Зоя Шипицына
Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в зимний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной группы на тему: «Путешествие в зимний лес»
Цель: Обобщение и дополнение представлений детей о зиме и о том, как зимуют звери в лесу.
Задачи.
Образовательные: ознакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, делать выводы; закрепить и дополнить знания детей о зимних явлениях в природе;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Путешествие в зимний лес“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Развивающие : совершенствовать навыки связной речи; развивать зрительное восприятие; логическое мышление; зрительное внимание, слуховую память; учить согласовывать речь с движениями; развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательные: Воспитывать у детей интерес к жизни диких животных; воспитывать доброе отношение к представителям живой природы; воспитывать умение работать и играть в коллективе.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлений, зимних развлечениях. Чтение произведений о зиме; знакомство с пословицами, стихотворениями о зиме; разгадывание загадок о зимних явлениях. Беседы о животных, составление описательных рассказов, заучивание стихотворений о зиме, знакомство с народными приметами и пословицами. Чтение русских народных сказок «Лисичка-сестричка и серый волк», «Хвосты», «Заяц-хваста», «У страха глаза велики»
Оборудование:
магнитная доска, предметные и сюжетные картинки по теме «Зима», компьютер.
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель загадывает загадку:
«Во дворе замерзли лужи,
Целый день поземка кружит,
Стали белыми дома.
Это к нам пришла… (Зима)»
- Да, ребята, правильно – это пришла зима. А как вы узнали, что наступила зима (стало холодно, мороз, идёт снег, люди надели тёплые вещи, птицы улетели в тёплые страны и т. д.)
- Ребята, помните, как в песне поётся, что зима приезжает на трёх белых конях. Кто эти кони? Правильно, это зимние месяцы. Как они называются? (Декабрь, январь, февраль). А сейчас какой месяц? (Январь).
- А теперь давайте вспомним: какие природные явления бывают зимой? (Иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа).
- Какие изменения происходят в природе зимой? - дни становятся короче, часто идёт снег, на реке появляется лёд, потому что стоят морозные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет, деревья спят, птицы перелётные улетели и т. д.)
- Ребята, а что же происходит зимой с лесными животными, хотите узнать?
Тогда предлагаю отправиться в лес. Вот только вопрос – на чём мы туда доберёмся, ведь везде снег? (дети с ответом затрудняются).
- Я предлагаю путешествие на аэросанях, согласны? (показываю слайд) Выберем водителя считалкой.
Дети говорят считалку:
«Раз, два, три, четыре, пять -
В зимний лес идём гулять :
Заяц, волк, лиса не спят,
А медведи - все храпят:
Ёжик в норочке сопит
И барсук всю зиму спит.
Кто зимой впадает в сон -
Из игры выходит вон!».
- Саша садись за руль, остальные- рассаживаемся в салон и отправляемся в путь.
- Вот мы и добрались до леса, дальше идём пешком.
Выполняем физ. минутку:
Не боимся мы пороши,
Ловим снег – хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам,
Снега хватит нам и вам.
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Носом вдох, а выдох – ртом.
Дышим глубже, а потом
Бег на месте не спеша.
Как погода хороша!
На пенёк мы дружно сядем,
Отдохнём и снова встанем.
- Вот мы и в лесу. Присядем и послушаем внимательно.
( Показываю презентацию: «Как зимуют в лесу животные»)
Воспитатель рассказывает: Чтобы выжить в этих жестких условиях холодного времени года дикие животные готовятся к зиме заранее: меняют окраску, делают запасы, готовят себе жилище, впадают в спячку.
Глубок снег. Спят медведи и барсуки в своих зимних спальнях, в сухие листья спрятались мотыльки и жучки. Все стихло, только голоса птиц и следы животных рассказывают о жизни зимнего леса. Зимой зайцы и лисы меняют окраску шерсти. Ежи, медведи и барсуки не запасают корм на зиму – Они впадают в спячку и проводят время в глубоком снегу. Медведь - зверь огромный и всеядный. Он засыпает на всю зиму в берлоге потому, что тяжело ему было бы зимой найти себе пропитание, когда нет ягод, орехов, желудей - основной его пищи. Место для берлоги выбирает непроходимое, рядом с болотом. Сама берлога - это укрытие под поваленным деревом. Стаскивает Мишка туда хворост, а дно выстилает толстым слоем мха. Уляжется медведь, а потом берлогу снегом засыпет - и будет она словно сугроб. Во время зимнего сна у медведиц рождаются медвежата. Крохотные: медвежонок - размером с три ваших ладошки. Медведь спит чутко но будить медведя в спячке очень опасно. Разбуженный медведь очень злой и опасный. Часто медведь просто шатается по лесу, таких медведей называют «шатунами». За время зимней спячки медведь теряет почти половину своего веса.
Ёжик тоже на зиму засыпает. Ежа зимой в лесу не встретишь. Ведь с приходом холодов пропадает для него в лесу всякий корм: червяки и ящерицы в землю попрятались, жуки под корой оцепенели, лягушки на дне пруда в ил зарылись. Поэтому осенью ёж плотно закрывает вход в свою подземную нору, сворачивается клубочком и засыпает на всю зиму. Просыпается еж только с прекращением заморозков.
Барсуки, ребята, тоже впадает в сон. Весной, когда начинается снеготаяние, они просыпаются.
Ещё в лесу есть огромный зверь – это лось. Лось защищает себя от холода с помощью снега. Его постель - лежка –это яма в снегу, которая по форме напоминает корыто. Зимой лоси собираются в группы, и если на лося нападают, например, волки, то лось одним ударом может убить волка. Даже такому лесному великану, как лосю, зима приносит большие хлопоты. А знаете почему? Длинные ноги утопают в сугробах - не побегаешь. А как от волков спасаться? Вот поэтому лоси зимой уходят в глубину леса, где снег не такой глубокий. Лоси - травоядные животные. Зимой они находят траву под снегом, грызут веточки и кору деревьев.
У волка к зиме мех шубы становится потеплее да попушистее. И когда спит на морозе, нос хвостом закрывает. Основная пища волков - это кабаны, олени, лоси. В суровые зимы волчьи семьи объединяются друг с другом и становятся стаями. Стаей охотиться легче, чем в одиночку. Волки по ночам охотятся, часто делают набеги на жилища людей, где истребляют домашних животных. ВОЛК - сильный и выносливый хищник. У этого зверя острое зрение и прекрасный слух, он очень вынослив:, несколько дней может обходиться без еды и может бежать без остановки много часов. Люди даже придумали про это качество волка пословицу: «Волка ноги кормят»
Белка очень запасливая хозяйка, поэтому к зиме готовится всю осень. Она припрятывает на деревьях и в земле ягоды, грибы, жёлуди. А зимой даже сквозь снег белка - хозяюшка по запаху находит свои припрятанные богатства. Ещё белка очень любит шишки. Из шишек она ловко отгрызает твёрдые чешуйки, а потом выедает все семена. Когда же морозы становятся очень сильными, то белочка спит в дупле, свернувшись калачиком.
Очень тяжко приходится зимой зайке. Зимой его шубка становится белой и ещё более теплой. Домика у него нет, поэтому и спать и прятаться от врагов зайчику приходится в снегу. Запасов на зиму заяц не делает, поэтому ему приходится обгладывать кору и тонкие веточки молоденьких деревьев. Зайчику часто приходится запутывать следы, прячась от лисы и охотников.
А лиса зимой становится красавицей! Хвост у неё ещё пушистее становится. Он то и помогает лисице зимой согреваться, ведь спит она прямо на снегу, да хвостом укрывается. Ребята, мы думаем, что лисы охотятся на зайцев. Это не совсем так. Лисе очень трудно догнать зайца, а вот мышей она ловит очень проворно. Этим лисы приносят большую пользу.
Вот, ребята, как много я вам рассказала. Вам было интересно?
Вы, наверное совсем замёрзли. Предлагаю сделать массаж. Вставайте все в кружок. Говорим слова и выполняем движения.
Ой, мороз, мороз, мороз-
Щиплет щеки, Щиплет нос,
Щиплет ушки, Щиплет губки
Забирается под шубки (спрятать руки под мышки)
Чтоб согреться - посмотри (потереть ладони одна об другую)
Все, как следует, потри :
Щеки, носик, уши, губы… (потереть щеки, нос, уши, губы)
Пар пошел даже от шубы. (Развести руки в стороны, слегка вытянуть губы и выдохнуть через них струю теплого воздуха)
- Согрелись? Тогда возвращаемся к аэросаням и отправляемся в детский сад.
- Вот мы и в саду. Скажите, ребята, чем мы сегодня с вами занимались, где побывали? (ответы детей). Зима, чудесное время года, не правда ли? Зимой хорошо, а вот животным и зимующим птицам тяжеловато. Как мы можем им помочь ( ответы детей: делаем кормушки, оставляем еду на подоконниках, на скамейках, по возможности подкармливаем диких животных).