А может это портрет? Может человек стоит у окна и видит деревья? Почему?
- Я задала всего один вопрос: «Что нарисовано на картине?», а сколько у нас ответов, сколько мнений? Много.
- Что надо сделать чтобы узнать? (Открыть картину и посмотреть). Значит, чем мы будем сегодня заниматься? (Рассматривать картину В. Гаврилова). Вместе с ребятами снимаем лист.
Ребята, совпали ли наши предположения с тем, что мы увидели? Что нарисовано? (Ответы детей).
- Эту картину художник Владимир Гаврилов назвал «Зима».
- Ребята, какое настроение у картины? Если бы вы услышали воображаемую музыку, какая бы она была? (Ответы детей). Медленная, тихая, спокойная.
Введение новых знаний (7 мин).
Да, ребята, Владимир Гаврилов создал тихую, но наполненную звуками картину. Послушайте один из таких звуков. (Звучит аудиозапись). Что это за звук? (Скрип снега).
- Ребята, как вы думаете, кто мог ходить по лесу? (ответы детей). Ребята, как вам кажется, какой снег мог скрипеть твердый или мягкий? Мокрый или сухой? (Ответы детей). Мнения разделились. Приглашаю вас провести эксперимент. «Какой снег скрипит под ногами?». Проходите за столы.
Ребята, лист бумаги рвем на небольшие кусочки – это будут снежинки и кладем в разнос. Когда ветер дует и собирает снежинки в кучу, как эта куча снега называется? (Сугроб). Прижмите рукой и послушайте. Что вы слышите? Звук, шуршание. Какой снег скрипит под ногами? Сухой.
Возьмите лейку, поляризатор. Намочите сугроб. Прижмите рукой. Что вы слышите? Какой снег скрипит под ногами? Сухой. Отлично, ребята.
Предлагаю вернутся в творческую мастерскую.
Ребята, какого цвета снег? (Белый). А вы когда-нибудь видели снег другого цвета?
Посмотрите на картину. Художник рисовал, то что увидел в лесу. Посмотрите на картине снег желтоватый, серый. Почему?
А как в лесу на снегу могут появится желтоватые оттенки, голубоватые?
Чтобы ответить на этот вопрос проведем эксперимент "Оттенок на снегу" Проходите за столы.
- Что вы видите на столе? Кусочки ткани, белый лист бумаги и фонарик.
- Перед собой кладите белый лист бумаги. Включите фонарик. Через ткань светите фонариком на лист бумаги. Какой оттенок - цвет на листе? (Ответы детей). Если светить через зеленую ткань, то зеленый оттенок и т. д. Молодцы, выключаем фонарики, кладем в тарелочку.
С помощью чего меняется цвет листа? С помощью фонарика и ткани. Цвет снега зависит от освещения.
- Что в природе светит? (Солнце). В природе, в лесу, что может вместо ткани давать оттенок на снегу?
- Если солнце садится, то какой оттенок на снегу? (Розовый, красный). Если сосна раскинула зеленые ветви, какой оттенок на снегу? А пенек какой оттенок дает? А если небо голубое, то какой оттенок?
Совершенствование имеющихся навыков (7мин).
Вернемся в творческую мастерскую.
- Ребята, как называется картина? Зима. Кто её написал? Великий художник ХМАО – Югры Владимир Гаврилов.
Ребята, составим рассказ по картине с помощью наглядного плана. Каждый по цепочке составит красивое предложение, которое передаст словами красоту природы нашего края.
(После этого один ребенок рассказывает свой описательный рассказ по картине).
Рефлексия. (2 мин). Подведение итогов нод, обобщение полученного ребенком
Ребята, вспомните все что мы сегодня делали и продолжите предложение: Сегодня я узнал…
Я помню, что…
Меня удивило…
Мне захотелось …
Открытый конец (1мин).
Ребята, может вы догадались, что будет для вас подарком? (Картина). Да я дарю вам картину.
- Ребята, чтоб повесить картину на стенку, чего не хватает? (Не хватает рамки). Воспитатель достает белую рамку. Давайте приложим к картине. Белая рама подойдет к этой картине? (Ответы детей). Рама к картине подбирается по настроению картины. По настроению картина какая? Тихая, спокойная. Вот если мы сделаем красную рамку, подойдет? Почему? Почему не сочетается? На картине холодные тона, а красным цветом изображаем радость, веселье.
Когда вы будете украшать рамку, то какие цвета будете использовать? (Холодных цветов).
Ребята, у нас в центре творчества есть различный материал. Договаривайтесь в какой технике вы будете украшать рамку, берите необходимый материал и украшайте рамку.