Кудзиева Нонна
Конспект НОД по познавательному развитию «В поисках подарков волшебницы Осени» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию для старшего дошкольного возраста
Подготовила: воспитатель Кудзиева Нонна Казбеговна
МБДОУ №84 г. Владикавказа
Цель: обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках
Задачи:
Учить устанавливать связи между изменениями в неживой и живой природе; в жизни растений и животных, насекомых и птиц.
Закрепить обобщающие понятия «овощи» и «фрукты», характерные свойства овощей и фруктов; систематизировать знания о труде людей осенью.
Учить подбирать листочки для дерева.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Учить поддерживать непринужденную беседу
Активизировать словарь: листопад, урожай, золотой, перелетные, ранняя осень, золотая осени, поздняя осень, погреб, корнеплоды, линька, овощехранилище.
Уточнить и закрепить правильное произношение звуков [л]— [р]; произносить слова с данными звуками, называть слова на заданный звук
Развивать познавательный интерес детей, их внимание, мышление и память.
Развивать интерес к выполнению заданий, культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
Развивать умение отвечать на поставленные вопросы полными ответами.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, уважение к сельскохозяйственному труду людей.
Материалы:
1. Корзина с листьями (оранжевый, желтый, красный, зеленый).
2. Изображение деревьев и их листьев (клен, береза, дуб)
3. Мольберты (3)
4. Ободки для «Дождика» и «Осени».
5. Материал для игры «Собери урожай» : (дорожки -2, каучуковые мячики картинками овощей и фруктов, шаблоны корзин с буквами Л и Р, 2 корзины)
6. Картинки: заяц серый - белый, медведь-берлога.
7. Макет берлоги, подарочная коробка с подарками (для сюрприза)
8. Проектор
9. Презентации занятия.
Словарная работа: погреб, корнеплоды, линяют, линька.
Дети заходят в зал под музыку «Хорошее настроение»
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с гостями
ПОД: Здравствуйте! (Дети делают круг)
Воспитатель: Ребята, мы с вами слушали песню. О чем это песня? (Ответы детей) А что такое настроение?
Это игры и веселье,
Это ласковое море,
Это мир с тем, с кем ты в ссоре.
Это первый снег в окошке,
Это мамины ладошки.
Это бабушкины сказки,
Что такое настроенье?
Это радости мгновенья!
Воспитатель: Дети, скажите пожалуйста, какое бывает настроение?
ПОД: Веселое, радостное грустное, злое.
Воспитатель: У человека от чего зависит настроение?
ПОД: У человека зависит настроение от самочувствия, от погоды и т. д.
Воспитатель: Ребята, а какое у вас настроение сегодня?
ПОД: Хорошее
Воспитатель: У меня тоже хорошее настроение. Потому, что сегодня утром нам прислали необычное звуковое сообщение. Чтобы узнать от кого оно, необходимо прослушать его (Включает аудиозапись и спрашивает детей от кого сообщение. Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель предлагает загадку) :
На лесной опушке я краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и разделись клены,
И зазолотились листья у березы.
Дети. Осень.
Хотите узнать от кого оно?
(Прослушивание сообщения)
2 слайд (сообщение от Осени со звуком)
«Здравствуйте, ребята. Была я с вами три месяца, но пришло время прощаться, приближается зима. И чтобы вы не грустили я для вас приготовила небольшие подарки. Но, чтобы найти их вам необходимо выполнить все мои задания. Перед уходом я оставила разноцветные листья с заданиями в корзине. Первое задание находится под оранжевым листочком.»
(На оранжевом листочке подсказки к следующим заданиям)
Воспитатель: Ну что, ребята, вы готовы выполнить задания Волшебницы Осени? Тогда нам нужно поискать оранжевый листок (Дети находят оранжевый листок). Первое задание (Воспитатель читает послание «Осени») «Осень - настоящая волшебница, могу разукрасить природу по взмаху волшебной палочки в разные цвета. Я подготовила для вас красивые картины, посмотрите их и расскажи, что вы знаете обо мне?»
(1-задание «Рассказ по картинам»-под оранжевым листиком)
Воспитатель: Ребята, прежде чем мы приступим к выполнению задания, ответьте, пожалуйста: Сколько осенних месяцев вы знаете?
ПОД: Осенних месяцев три.
Воспитатель: Назовите их
ПОД: Сентябрь, октябрь, ноябрь
Воспитатель: Как мы называем осень в сентябре, октябре и ноябре?
ПОД: Ранняя, золотая, поздняя.
Воспитатель: А сейчас предлагаю вам подойти ближе к экрану и рассмотреть картины. Расскажите какое время года изображено на картине?
3 слайд (картин ранняя осень)
ПОД: Осень.
Воспитатель: Какая осень?
ПОД: Ранняя.
Воспитатель: Как вы узнали?
(Дети называют приметы ранней осени. Погода ранней осенью теплая? В парках и садах есть цветы? Листья на деревьях ещё зелёные? (Люди собирают овощи и фрукты).
4 слайд (картина золотая осень)
Воспитатель: А на этой картине какое время года изображено?
ПОД: Тоже осень
Воспитатель: Какая осень?
ПОД: Золотая
Воспитатель: Почему вы так думаете?
ПОД: (Дети называют признаки золотой осени). Листья на деревьях пожелтели и стоят, как будто, в золоте. Животные собирают себе на зиму запасы.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
5 слайд (картина поздняя осень)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, на этой картине какая осень изображена?
ПОД: Поздняя.
Воспитатель: Почему?
ПОД: (Дети называют признаки поздней осени. Потому, что зима уже на пороге. Погода очень холодная, часто идёт дождь, деревья стоят без листвы. Дни стали короче, а ночи длиннее).
Воспитатель: Молодцы! Первое задание выполнили. Пора нам перейти ко второму заданию.
( Воспитатель читает под оранжевым листочком подсказку: Второе задание найдете под желтым листочком- 2 задание «Верни деревьям листья»)
Воспитатель: Ребята, давайте поищем желтый листок.
(Дети находят в корзине желтый листок)
2 задание- Помогите вернуть деревьям свои листочки.
Воспитатель: Скажите, ребята, когда осенью листики желтеют, что с ними происходит?
ПОД: Опадают.
Воспитатель: Правильно, опадают. Как называется это явление природы?
ПОД: Листопад.
2 задание
Воспитатель: Молодцы! Осенью дует холодный ветер и срывает с деревьев листочки. Посмотрите, сколько листьев, с разных деревьев, они все перемешались (показывает корзину с листьями). Поможем вернуть деревьям свои листочки?
ПОД: Да
Воспитатель: Из корзины достаем листок и называем с какого дерева он упал. Если лист упал с березы, как он будет называться - березовый, возвращаем «березе», если лист с клёна — кленовый, возвращаем «клену», а если с дуба-дубовый, возвращаем «дубу» (корзины с наклеенными деревьями берёза, клён, дуб).
Дети передают друг другу корзину и достают листья, говорят, с какого он дерева и образуют прилагательное.
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием.
Ребята, нам пора выполнить следующее задание. Вы согласны? (3 задание под красным листочком-«Собери урожай»). Предлагаю найти красный листок (Дети находят красный листок). Задание: «Отгадайте загадку и соберите ответ». Что это означает, ребята, как вы думаете? Предлагаю сначала отгадать загадку и тогда мы узнаем, что нужно собрать (читает загадку, вы согласны?
ПОД: Да
Воспитатель: Тогда слушайте внимательно.
Что весною мы сажали,
Потом летом поливали.
Все, что осенью на грядках
Поспевает: вкусно, сладко!
Не зевай и собирай
Наш осенний. (урожай).
Воспитатель: Молодцы, ребята, мы узнали, что нам нужно собрать урожай. Ребята отгадайте еще одну загадку
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И ёлочек, я. (Осень)
Следующее задание (Собери урожай)
Воспитатель: Ребята, прежде чем, начнем собирать урожай, давайте спросим осень какие дары она нам преподносит и поиграем в игру «Осень спросим». Сначала выберем «Осень» и «Дождик» по считалке (дети по считалочке выбирают Осень и Дождик)
Считалка:
Раз, два, три, четыре, пять!
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела!
(чтение стихотворение Елены Благининой «Осень спросим» по ролям)
«Дождик» прячется, а «Осень» выходит в середину круга. Дети начинают медленно ходить и петь:
Здравствуй, Осень! Здравствуй, Осень!
Хорошо, что к нам пришла.
У тебя мы, Осень, спросим,
Что в подарок принесла?
Осень : Принесла я вам муки!
Дети (хором) : Значит, будут пирожки!
Осень : принесла вам гречки!
Дети: Будет каша в печке!
Осень : Принесла вам овощей!
Дети: и для каши, и для щей!
Осень : рады ли вы грушам?
Дети: Мы их впрок насушим!
Осень : а уж яблоки-что мёд!
Дети: На варенье, на компот!
Осень : Принесла и мёду!
Дети (удивленно) : Полную колоду!
После этого дети кружатся и поют:
Ты и яблок, ты и мёду.
Ты и хлеба принесла.
А хорошую погоду
Нам в подарок припасла?
Осень : Дождику вы рады? (хитро улыбается)
Дети (хором) : Не хотим, не надо! (бросаются в рассыпную)
Выходит дождик, догоняет детей, приговаривая:
Кто под дождик попадёт,
Тот сейчас водить пойдёт.
Дети прячутся от «Дождя» (показывают зонтик)
Воспитатель: Ой, ребята, как много урожая нам осень преподнесла
6 слайд (овощи и фрукты).
Воспитатель: Давайте поможем осени собрать урожай. Но сначала вспомним правила поведения в саду и огороде (не ломать ветки, не разводить костер, не оставлять мусор, не кидаться овощами и фруктами)
Молодцы, ребята!
Проводится игра «Собери урожай»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, перед вами игровое поле
На игровом поле есть «звуковые дорожки» и корзины с буквами «Р» и «Л», а также мячики с изображением фруктов и овощей. Вы должны по «звуковой дорожке» прокатить мячики с изображением тех овощей и фруктов, где встречаются эти звуки и произнести их названия, например, «В корзину положу помидор, огурец, морковь, перец, горох … В этих словах «живёт» звук [Р]. (Со звуком «Л» апельсин, лимон, яблоко, слива, лайм, королек
Предлагаю мальчикам собрать овощи в названии которых встречается звук [Р]. Девочкам фрукты, в названии которых встречается звук Л
Воспитатель: Молодцы! Скажите, ребята, кто собирает осенью урожай?
ПОД: Человек
Воспитатель: Расскажите о заботах человека осенью. А как трудятся на полях? (убирают оставшийся хлеб, с полей. Убранные поля удобряют и вспахивают. На вспаханные поля высеивают семена ржи и пшеницы. Собирают фрукты и овощи.
Воспитатель: Ребята, овощи бывают разные. Плоды у одних овощей растут на земле, плоды других овощей под землей. Их люди называют корнеплодами. Скажите хором – «корнеплоды». Эти овощи люди выкапывают из земли осенью. Человек использует в пищу подземную часть этих растений.
7 слайд (картина корнеплоды игра «Какие овощи можно выкопать?»)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран и назовите корнеплоды. Проводится игра «Какие овощи можно выкопать?». Ребята, скажите, как одним словом назвать овощи, фрукты?
ПОД: Урожай
Воспитатель: Вот мы собрали урожай. Что можно приготовить из овощей и фруктов?
ПОД: Овощи на зиму маринуют, консервируют. Из фруктов делают компот.
Воспитатель: Чтобы консервы и компоты дольше сохранились, люди их хранят в погребе.
Ребята, погреб это специальное углубленное в землю помещение для хранения скоропортящихся продуктов. А овощи хранят в овощехранилище.
Воспитатель: Молодцы, ребята! С этим заданием тоже справились. Предлагаю посмотреть следующее задание, (смотрит подсказку на оранжевом листочке- 4 задание под зеленым листочком. Дети находят зеленый листок). Ой, ребята, посмотрите тут только картины и какой-то знак (на картине заяц серый –белый, медведь-берлога). Как называется этот знак?
ПОД: Вопросительный знак
Воспитатель: Что это могло бы означать? Это значит, что осень задает нам вопрос, хочет что-то узнать. Наверное, она хочет узнать, как животные готовятся к зиме. Дорогие ребята, чтобы ответить на вопрос осени, я предлагаю вам сесть на стулья и обратить внимание на экран ( Слайды: картинки медведь в лесу, заяц, белка шубку еще не поменяли).
8 слайд (медведь, заяц и белка в осеннем лесу).
Воспитатель: Что вы видите на картине?
ПОД: Медведь ходит по лесу.
Воспитатель: Почему медведь бродит по лесу, а не спит?
Дети: Потому что медведи в спячку уходят зимой! А на картине показано время года осень.
Воспитатель: Кого вы еще видите на картине?
Дети: Белка готовит запасы на зиму.
Воспитатель: Какого цвета шубка у белки?
ПОД: Шубка у белки рыжего цвета. Какое время года белка готовит запасы на зиму?
ПОД: Осенью
Воспитатель: Когда белка поменяет цвет шубки на темно-серую?
ПОД: Цвет шубки белка поменяет зимой.
Воспитатель: Кто еще изображен на картине?
ПОД: На картине изображен заяц.
Воспитатель: Какой цвет шубки у зайца?
ПОД: Шубка у зайца серая.
Воспитатель: Почему у зайца шубка серая, а не белая?
ПОД: Потому что время года осень. Заяц меняет серую шубу на белую, зимой. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук, другие делают запасы на зиму, такие как белка.
- (Осенью звери линяют : меняют летние шубки на зимние, более теплые. Это процесс (смена покрова) называется линькой.
9 слайд (картинка зимующие птицы)
Воспитатель: Дети, что вы видите на картине?
ПОД: Птиц.
Воспитатель: Каких птиц вы видите на экране ( зимующих: воробей ворона, сова и т. п.). Где другие птицы?
ПОД: Улетели в теплые страны.
Воспитатель: Как называются птицы, которые улетели в теплые страны?
Дети: Перелетные
Воспитатель: Какое время года они улетают?
ПОД: Осенью
Воспитатель: Молодцы, ребята. Мы знаем, как осенью животные и птицы готовятся к зиме. А что происходит с растениями осенью, мы сейчас расскажем да, ребята?
ПОД: Да
Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру «Доскажи словечко» («Осень наступила» ст. А. Плещеев). (Дети по считалочке выбирают ведущего)
Кто-нибудь еще хочет прочитать стихотворение про осень?
Воспитатель: Молодцы, ребята, стихи про осень знаете. А пословицы вы знаете про осень?
Пословицы:
Теплая осень – к долгой зиме. Данное высказывание говорит нам о том, что если три осенних месяца выдались на удивление теплыми, то зима будет продолжительной и не закончится с приходом первого месяца весны.
Осень – погод восемь. Эта фраза говорит нам о том, что погода в осеннее время очень переменчива. За один день можно наблюдать и ясную теплую погоду, и дождь со снегом.
Ноябрь – ворота зимы. Смысл пословицы в том, что данный месяц является последним из осенних, и погода в это время уже напоминает зимнюю
Воспитатель: Молодцы, ребята, со всеми заданиями справились! Наверное, уже пора получить подарки от осени. Но их что-то не видно. Где же они могут быть. (звук сообщения-приходит сообщение от осени).
Ой, ребята, нам пришло сообщение. Может от «Осени». Давайте прочтем его вы согласны?
ПОД: Да
10 слайд (со звуком сообщения-приходит сообщение от осени).
Сообщение: На экране: «Ваши последние задания –рассказ по схеме и загадка.
11 слайд (схема итога занятия).
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран и подумайте, что означает эта схема? (Подведение итога по схеме). Молодцы, ребята, нам осталось отгадать загадку, чтобы найти подарки. Воспитатель читает: «В ответе загадки найдете подарки»
Загадка
В январе мишутка спит,
В этой комнате сопит.
Веток, листиков в ней много
И зовут ее… БЕРЛОГА
12 слайд (со звуком подарочная коробка)
Дети находят подарки в берлоге (раскраски про осень)
Воспитатель: Ребята, вам понравилось выполнять задания осени? Что вам больше всего понравилось? (ответы детей). Какое задание для вас было самым сложным? Самым легким? Молодцы, ребята, давайте, поблагодарим «Осень» и попрощаемся с ней
ПОД: Спасибо, Осень! До свиданья!
Воспитатель: И с нашими гостями попрощайтесь
13 слайд (со звуком Осень)
Дети под музыку выходят из зала