Елена Нуретдинова
Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие на морское дно» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие на морское дно».
Цель: Обогащение представлений об обитателях подводного мира.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать формировать знания детей о морском дне и его обитателях;
- упражнять в счёте, в умении отгадывать загадки; в умении соотносить предметы с геометрической формой и выбирать картинки с изображением морских жителей.
- установить свойства сухого и мокрого песка, учить анализировать и делать выводы;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Путешествие на морское дно“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
- учить отражать в рисунке характерные особенности дна, используя
нетрадиционные техники рисования: ватной палочкой;
-совершенствовать умение рисовать с помощью шаблона, передавать форму тела осьминог, точно обводя его по конуру простым карандашом;
- совершенствовать приёмы работы кистью (примакиванием, плашмя, кончиком).
Развивающие :
- развивать связную речь, мышление, память;
- Развивать творческую активность, мелкую моторику, навыки учебной деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать желание доставлять радость другим.
Материалы: компьютер; обучающая презентация; флэшка с - музыкой; тонированная бумага; трафарет осьминога; гуашь (жёлтого цвета); ватные палочки; акварель; кисточки; баночки с водой; салфетка, шаблон осьминога; картинки с изображением морских и лесных животных; ракушка; бусы; мяч; морская звезда; лоток с песком; лейка с водой; влажные салфетки.
Предварительная работа: чтение книг о подводном мире, морских обитателях; рассматривание иллюстраций, просмотр фильма о подводном мире.
Словарная работа: Обогащение – кораллы, щупальца.
Активизация - осьминог, морские ежи, рыба - шар, клоун.
I часть. Вводная.
Воспитатель: Дети, сегодня утром мне электронную почту пришло сообщение от осьминога, обитателя морского дна. Он просит о помощи. Дело в том, что озорные рыбки, забрались к нему в дом, пока он гулял по морскому дну и похитили у него его любимые вещи, разбросав их по дну. Осьминог не может их найти.
- Что же осьминогу делать? (Ответы детей)
Конечно, нужно ему помочь. Он прислал фотографии этих вещей. Посмотрите.
Дети смотрят фото и называют вещи: ракушка, морская звезда, бусы и массажный мячик. 1 слайд.
Воспитатель: сколько вещей, посчитайте. (Дети считают)
- Давайте мы возьмём с собой корзинку, как вы думаете, для чего? Верно, чтобы собрать, потерянные вещи осьминога, их всего 4.
-Ну что, отправляемся на морское дно? Для чего? (Ответы детей)
II часть. Основная.
Воспитатель: Как можно путешествовать по морскому дну? (Ответы детей)
- Человек может дышать под водой? (Ответы детей)
-Что поможет нам дышать под водой?
- Верно, нужно надеть акваланги, водолазные костюмы. 2 слайд
- Надеваем.
Дети имитируют надевания костюмов.
Воспитатель: Чтобы попасть на морское дно, нужно сказать такие слова:
Детский сад наш изменился,
В океан он превратился,
Мы отправимся гулять,
Осьминогу помогать.
Воспитатель:
Показ презентации.
3 слайд.
- Мы на морском дне.
4 слайд.
- Здесь нас встречает осьминог. Поздороваемся с ним.
- Посмотрите, какой он печальный, грустный, а почему? (Ответы детей)
Ему очень нужна наша помощь. Что нужно сделать?
Ребята, вы знаете, почему осьминог так называется? (Ответы детей)
У осьминога много ног, их называют щупальцами, с помощью их он передвигается. Давайте их посчитаем. (Дети считают - У осьминога 8 ног).
Воспитатель: Верно. А какого цвета осьминог? (Ответы детей).
- Осьминог имеет свойство менять свой цвет в зависимости от цвета дна, от настроения, он может быть чёрным, красным, синим, жёлтым. Живут осьминоги у дна, скрываясь в расщелинах между камнями или в подводных пещерах. Осьминоги – настоящие хищники. По ночам они выбираются из своих укрытий и отправляются на охоту.
Ну, что в путь. Для чего мы опустились на дно? (Ответы детей)
5 слайд.
Перед вами на экране морское дно. Чем оно покрыто? (Ответы детей)
- Давайте поговорим о свойствах песка. Подойдём к столу. Что вы на нём видите?
Предложить детям по очереди взять горсть сухого песка и выпустить его струйкой так, чтобы он падал в одно место.
Дети делают вывод: Песок - сыпучий.
- А на морском дне, песок, сыпучий? (Ответы детей)
Предложить детям взять лейку и полить песок, каким он стал? Почему?
(Ответы детей)
Мокрый песок взять в ладонь и попробовать сыпать струйкой, но он будет падать с ладони кусками, затем, взять песок в ладонь и сжать.
Дети делают вывод: Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.
В песке дети находят ракушку. Одна вещь осьминога найдена. Кладут её в корзинку.
- Молодцы.
6 слайд.
Воспитатель: На морских рифах много водорослей и кораллов. Кораллы - живые, они питаются живыми существами, которые проплывают мимо них. Чаще всего кораллы бывают коричневыми, белыми, красными, Растут кораллы очень медленно.
7 слайд.
Воспитатель: Недалеко от коралловых рифов можно встретить рыбу-клоуна. Догадаетесь, почему её так назвали?
- Верно. Такое необычное прозвище рыба-клоун получила из-за яркой окраски и сходства с гримом цирковых актеров, которые разрисовывают свое лицо перед выступлением. Рыба - клоун приготовила для вас загадки. Попробуем, отгадаем.
8 слайд.
1. У нее такая пасть!
Каждый может в ней пропасть.
Зубы острые сомкнула
Рыба хищная (Акула)
9 слайд.
2. Плавает прозрачный зонтик.
«Обожгу! — грозит. — Не троньте!»
Лапки у нее и пузо.
Как зовут ее? (Медуза)
10 слайд.
3. Глубоко на дне она,
Словно на небе видна.
Но не светит и не греет,
Потому что не умеет. (Морская звезда)
- Молодцы, отгадали все загадки. А последняя была самая трудна, думала, не отгадаете. Ладно, так уж и быть, нашла я еще одну игрушку осьминога, отдаю её вам.
Воспитатель отдаёт детям морскую звезду.
11 слайд.
Вот ещё один обитатель морского дна – морские ежи, они бывают различных видов. Передвигаются морские ежи по дну с помощью своих длинных игл. Похожи они на лесных ежей? Давайте сравним их. Найдите сходства, и различия между ежами. (Дети сравнивают ежей).
- Верно, тела ежей покрыты иглами. У лесных ежей есть ножки, а у морских - нет, всё тело полностью покрыто иглами.
- Молодцы.
Сейчас давайте подойдём к столу и попробуем отобрать картинки с морскими животными, по очереди.
Дети выбирают из набора различных животных - морских, и находят жемчужные бусы.
Вот, нашлась и ещё одна вещица осьминога. Это жемчужные бусы. Жемчуг растёт на дне моря в ракушках.
Кладём их тоже в корзинку.
Воспитатель: отдохнули, продолжим наши поиски.
12 слайд.
Воспитатель: Вот ещё одна необычная рыба. Попробуйте угадать её название. (Ответы детей).
- Это рыба - ёж. Чувствуя опасность, она набирает в себя воду, и раздувается, как шар.
- Попробуйте назвать предметы, которые похожи на шар. ( Ответы детей: мяч, голова, глобус, воздушный шарик, мыльный пузырь).
- Хорошо справились с заданием. А вот ещё один предмет в форме шара, это пластмассовая шкатулка. Но она не простая, а с секретом. Сейчас мы её откроем, и посмотрим, что у неё внутри.
Воспитатель открывает шар, и показывает массажный мячик:
- По-моему, это игрушка осьминога - массажный мячик.
- Давайте посчитаем, все ли вещи осьминога на месте?
Дети считают.
13 слайд.
Воспитатель: Мы с вами помогли осьминогу, и нашли его потерянные вещи. Он нас благодарит.
Как вы думаете, улучшилось у него настроение? (Ответы детей)
Воспитатель:
Давайте пригласим его на танец вместе с морскими обитателями.
Физкультминутка: выполняют движения по тексту.
Ну, а грустным осьминожкой потанцуем мы немножко.
Мы его развеселим.
И на танец пригласим.
Раз - присели, два – привстали.
Руки к верху все подняли,
Сели – встали, сели – встали,
Осьминожкой словно стали.
А потом пустились вскачь, будто рыба, рыба – мяч.
Замечательно отдохнули.
А чтобы у осьминога ещё улучшилось настроение, я предлагаю сделать осьминогу подарок и нарисовать его портрет. А он посмотрит, как мы будем рисовать.
- Проходим за столы, соединённые в одну линию.
Показ образца рисунка морского дна.
Воспитатель: Сначала с помощью шаблонов мы нарисуем осьминога, аккуратно обводя шаблон по контуру простым карандашом. А затем раскрасим его акварелью. Вспомните, от чего будет зависеть цвет осьминога? ( Ответы детей: от настроения, от цвета дна).
- Затем приступим к оформлению морского дна. Песок мы нарисуем необычным способом, с помощью ватных палочек и жёлтой гуаши. Ритмичными движениями нанесём краску на листок бумаги (показ воспитателя).
Не забудьте украсить морское дно водорослями, кораллами акварельными красками.
- Прежде, чем приступить к рисованию, разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять.
Дети поочерёдно загибают пальчики.
В море мы плывём играть.
Большим и средним имитируют ходьбу.
Ёж на дне лежит, как щётка!
Ярко синие иголки у него тверды и колки.
Поднимают прижатые друг к другу ладошки вертикально и раздвигают пальцы.
Вот несётся осьминог,
Пара глаз и восемь ног.
Соединяют большой и указательный пальцы в кольца. Ставят пальцы вертикально и показывают восемь пальчиков.
Толстый краб ползёт, спешит.
Рыб пугает и смешит.
Развернуть пальчики горизонтально в полусогнутом состоянии и шевелить ими.
Интересно нам на дне,
Но пора домой к себе!
Поднять руки над головой в виде домика.
Дети приступают к работе под музыку.
Воспитатель в процессе работы даёт советы, помогает детям.
Дети заканчивают работу.
Воспитатель предлагает взять работы и положить их на стол перед экраном с изображением осьминога.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие замечательные портреты осьминогов у нас получились. И осьминогу они очень понравились. Он вас благодарит за всё, и отправляется по своим делам. 14 слайд.
А мы возвращаемся домой, в группу. Для этого нам нужно сказать такие слова:
Раз - два, раз - два,
Возвращаться нам пора.
- Снимаем акваланги, костюмы.
III часть. Заключительная.
- Понравилось вам, дети путешествие?
- А где мы сегодня побывали? (Ответы детей)
- Что же мы там делали? (Ответы детей)
- Кого увидели, с кем познакомились? (Ответы детей)
- Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать. Обязательно расскажите об этом путешествии дома.