Лучший педагог года

Конспект НОД по познавательному развитию «В поисках подарков волшебницы Осени» для старшего дошкольного возраста

Кудзиева Нонна
Конспект НОД по познавательному развитию «В поисках подарков волшебницы Осени» для старшего дошкольного возраста

Конспект НОД по познавательному развитию для старшего дошкольного возраста

Подготовила: воспитатель Кудзиева Нонна Казбеговна

МБДОУ №84 г. Владикавказа

Цель: обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках

Задачи:

Учить устанавливать связи между изменениями в неживой и живой природе; в жизни растений и животных, насекомых и птиц.

Закрепить обобщающие понятия «овощи» и «фрукты», характерные свойства овощей и фруктов; систематизировать знания о труде людей осенью.

Учить подбирать листочки для дерева.

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „В поисках подарков волшебницы Осени“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Учить поддерживать непринужденную беседу

Активизировать словарь: листопад, урожай, золотой, перелетные, ранняя осень, золотая осени, поздняя осень, погреб, корнеплоды, линька, овощехранилище.

Уточнить и закрепить правильное произношение звуков [л]— [р]; произносить слова с данными звуками, называть слова на заданный звук

Развивать познавательный интерес детей, их внимание, мышление и память.

Развивать интерес к выполнению заданий, культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

Развивать умение отвечать на поставленные вопросы полными ответами.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, уважение к сельскохозяйственному труду людей.

Материалы:

1. Корзина с листьями (оранжевый, желтый, красный, зеленый).

2. Изображение деревьев и их листьев (клен, береза, дуб)

3. Мольберты (3)

4. Ободки для «Дождика» и «Осени».

5. Материал для игры «Собери урожай» : (дорожки -2, каучуковые мячики картинками овощей и фруктов, шаблоны корзин с буквами Л и Р, 2 корзины)

6. Картинки: заяц серый - белый, медведь-берлога.

7. Макет берлоги, подарочная коробка с подарками (для сюрприза)

8. Проектор

9. Презентации занятия.

Словарная работа: погреб, корнеплоды, линяют, линька.

Дети заходят в зал под музыку «Хорошее настроение»

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с гостями

ПОД: Здравствуйте! (Дети делают круг)

Воспитатель: Ребята, мы с вами слушали песню. О чем это песня? (Ответы детей) А что такое настроение?

Это игры и веселье,

Это ласковое море,

Это мир с тем, с кем ты в ссоре.

Это первый снег в окошке,

Это мамины ладошки.

Это бабушкины сказки,

Что такое настроенье?

Это радости мгновенья!

Воспитатель: Дети, скажите пожалуйста, какое бывает настроение?

ПОД: Веселое, радостное грустное, злое.

Воспитатель: У человека от чего зависит настроение?

ПОД: У человека зависит настроение от самочувствия, от погоды и т. д.

Воспитатель: Ребята, а какое у вас настроение сегодня?

ПОД: Хорошее

Воспитатель: У меня тоже хорошее настроение. Потому, что сегодня утром нам прислали необычное звуковое сообщение. Чтобы узнать от кого оно, необходимо прослушать его (Включает аудиозапись и спрашивает детей от кого сообщение. Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель предлагает загадку) :

На лесной опушке я краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и разделись клены,

И зазолотились листья у березы.

Дети. Осень.

Хотите узнать от кого оно?

(Прослушивание сообщения)

2 слайд (сообщение от Осени со звуком)

«Здравствуйте, ребята. Была я с вами три месяца, но пришло время прощаться, приближается зима. И чтобы вы не грустили я для вас приготовила небольшие подарки. Но, чтобы найти их вам необходимо выполнить все мои задания. Перед уходом я оставила разноцветные листья с заданиями в корзине. Первое задание находится под оранжевым листочком.»

(На оранжевом листочке подсказки к следующим заданиям)

Воспитатель: Ну что, ребята, вы готовы выполнить задания Волшебницы Осени? Тогда нам нужно поискать оранжевый листок (Дети находят оранжевый листок). Первое задание (Воспитатель читает послание «Осени») «Осень - настоящая волшебница, могу разукрасить природу по взмаху волшебной палочки в разные цвета. Я подготовила для вас красивые картины, посмотрите их и расскажи, что вы знаете обо мне?»

(1-задание «Рассказ по картинам»-под оранжевым листиком)

Воспитатель: Ребята, прежде чем мы приступим к выполнению задания, ответьте, пожалуйста: Сколько осенних месяцев вы знаете?

ПОД: Осенних месяцев три.

Воспитатель: Назовите их

ПОД: Сентябрь, октябрь, ноябрь

Воспитатель: Как мы называем осень в сентябре, октябре и ноябре?

ПОД: Ранняя, золотая, поздняя.

Воспитатель: А сейчас предлагаю вам подойти ближе к экрану и рассмотреть картины. Расскажите какое время года изображено на картине?

3 слайд (картин ранняя осень)

ПОД: Осень.

Воспитатель: Какая осень?

ПОД: Ранняя.

Воспитатель: Как вы узнали?

(Дети называют приметы ранней осени. Погода ранней осенью теплая? В парках и садах есть цветы? Листья на деревьях ещё зелёные? (Люди собирают овощи и фрукты).

4 слайд (картина золотая осень)

Воспитатель: А на этой картине какое время года изображено?

ПОД: Тоже осень

Воспитатель: Какая осень?

ПОД: Золотая

Воспитатель: Почему вы так думаете?

ПОД: (Дети называют признаки золотой осени). Листья на деревьях пожелтели и стоят, как будто, в золоте. Животные собирают себе на зиму запасы.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

5 слайд (картина поздняя осень)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, на этой картине какая осень изображена?

ПОД: Поздняя.

Воспитатель: Почему?

ПОД: (Дети называют признаки поздней осени. Потому, что зима уже на пороге. Погода очень холодная, часто идёт дождь, деревья стоят без листвы. Дни стали короче, а ночи длиннее).

Воспитатель: Молодцы! Первое задание выполнили. Пора нам перейти ко второму заданию.

( Воспитатель читает под оранжевым листочком подсказку: Второе задание найдете под желтым листочком- 2 задание «Верни деревьям листья»)

Воспитатель: Ребята, давайте поищем желтый листок.

(Дети находят в корзине желтый листок)

2 задание- Помогите вернуть деревьям свои листочки.

Воспитатель: Скажите, ребята, когда осенью листики желтеют, что с ними происходит?

ПОД: Опадают.

Воспитатель: Правильно, опадают. Как называется это явление природы?

ПОД: Листопад.

2 задание

Воспитатель: Молодцы! Осенью дует холодный ветер и срывает с деревьев листочки. Посмотрите, сколько листьев, с разных деревьев, они все перемешались (показывает корзину с листьями). Поможем вернуть деревьям свои листочки?

ПОД: Да

Воспитатель: Из корзины достаем листок и называем с какого дерева он упал. Если лист упал с березы, как он будет называться - березовый, возвращаем «березе», если лист с клёна — кленовый, возвращаем «клену», а если с дуба-дубовый, возвращаем «дубу» (корзины с наклеенными деревьями берёза, клён, дуб).

Дети передают друг другу корзину и достают листья, говорят, с какого он дерева и образуют прилагательное.

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием.

Ребята, нам пора выполнить следующее задание. Вы согласны? (3 задание под красным листочком-«Собери урожай»). Предлагаю найти красный листок (Дети находят красный листок). Задание: «Отгадайте загадку и соберите ответ». Что это означает, ребята, как вы думаете? Предлагаю сначала отгадать загадку и тогда мы узнаем, что нужно собрать (читает загадку, вы согласны?

ПОД: Да

Воспитатель: Тогда слушайте внимательно.

Что весною мы сажали,

Потом летом поливали.

Все, что осенью на грядках

Поспевает: вкусно, сладко!

Не зевай и собирай

Наш осенний. (урожай).

Воспитатель: Молодцы, ребята, мы узнали, что нам нужно собрать урожай. Ребята отгадайте еще одну загадку

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И ёлочек, я. (Осень)

Следующее задание (Собери урожай)

Воспитатель: Ребята, прежде чем, начнем собирать урожай, давайте спросим осень какие дары она нам преподносит и поиграем в игру «Осень спросим». Сначала выберем «Осень» и «Дождик» по считалке (дети по считалочке выбирают Осень и Дождик)

Считалка:

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела!

(чтение стихотворение Елены Благининой «Осень спросим» по ролям)

«Дождик» прячется, а «Осень» выходит в середину круга. Дети начинают медленно ходить и петь:

Здравствуй, Осень! Здравствуй, Осень!

Хорошо, что к нам пришла.

У тебя мы, Осень, спросим,

Что в подарок принесла?

Осень : Принесла я вам муки!

Дети (хором) : Значит, будут пирожки!

Осень : принесла вам гречки!

Дети: Будет каша в печке!

Осень : Принесла вам овощей!

Дети: и для каши, и для щей!

Осень : рады ли вы грушам?

Дети: Мы их впрок насушим!

Осень : а уж яблоки-что мёд!

Дети: На варенье, на компот!

Осень : Принесла и мёду!

Дети (удивленно) : Полную колоду!

После этого дети кружатся и поют:

Ты и яблок, ты и мёду.

Ты и хлеба принесла.

А хорошую погоду

Нам в подарок припасла?

Осень : Дождику вы рады? (хитро улыбается)

Дети (хором) : Не хотим, не надо! (бросаются в рассыпную)

Выходит дождик, догоняет детей, приговаривая:

Кто под дождик попадёт,

Тот сейчас водить пойдёт.

Дети прячутся от «Дождя» (показывают зонтик)

Воспитатель: Ой, ребята, как много урожая нам осень преподнесла

6 слайд (овощи и фрукты).

Воспитатель: Давайте поможем осени собрать урожай. Но сначала вспомним правила поведения в саду и огороде (не ломать ветки, не разводить костер, не оставлять мусор, не кидаться овощами и фруктами)

Молодцы, ребята!

Проводится игра «Собери урожай»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, перед вами игровое поле

На игровом поле есть «звуковые дорожки» и корзины с буквами «Р» и «Л», а также мячики с изображением фруктов и овощей. Вы должны по «звуковой дорожке» прокатить мячики с изображением тех овощей и фруктов, где встречаются эти звуки и произнести их названия, например, «В корзину положу помидор, огурец, морковь, перец, горох … В этих словах «живёт» звук [Р]. (Со звуком «Л» апельсин, лимон, яблоко, слива, лайм, королек

Предлагаю мальчикам собрать овощи в названии которых встречается звук [Р]. Девочкам фрукты, в названии которых встречается звук Л

Воспитатель: Молодцы! Скажите, ребята, кто собирает осенью урожай?

ПОД: Человек

Воспитатель: Расскажите о заботах человека осенью. А как трудятся на полях? (убирают оставшийся хлеб, с полей. Убранные поля удобряют и вспахивают. На вспаханные поля высеивают семена ржи и пшеницы. Собирают фрукты и овощи.

Воспитатель: Ребята, овощи бывают разные. Плоды у одних овощей растут на земле, плоды других овощей под землей. Их люди называют корнеплодами. Скажите хором – «корнеплоды». Эти овощи люди выкапывают из земли осенью. Человек использует в пищу подземную часть этих растений.

7 слайд (картина корнеплоды игра «Какие овощи можно выкопать?»)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран и назовите корнеплоды. Проводится игра «Какие овощи можно выкопать?». Ребята, скажите, как одним словом назвать овощи, фрукты?

ПОД: Урожай

Воспитатель: Вот мы собрали урожай. Что можно приготовить из овощей и фруктов?

ПОД: Овощи на зиму маринуют, консервируют. Из фруктов делают компот.

Воспитатель: Чтобы консервы и компоты дольше сохранились, люди их хранят в погребе.

Ребята, погреб это специальное углубленное в землю помещение для хранения скоропортящихся продуктов. А овощи хранят в овощехранилище.

Воспитатель: Молодцы, ребята! С этим заданием тоже справились. Предлагаю посмотреть следующее задание, (смотрит подсказку на оранжевом листочке- 4 задание под зеленым листочком. Дети находят зеленый листок). Ой, ребята, посмотрите тут только картины и какой-то знак (на картине заяц серый –белый, медведь-берлога). Как называется этот знак?

ПОД: Вопросительный знак

Воспитатель: Что это могло бы означать? Это значит, что осень задает нам вопрос, хочет что-то узнать. Наверное, она хочет узнать, как животные готовятся к зиме. Дорогие ребята, чтобы ответить на вопрос осени, я предлагаю вам сесть на стулья и обратить внимание на экран ( Слайды: картинки медведь в лесу, заяц, белка шубку еще не поменяли).

8 слайд (медведь, заяц и белка в осеннем лесу).

Воспитатель: Что вы видите на картине?

ПОД: Медведь ходит по лесу.

Воспитатель: Почему медведь бродит по лесу, а не спит?

Дети: Потому что медведи в спячку уходят зимой! А на картине показано время года осень.

Воспитатель: Кого вы еще видите на картине?

Дети: Белка готовит запасы на зиму.

Воспитатель: Какого цвета шубка у белки?

ПОД: Шубка у белки рыжего цвета. Какое время года белка готовит запасы на зиму?

ПОД: Осенью

Воспитатель: Когда белка поменяет цвет шубки на темно-серую?

ПОД: Цвет шубки белка поменяет зимой.

Воспитатель: Кто еще изображен на картине?

ПОД: На картине изображен заяц.

Воспитатель: Какой цвет шубки у зайца?

ПОД: Шубка у зайца серая.

Воспитатель: Почему у зайца шубка серая, а не белая?

ПОД: Потому что время года осень. Заяц меняет серую шубу на белую, зимой. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук, другие делают запасы на зиму, такие как белка.

- (Осенью звери линяют : меняют летние шубки на зимние, более теплые. Это процесс (смена покрова) называется линькой.

9 слайд (картинка зимующие птицы)

Воспитатель: Дети, что вы видите на картине?

ПОД: Птиц.

Воспитатель: Каких птиц вы видите на экране ( зимующих: воробей ворона, сова и т. п.). Где другие птицы?

ПОД: Улетели в теплые страны.

Воспитатель: Как называются птицы, которые улетели в теплые страны?

Дети: Перелетные

Воспитатель: Какое время года они улетают?

ПОД: Осенью

Воспитатель: Молодцы, ребята. Мы знаем, как осенью животные и птицы готовятся к зиме. А что происходит с растениями осенью, мы сейчас расскажем да, ребята?

ПОД: Да

Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру «Доскажи словечко» («Осень наступила» ст. А. Плещеев). (Дети по считалочке выбирают ведущего)

Кто-нибудь еще хочет прочитать стихотворение про осень?

Воспитатель: Молодцы, ребята, стихи про осень знаете. А пословицы вы знаете про осень?

Пословицы:

Теплая осень – к долгой зиме. Данное высказывание говорит нам о том, что если три осенних месяца выдались на удивление теплыми, то зима будет продолжительной и не закончится с приходом первого месяца весны.

Осень – погод восемь. Эта фраза говорит нам о том, что погода в осеннее время очень переменчива. За один день можно наблюдать и ясную теплую погоду, и дождь со снегом.

Ноябрь – ворота зимы. Смысл пословицы в том, что данный месяц является последним из осенних, и погода в это время уже напоминает зимнюю

Воспитатель: Молодцы, ребята, со всеми заданиями справились! Наверное, уже пора получить подарки от осени. Но их что-то не видно. Где же они могут быть. (звук сообщения-приходит сообщение от осени).

Ой, ребята, нам пришло сообщение. Может от «Осени». Давайте прочтем его вы согласны?

ПОД: Да

10 слайд (со звуком сообщения-приходит сообщение от осени).

Сообщение: На экране: «Ваши последние задания –рассказ по схеме и загадка.

11 слайд (схема итога занятия).

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран и подумайте, что означает эта схема? (Подведение итога по схеме). Молодцы, ребята, нам осталось отгадать загадку, чтобы найти подарки. Воспитатель читает: «В ответе загадки найдете подарки»

Загадка

В январе мишутка спит,

В этой комнате сопит.

Веток, листиков в ней много

И зовут ее… БЕРЛОГА

12 слайд (со звуком подарочная коробка)

Дети находят подарки в берлоге (раскраски про осень)

Воспитатель: Ребята, вам понравилось выполнять задания осени? Что вам больше всего понравилось? (ответы детей). Какое задание для вас было самым сложным? Самым легким? Молодцы, ребята, давайте, поблагодарим «Осень» и попрощаемся с ней

ПОД: Спасибо, Осень! До свиданья!

Воспитатель: И с нашими гостями попрощайтесь

13 слайд (со звуком Осень)

Дети под музыку выходят из зала

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Что мы знаем о весне?» Цель: закрепление знаний детей о времени года - весна, основных ее признаках. Задачи. 1. Формировать представления детей о характерных признаках.

Конспект НОД по познавательному развитию «Насекомые» для старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по познавательному развитию «Насекомые» для старшего дошкольного возраста Цель:Закреплять знания детей о насекомых Задачи:Называть отличительные признаки насекомых (шесть лапок,крылья,усики). Развивать словесно-логическое.

Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в прошлое лампочки» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в прошлое лампочки» для детей старшего дошкольного возраста Цель: познакомить детей с историей электрической лампочки. Задачи: создать условия для ознакомления детей с достижением человечества –.

Конспект НОД по познавательному развитию «Знакомство с творчеством Л. Н. Толстого» для детей старшего дошкольного возраста Цель: воспитывать любовь и интерес к русской литературе, родному языку, к Отечеству, природе. Задачи: формировать представление детей о.

Конспект ООД по познавательному развитию «Путешествие в городок Безопасности» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект ООД по познавательному развитию «Путешествие в городок Безопасности» для детей старшего дошкольного возраста Цель: закрепление представления детей о безопасности жизнедеятельности. Задачи: учить детей правильно вести себя в быту и на улице; формировать.

Конспект ОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Почему поет пластинка»Конспект ОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Почему поет пластинка» Тема: "Почему поет пластинка?" Цель: сконструировать граммофон подручными средствами и научиться извлекать звуки с пластинки. Задачи: развить.

Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста «В поисках клада»Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста «В поисках клада» Конспект организованной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста «В поисках.

Конспект занятия по познавательному развитию «Удивительный воздух» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по познавательному развитию «Удивительный воздух» для детей старшего дошкольного возраста Тема "Удивительный воздух" Программное содержание. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное.

Конспект занятия по познавательному развитию «О правах, играя» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по познавательному развитию «О правах, играя» для детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия по правам ребенка в старшей группе «О ПРАВАХ, ИГРАЯ» Программное содержание: -способствовать социальной адаптации ребенка.

Конспект занятия по развитию логико-математического мышления «В поисках сокровищ» детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по развитию логико-математического мышления «В поисках сокровищ» детей старшего дошкольного возраста Методическая разработкаКонспект занятия по развитию логико-математического мышления детей старшего дошкольного возраста на тему: «В поисках.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию «В поисках подарков волшебницы Осени» для старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 27 декабря 2022 в 21:47
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД