Елена Гутарова
Конспект НОД по познавательному развитию «Космические просторы»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
дать понятие о строении Солнечной системы; Рассказать о Солнце, звездах и планетах Солнечной системы;
развивать познавательный интерес, внимание, память;
воспитывать умение общаться в процессе работы, доброжелательно относиться к товарищам.
Предварительная работа:
чтение художественной и документальной литературы о космосе;
чтение фантастической сказки Уэллса Гордона «Звездочет и обезьянка Микки»;
рассказ «Можно ли гулять по Солнцу»;
«Большая энциклопедия эрудита от Тины Канделаки»;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Космические просторы“» размещена в разделах
беседы на космические темы :
«Луна – спутник Земли»;
«Планеты солнечной системы»;
рассматривание иллюстраций о космосе;
заучивание стихов о космосе.
Оборудование:
полотно с изображением звездного неба;
макеты телескопа, бинокля;
иллюстрации с изображением созвездий, планет;
два термометра, настольная лампа, палитра, кисть, костюм звездочета;
Методические приемы:
1. Сюрпризный момент.
В зале выключен свет, окна завешены, на потолке макет звездного неба, «звездочки» включены и мигают.
В. : По тёмному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает.
В. : Ребята, что же это за карамель такая? (В зале включается свет).
Д. : Звезды.
В. : Наступило утро, звездочки наши «растаяли», а мы оказались в детском саду и к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
Д. : Здравствуйте!
В. : Молодцы, ребята, присаживайтесь на стульчики.
2. Беседа.
В. : Ребята, как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить?
Д. : Мы будем говорить о звездах.
В. : Ребята, если взглянуть под ноги на улице, что мы увидим?
Д. : Мы увидим землю.
Д. : Мы увидим асфальт.
Д. : Мы увидим траву.
В. : А что мы сможем увидеть, если посмотреть вверх?
Д. : Мы увидим небо и облака.
Д. : Мы можем увидеть Солнце.
Д. : А ночью мы увидим Луну и звезды.
В. : Ребята, а как вы думаете, сколько на небе звезд?
Д. : На небе много звезд.
Д. : На небе столько звезд, что их невозможно сосчитать.
В. : Конечно, ребята, вы все правы, звезд на небе очень много и сосчитать их не возможно, а людей, которые пытались сосчитать звезды, стали называть – звездочетами.
В. : Потом звездочетов стали называть астрономы от слова «астр» - звезда.
Для того чтобы не перепутать звезды, астрономы условно разделили их на группы, которые назвали – созвездия (повторить всем вместе).
В. : Ребята, так что же такое созвездие?
Д. : Созвездие – это группа звезд.
В. : Давайте рассмотрим некоторые созвездия (рассматривание иллюстраций с изображением созвездий Большой и Малой медведиц, Льва, Овна, Лебедя).
В. : Ребята, посмотрите внимательно и скажите, на что похоже это созвездие?
Д. : Я думаю это созвездие похоже на облако.
Д. : Я думаю это созвездие похоже на льдинку.
Д. : Эти созвездия похожи на медведей.
В. : Правильно, эти созвездия похожи на медведей и называются Большая и Малая медведицы.
В. : А это созвездие на что похоже?
Д. : Я думаю это созвездие похоже на пирамидку.
Д. : Я думаю это созвездие похоже на колокольчик.
Д. : Это созвездие похоже на львов.
В. : Правильно, эти созвездия похожи на львов и называются они Лев и Малый лев.
В. : Посмотрите на это созвездие, на что оно похоже?
Д. : Я думаю это созвездие похоже на котенка.
Д. : Я думаю это созвездие похоже на собачку.
Д. : Это созвездие похоже на овечку.
В. : Правильно, это созвездие похоже на овечку, а называется оно Овен.
В. : Что же можно увидеть, глядя на это созвездие?
Д. : Это созвездие похоже на самолет.
Д. : Я думаю, это созвездие похоже на птицу.
Д. : Это созвездие похоже на Лебедя.
В. : Правильно, Это созвездие – Лебедь.
В. : Для того, чтобы лучше рассмотреть далекие звезды и созвездия, астрономы стали использовать бинокли (дети смотрят в бинокль). В нем есть увеличительные стекла, благодаря которым мы видим звезду приближенную и увеличенную.
В. : Ну что, ребята, увидели вы звезды в бинокль?
Д. : Да!
В. : А сейчас я предлагаю вам рассмотреть эти звезды с помощью телескопа.
3. Танцевальное упражнение. (Барбарики – Раскрасим все планеты)
Д. : По порядку все планеты
Назовё т любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
В. : Ребята, давайте мы с вами подумаем, что же такое звезды?
Д. : Что такое звёзды?
Если спросят вас -
Отвечайте смело:
Раскалённый газ.
В. : Ребята, а вы знаете, что Солнце – это очень большая звезда, которая согревает нашу планету.
Д. : Солнце - монетка, - скупой проворчал.
Нет, сковородка! - обжора вскричал.
Нет, каравай, - хлебопёк произнёс.
Компас, - сказал убеждённо матрос.
Солнце - звезда, - астроном объявил.
Доброе сердце, - мечтатель решил.
В. : Солнце расположено ближе к Земле, чем другие звезды, и его лучи согревают нашу планету. А другие звезды находятся очень далеко от Земли и их тепло до нас не доходит. А давайте мы в этом убедимся на опыте!
4. Опыт: Для этого нам понадобиться лампа – это будет Солнце, два термометра – это будут планеты. Ребята, обратите внимание, что столбики на термометрах одинаковые. А еще нам понадобятся песочные часы, с помощью них мы будем засекать время. Расположим один термометр – ближе к лампе, а другой – дальше от нее и включим лампу на некоторое время.
В. : А пока наши песочные часы будут отсчитывать время, предлагаю поговорить о Солнце (присаживайтесь на свои места).
В. : Как вы думаете, у Солнышка есть семья, или оно одиноко во всей вселенной?
Д. : Я думаю, у Солнца есть семья.
В. : Ребята, я уверена, вы знаете много стихотворений, а кто знает стихи о планетах.
Д. : МЕРКУРИЙ
Меркурий – ближайшая к Солнцу планета,
Залит он лучами горячего света,
Так много ему достается лучей,
Что эта планета других горячей!
В. : Меркурий – первая, самая близкая к Солнцу планета. На этой планете очень жарко.
Д. : ВЕНЕРА
В честь богини красоты названа, Венера, ты!
В тёмных небесах сияешь, красотой нас одаряешь.
В. : Вторая от Солнца планета – Венера. Венера светится как кристаллик и кажется очень красивой! Поэтому и назвали ее в честь богини красоты Венеры.
Д. : ЗЕМЛЯ
От Солнца третья по счету планета,
Наша Земля поменьше звезды,
Но ей хватает тепла и света,
Чистого воздуха и воды.
В. : Наша Земля – третья от Солнца планета. На ней есть все условия для жизни животных и людей. Земля имеет пригодный для дыхания воздух. Большую часть нашей планеты занимает вода.
Д. : МАРС
Марс – таинственная планета.
Она по размеру чуть больше Луны,
Из-за кроваво-красного цвета
Назвали планету в честь бога войны.
В. : Марс – четвертая планета Солнечной системы. Она вдвое меньше Земли и отличается от других планет красноватым свечением, поэтому ее часто называют «красной планетой». Марс получил свое название в честь бога войны.
Д. : ЮПИТЕР
Юпитер – больше всех планет,
Но суши на планете нет.
Повсюду жидкий водород
И лютый холод круглый год!
В. : Юпитер – пятая от Солнца планета. Это огромный шар, который в 11 раз больше Земли. Юпитер – самая большая планета Солнечной системы.
Д. : САТУРН
Сатурн – красивая планета
Желто-оранжевого цвета,
И кольцами камней и льда
Окружена она всегда.
В. : Сатурн – шестая от Солнца планета. Эта планета окрашена в желто-оранжевый цвет, ее окружают удивительные кольца, состоящие из ледяных глыб и камней.
Д. : УРАН
Уран-лежебока, и встать ему лень,
Подняться планете невмочь,
Сорокалетие длится там день
И сорокалетие – ночь.
В. : Уран – седьмая планета от Солнца. Это единственная планета, которая вращается лёжа на боку. 40 лет на планете длиться день, а потом 40 лет – ночь.
Д. : НЕПТУН
Планета Нептун от Земли далеко,
Увидеть её в телескоп нелегко,
От Солнца по счету планета восьмая,
Царит на ней вечно зима ледяная.
В. : Нептун – восьмая от Солнца планета, она кажется голубой, потому, что ее окружает газ метан.
Д. : ПЛУТОН
Несётся в пространстве далёкий Плутон,
Он Солнца лучами едва освещен.
В. : Плутон – девятая, самая удаленная от Солнца планета. Эта очень маленькая и самая холодная планета Солнечной системы.
В. : Вот, ребята, мы и познакомились с Солнечной семьей, которая называется Солнечной системой (повторить всем вместе). А теперь, давайте посмотрим, что произошло с нашими термометрами.
Вывод:
В. : На каком термометре столбик поднялся выше?
Д. : Столбик поднялся выше на первом термометре.
В. : А первый термометр находится ближе к лампе или дальше от нее?
Д. : Первый термометр находится ближе к лампе.
В. : Значит, первый термометр находится ближе к лампе и нагревается сильнее, а что происходит со вторым термометром?
Д. : Второй термометр находится дальше от лампы и не нагревается.
В. : Правильно ребята. Так же и со звездами, они от нас гораздо дальше чем Солнце, поэтому свет от них слабый и совсем не дает тепла.
6. Конструирование ракеты.
В. : Ребята, понравилось вам говорить о звездах?
Д. : Да!
В. : А вы хотели бы отправиться в космическое пространство?
Д. : Да!
В. : Как вы думаете, на чем можно полететь к звездам?
Д. : В космос летают на самолете, на вертолете, на воздушном шаре, на космическом корабле или на ракете.
Д. : Давайте мы с вами поострим ракету и полетим к звездам.
В. : Ребята, какая большая красивая ракета у нас получилась! А теперь давайте заведем моторы и отправимся в космическое путешествие : 5, 4, 3, 2, 1, пуск. (Дети выбегают из зала).