Наталия Валериевна Андреева
Конспект НОД по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) для детей старшей группы «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Используемые технологии: игровая, здоровье сберегающая, обучение в сотрудничестве, ИКТ.
Цель: уточнить и расширить знания детей о «насекомых».
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать формировать представление детей о природе (названия, внешние признаки, строение, особенности обитания, польза и вред).
- Формировать умение образовывать уменьшительно – ласкательную форму имени существительного.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экология. Конспекты занятий
- Темочки
- Упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием союза «потому что».
- Отрабатывать умение составлять небольшой рассказ по картинке.
- Формировать умение обобщать, классифицировать.
Развивающие:
- Развиваем психические процессы: внимание, память, мышление.
- Способствуем развитию: связной речи, умению отвечать на вопросы, поддерживать диалог и говорить монолог.
- Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.
- Развивать умение отгадывать загадки и обосновывать свои отгадки.
- Развивать общую моторику, координацию.
- Развивать способность совместной деятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к окружающему миру, бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций, игрушек по теме «насекомые»
- Чтение природоведческой литературы.
- Заучивание стихов о насекомых.
- Отгадывание загадок о насекомых.
- Просмотр мультфильмов.
Оборудование:
Письмо от пчелки Майи; волшебная палочка; аудиозапись - звуки природы (насекомые жужжат, стрекочут); загадки о насекомых и картинки отгадки (муравей, бабочка, кузнечик, Майский жук, божья коровка, стрекоза, пчела, комар, муха, паук); для игры «Запасливый муравей»-2 обруча, мячи и корзина (муравейник, карточки «Что сначала, что потом?»(яйца бабочки, гусеница, кокон, бабочка); карточки для игры «Посади бабочек на цветочек» (12-цветков и 12-бабочек, разного цвета и размера); веселая музыка; тарелка, муляж хлеба, маленькая муха, салфетка; муляжи насекомых; компьютерная презентация по теме со звуками насекомых; игра на экране: «Четвертый лишний»; коллекция настоящих насекомых, угощение (сладкие червячки).
Ход НОД:
- Ребята, сегодня утром я пришла в детский сад и под дверью нашла письмо. Как вы думаете, кто его там оставил? (ответы детей)
- Давайте вместе посмотрим, что в нем? (открываю, читаю)
***
«Здравствуйте дорогие ребята. Со мной приключилась ужасная история. Я со своими друзьями насекомыми играла в прятки и они все так хорошо спрятались, что я не могу их найти. И это странно, ведь я очень хорошо умею искать. А может их всех заколдовал какой - нибудь злодей, ребята помогите мне пожалуйста вернуть моих друзей.»
- Ребята, вы догадались, кто это нам написал? (нет) Тогда посмотрите на экран. (1 слайд – пчелка Майя пишет письмо)
- Это письмо от пчелки Майи и она просит нас о помощи.
- Ну, что поможем ей? (да) А как мы это сделаем? (предложения детей)
- Ну, для начала давайте мы с вами немного больше попробуем узнать о насекомых. А для этого я предлагаю вам отправиться в путешествие, в этот загадочный мир насекомых. Но, как мы это можем сделать? (пойти, поехать, полететь)
- А, я кажется знаю, смотрите, в нашем конверте, еще, что-то есть (достаю, показываю).
- Как вы думаете ребята, что это (волшебная палочка)
- Да, ее нам тоже прислала пчелка Майя, вот с ее помощью мы и попадем в мир насекомых. Готовы отправиться в путь? (да)
- Тогда, закрывайте глазки и говорите вместе со мной такие слова:
«1, 2, 3 - палочка, в путешествие нас унеси» (выполняем, открываем глаза)
- «Слышатся звуки природы» - (2 слайд)
- Ребята, что это за интересные звуки мы слышим? (насекомые жужжат и стрекочут).
- И правда, а когда же природа начинает пробуждаться от сна и вместе с ней все живое, тоже начинает просыпаться? (весной)
- Да, с появлением первых листочков и цветов, появляются и насекомые. И сейчас я предлагаю вам отгадать загадки и найти к ним картинки отгадки.
***
Он из веточек, из хвои
Настоящий дом построит
Без пилы и без гвоздей
Кто строитель? (муравей)- ставим картинку
- Муравей - полезное насекомое. Посмотрите на его внешний вид, что у него есть? (голова, грудь, брюшко и 3 пары лапок).
- Ребята, а какие муравьи? Что мы можем про них сказать? (маленькие, сильные, трудолюбивые).
- Их называют санитарами леса, а почему? (за 1 день они уничтожают большое количество вредных насекомых).
- А, где они живут? (в муравейниках)
- А какую пользу они приносят? (рыхлят и удобряют почву).
- Чем питаются? (соком растений, гусеницами, нектаром цветов, злаковыми)
- Какую кислоту они выделяют, которая используется в медицине? (муравьиную).
- Посмотрите на экран (3 слайд – муравьи трудятся и живут в муравейнике)
- Давайте поиграем в игру «Запасливый муравей». Нам нужно встать в 2 команды и передавать из рук в руки мячи из обручей и класть их в корзину – муравейник.
- Хорошо! Следующая загадка.
***
Шевелились у цветка
Все 4 лепестка,
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел (бабочка) – ставим картинку
- Правильно! Посмотрите, какая она красивая. А вы знаете, что перелетая с листа на листок, бабочка откладывает свои яйца (4 слайд). Из которых потом появляется кто? (гусеница)
- Что делает гусеница? (питается листьями и растет)
- Да, она любит много есть, а когда насытится, то обматывает себя липкой паутиной и становится кем? (коконом или куколкой, (5 слайд)
- Внутри кокона идет работа. Как вы думаете, какая? (превращение гусеницы в бабочку)
- Да, из куколки появляется бабочка, но у нее мокрые крылышки. Бабочка сушит их на солнце, и только потом начинает летать.
- Давайте мы с вами превратимся в гусениц.
Физкультминутка «Гусеница», (координация речи с движением)
Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)
У людей зовется «кокон»
Свив на ветке этот дом (вращают руками)
Дремлет гусеница в нем (ладошки под правой щекой)
Спит без просыпа всю зиму (ладошки под левой щекой)
Но зима проходит мимо (взмахи руками вверх)
Март, апрель, капель, весна (хлопки руками на каждое слово)
Просыпайся, соня – сонюшка! (потягиваются)
Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)
Гусенице не до сна (грозят пальцем)
Стала бабочкой она (бегут по кругу, машут крыльями, как руками)
- Летите бабочки сюда, давайте еще раз вспомним последовательность становления гусеницы, бабочкой.
Дидактическая игра «Что сначала, что потом» (1 ребенок выкладывает последовательность, остальные дети проверяют).
- Ребята, а чем питается бабочка? (нектаром цветов, достает его хоботком, (6 слайд – бабочка пьет нектар)
- Правильно, предлагаю игру «Посади бабочек на цветочек» (одна часть детей берет - цветы, другая часть детей – бабочек; пока играет музыка: цветы – покачиваются на ветру, а бабочки – летают, как только музыка закончится, все бабочки должны сесть на свои цветочки т. е. составить пару, по цвету или размеру).
- Молодцы, все бабочки нашли свои цветочки. А у нас следующая загадка.
***
На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (кузнечик) – ставим картинку
- Кузнечик какой? (зеленый, быстрый, прыгучий, умеет стрекотать)
- Как вы думаете, почему тело кузнечика зеленого цвета? (зеленая окраска помогает спрятаться от врагов, слившись с зеленой травой)
- Сколько у него ног? (6)
- Чем питается? (гусеницами, бабочками, травой)
- Какой вред приносит (поедает стебли злаковых растений, уничтожает листья винограда)
- Посмотрите на него еще раз и послушайте, какие звуки он издает. (7 слайд)
- Следующая загадка.
***
Теплым днем, весною, в мае,
Каждый про меня узнает
Я не муха, не паук
Я жужжу! Я Майский…. (жук) – ставим картинку
- Какой жук? (большой, черный, добрый, усатый)
- Куда у жука прикрепляются лапки? (к груди). Сколько их? (6)
- Чем покрыто тело? (жесткими крыльями – панцирем)
- Что на голове? (глаза, уши, рот, усики)
- Верно! А вы знаете, что прозрачные тонкие крылья у жука спрятаны и видны только в полете. Они летают низко над землей и жужжат. А еще жуки любят грызть кору деревьев. Давайте посмотрим на него и послушаем. (8 слайд – жук в полете)
- А где живет Майский жук? (на дереве)
- А где он откладывает свои яйца? (в норке, под землей, (9 слайд)
Давайте с пальчиками поиграем…
Я веселый Майский жук (сжать кулачок, указательный палец и мизинец развести в стороны – «усы», пошевелить ими)
Знаю все сады вокруг
Над лужайками кружу,
А зовут меня Жужу!
Хорошо! Следующая загадка
***
Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки –
Черненькие точки. (божья коровка) – ставим картинку
- Чем полезна божья коровка? (поедает тлю, т. е. спасает урожай, (10 слайд)
- Почему ее так назвали? (люди считают ее безобидной, отсюда и слово божья, а коровка, потому – что она выделяет оранжевое «молочко»).
- В природе, мы ее не можем услышать, но она все - таки издает некие внутренние звуки. Послушайте.
Следующая загадка
***
Что за девчонка:
В поясе тонка,
Огромные очи,
Летит – стрекочет (стрекоза) – ставим картинку
- Какие части тела есть у нее? (голова, большие глаза, крылья, длинное тело)
- Чем она питается? (комарами, личинками насекомых и может напасть даже на мальков рыбы, (11 слайд)
Давайте превратимся в стрекозу…
Физкультминутка «Стрекоза»
Вот летит стрекоза (имитируют полет стрекозы)
Как горошины глаза (изображают большие глаза стрекозы)
Влево, вправо, назад и вперед (наклоны)
Ну совсем, как вертолет (вращение)
Молодцы! Следующая загадка
***
Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск и мед
Людям всем она мила
А зовут ее …. (пчела) – ставим картинку
- Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела? (ответы детей)
- Вы знаете ребята, пчелы живут большой семьей, где каждый выполняет свои обязанности. Посмотрите(12 слайд) У них есть матка, «царица», трутни (производят потомство) и рабочие пчелы. Что делают рабочие пчелы? (делают из воска соты, добывают пыльцу и нектар, перерабатывают нектар в мед, убирают, чистят, охраняют улей и выкармливают потомство)
- Давайте послушаем звуки пчел…
Следующая загадка
***
Самого не видно,
А песню слышно;
Летит, пищит,
Случай не упустит;
Сядет и укусит (комар) – ставлю картинку
- Какие слова в этой загадке помогли узнать комара? (ответы детей)
- Комары доставляют много неприятностей человеку, кусая его, но они также выполняют определенную роль в окружающем мире. Как вы думаете какую? (служат кормом для других животных, рыб и птиц). Посмотрите еще раз на комара и послушайте. (13 слайд).
Правильно, молодцы! Слушайте дальше…
***
Надо мной она кружит,
Надо мной она жужжит
Ну и приставуха
Эта цокотуха…. (муха) – ставим картинку
- Муха – вредное или полезное насекомое? (вредное)
- Почему? (переносит на своих лапках болезни)
- Верно. Вот смотрите, оставили мы хлеб на тарелке, прилетела муха и села на него (показ) и оставила там микробы. А что, можно было сделать, что – бы этого не произошло? (накрыть пищусалфеткой)
- Правильно, а еще мы можем хорошо помыть стол, посуду и конечно же руки.
- Мухи ребята, бывают разные: большие и маленькие. В Африке например есть ядовитая муха Це-це, и со всеми ими нужно бороться чистотой и аккуратностью. Посмотрите на нашу обычную муху и муху Це-це и послушайте их звуки. (14 слайд)
- Давайте мы с вами последим за мухой глазками (глазная гимнастика): муха летает – вверх, вниз, вправо, влево и по кругу…. Молодцы!
- Ребята, а это кто? (паук). Он относится к насекомым? (нет, он отдельный вид паукообразных, а вот питается он насекомыми)
- А, чем он отличается от насекомых? (количеством ног, у него их 8, а у насекомых по 6, и количеством глаз (у паука их тоже 8, а у насекомых всего 2) (15 слайд)
- Молодцы! А сейчас давайте поиграем в игру «Назови ласково», я называю насекомое, а вы называете его ласково:
Комар – комарик; жук – жучок; пчела – пчелка; муравей – муравьишка; бабочка – бабочка.
А сейчас предлагаю вам исправить «Нелепицы» (послушайте внимательно, а потом расскажите, чего не бывает и как должно быть на самом деле)
- Комар ловит мух
- Муравей живет в улье
- Из куколки появляется кузнечик
- Бабочка быстро прыгает
- Жук живет в муравейнике
- Стрекоза разносит микробы
Хорошо! А сейчас давайте подойдем к столу и еще раз рассмотрим насекомых. А потом вы мне скажете, чем же они все похожи и чем отличаются?
(На столе муляжи насекомых)
- Общее: голова, глаза – состоят из множества глазков, поэтому они видят все вокруг не поворачивая головы; усики – с их помощью они пробуют предметы на вкус; грудь, брюшко – на нем есть поперечные полоски, как бы насечки, вот отсюда и название «насекомые», от слова «насекать».
- Различия: У одних есть крылья, поэтому их называют «летающие», а у других нет, они – «не летающие».
- Давайте отложим «летающих» насекомых в одну сторону, а «не летающих» в другую и назовем их.
Молодцы! А сейчас давайте присядем и посмотрим на экран, игра:«Четвертый лишний» (вам нужно внимательно посмотреть на картинки, определить, что там лишнее и объяснить почему используя союз «потому что»).
- Бабочка, божья коровка, паук, муравей (паук – «потому что» он животное, а все остальные насекомые)
- Муха, стрекоза, пчела, гусеница (гусеница – «потому что» она «не летает», а остальные «летают»)
- Муравей, паук, комар, кузнечик (комар – «потому что» он летает, а остальные нет)
- Молодцы! И так ребята, что же мы с вами выяснили о насекомых? То, что насекомые бывают разные: большие и маленькие. Они летают, ползают и прыгают. В природе они появляются тогда, когда становится тепло (весной). Насекомых поедают птицы. Среди насекомых есть полезные, которые опыляют растения, дают продукты, сырье (мед и воск, помогают в медицине «муравьиная кислота» и просто радуют нас своей красотой. А есть и вредные, которые поедают растения, уничтожают плоды (гусеницы, переносят различные инфекции и болезни (мухи).
- Ну, что ж ребята, сегодня мы с вами много интересного узнали о жизни насекомых и теперь, мы сможем помочь пчелке Майе найти ее друзей. Мы напишем ей письмо и нарисуем рисунки подсказки, где она сможет их найти.
- А сейчас ребята, скажите мне пожалуйста, кому из вас, что больше всего понравилось и запомнилось? (ответы детей)
Хорошо, а теперь нам пора отправляться обратно, закрывайте глазки и говорите вместе со мной: «1, 2, 3 – палочка обратно нас верни!» (выполняют действия, открывают глаза)
- Ну, вот мы и вернулись. А сейчас ребята, кому будет интересно, те могут подойти к этому столу и аккуратно посмотреть небольшую коллекцию настоящих насекомых, которую я для вас приготовила.
- А немного попозже мы угостимся сладкими червячками, которых вам в подарок передала пчелка Майя.