Татьяна Шевякова
Конспект НОД по познавательному развитию (ФЦКМ) в подготовительной логопедической группе «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию (ФЦКМ) в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР "Зимующие птицы".
Цель: создание условий для закрепления знаний детей о зимующих птицах.
Задачи:
Образовательные:
• расширять представления детей о зимующих птицах родного края;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию (ФЦКМ) в подготовительной логопедической группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
• познакомить с образом жизни отдельных особей;
• активизировать словарный запас по теме «Зимующие птицы»;
• совершенствовать навыки словообразования;
• формировать желание заботиться о птицах в зимний период,
• совершенствовать умение согласовывать речь с движениями;
• познакомить с правилами подкармливания птиц зимой;
Развивающие :
• развивать эмоциональную отзывчивость;
• развивать речь;
• способствовать развитию артикуляционного аппарата;
• развивать слуховое внимание;
• развивать воображение.
Воспитательные:
• воспитывать любовь к природе;
• воспитывать эстетические качества личности ребенка.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Социально – коммуникативное развитие
Физическое развитие
Использованные технологии:
Игровая технология;
Здоровьесбережение;
ИКТ.
Методы и приемы: показ, рассказ, беседа.
Предварительная работа:
Рассматривание картин с изображением зимующих птиц, чтение стихов и рассказов о зимующих птицах, конкурс «Кормушка для пичужки» (совместно с родителями воспитанников, информация в родительском уголке на тему: «Зимующие птицы» (15 января-День зимующих птиц, заучивание стихов наизусть о зимующих птицах (синице, снегире, воробье, клесте и стихотворение «Покормите птиц!») пятью воспитанниками группы.
Материал: ИКТ установка, презентация, птичка-синичка, хлеб, маски – ободки «синички», мяч, картинки с изображением перелетных, домашних и зимующих птиц, тренажёр для дыхательной гимнастики «Птички летят к кормушке».
Музыкальное сопровождение: плач, звуки пения птиц.
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Слайд 2 (фото детского сада)
Дети входят в группу, встают полукругом лицом к гостям.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, посмотрите, к нам пришли гости! Давайте поприветствуем их и друг друга!
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
2. Основная часть.
Дети присаживаются на свои места. Слышен плач.
Воспитатель: Ой, ребята, что это? (смотрит по сторонам) кто – то плачет.
Появляется птичка, шепчет воспитателю, что случайно залетела, когда открывали окно.
Воспитатель: Ребята, вы хотели бы прямо сейчас оказаться в зимнем лесу? (да) Я предлагаю вам проводить птичку и самим взглянуть на зимний пейзаж! Давайте возьмем хлеб и угостим птичек, ведь зимой в лесу мало корма…
(Берут с собой пшеничный хлеб)
Итак, готовы? Тогда закрывайте глазки:
Произносит слова – заклинания:
Если мы глаза закроем
И подсматривать не будем,
В зимний лес мы попадем,
птичку к дому принесем.
Слайд 3
Воспитатель: Открывайте глазки, ребята, посмотрите, мы, действительно, оказались в зимнем лесу!
(смотрят на экран)
Слайд 4
Воспитатель: Ребята, как красиво, правда? А воздух какой свежий! Давайте вдохнем его поглубже!
(дыхательная гимнастика)
(Обращаясь к птичке)
Милая птичка, познакомь нас с твоими друзьями!
(отпускает птичку, пока она «летает» за друзьями – воспитатель продолжает беседу с детьми)
Воспитатель: Друзья мои, птички в лесу летают повсюду: могут полететь вверх (дети поднимают глаза вверх, могут улететь в правую сторону (смотрят вправо, могут улететь влево (смотрят влево, могут сесть на снег (смотрят вниз).
(Гимнастика для глаз).
Ребята, пока птичка зовет своих друзей, скажите мне, пожалуйста, как называют птиц, которые не боятся зимнего холода? (зимующие)
Каких зимующих птиц вы помните? (перечисляют)
Молодцы, ребята. Мне кажется, я слышу шелест крыльев. Ребята, дикие птицы очень пугливы, поэтому я предлагаю вам превратиться в синичек, чтобы не напугать их
(можно раздать атрибуты – маски-ободки на голову).
Физкультминутка «Скачет шустрая синица»
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
Воспитатель: Теперь мы не напугаем лесных птиц. Давайте познакомимся с ними поближе. Присаживайтесь (на ковер).
Слайды 5-11
Синица
Здравствуйте, ребята, я – ваша сестрица – желтая синица! На голове у меня черная шапочка, щечки белые, на горлышке и брюшке черная полоска–галстук, спинка желто-зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост серые. Гнезда я люблю закрытые, особенно мне нравится вить их в дуплах дятлов, в углублении гнилых пней и стволов деревьев. Бегать по земле я не умею, зато люблю скакать. Зимой с удовольствием полакомлюсь кусочком несоленого сала. «Мороз и солнце – день чудесный» и каждая синица об этом знает. Я очень люблю петь зимой. Послушайте (звук)
Воробей
А мы - братцы – воробьи. Маленькие, но очень подвижные птички с округлой головой, короткой шеей, толстым яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв у нас тонкий, твердый, к концу заостренный. Ножки наши, хоть и короткие, но сильные. Мы очень любим прыгать и скакать. Хвостик при этом держим поднятым кверху. В холодную пору мы любим сидеть, прижавшись друг к другу, нахохлившись. К слову сказать, мы очень чистоплотные, и охотно купаемся в лужах в теплое время года. Зимуем мы так : прячемся в щелях стен, под крышами домов, в заброшенных гнездах. Пищу находим во дворах, на свалках и в кормушках, заботливо подготовленных для нас людьми. Кстати, их мы не очень боимся и всегда находимся поблизости. Петь мы не умеем, но зато весело чирикаем. Послушайте! (звук)
Сорока
А я – сорока. Меня часто называют непоседой. Я одного с березой цвета, довольно крупная птица с красивым черно-белым оперением. Хвост длинный, ноги большие, сильные, клюв изогнут книзу. Люблю прыгать с места на место, хожу небольшими шажками с приподнятым хвостиком. В народе говорят, что я воровка, потому что люблю блестящие вещи, уношу их и прячу. Ничего не могу с собой поделать… А вот китайцы считают меня птицей счастья, приносящей людям удачу. Кстати я приношу огромную пользу людям, истребляя вредных насекомых и грызунов. Но могу питаться и растительной пищей. Я всеядна. Кроме того, я весьма общительна, и люблю оглашать окрестности громким карканьем, сидя на ветке. Из-за этого карканья меня иногда путают с моей родственницей - вороной. А вы отличите мое пение от вороньего? (звук)
Ворона
Я – сестрица Сороки - Ворона. У меня черная голова, горло, крылья и хвост, остальное оперение серое. Днем мы промышляем в городе, а на ночь улетаем в парк и ночуем на деревьях. В питании мы не привередливы. Мы можем употреблять и животную и растительную пищу. В городах мы - вороны, в основном, питаемся отбросами. Город – наше основное место обитания, но для вывода птенцов мы предпочитаем тихий лес.
В отличие от других птиц мы, вороны, очень любим развлечения и игры. А больше всего мы любим дразнить собак и кошек. Это доставляет нам огромное удовольствие.
Вообще, мы, вороны, удивительные птицы. Мы – долгожители, живем даже дольше, чем человек. Еще мы очень умные птицы. Мы умеем считать до пяти, различаем мужчин и женщин, легко отличим спящего по-настоящему от притворяющегося спящим человека, а еще мы легко узнаем враждебно настроенных к нам людей и можем отличить палку от ружья.
Вороны – весьма разговорчивые птицы. Мы можем передавать разную информацию друг другу. Причем ворона из Крыма не поймет ворону из Киева, но если они встретятся и станут жить рядом, то очень скоро начнут понимать друг друга. А вы понимаете наши разговоры? (звук)
Снегирь
Я - снегирь – маленькая птичка, похожая на воробья. Меня сложно не узнать. Главная моя особенность - это окрас. У самцов грудка, шея и щеки ярко-красного цвета, спинка серо-голубая. Голова и клюв черные, может даже показаться, что надета черная шапочка. Хвост и крылья тоже черного цвета, на крыльях есть светлые полосы. Запоминающимся красным цветом грудки можем похвастать только мы - самцы снегирей, а у самочек грудь коричневого цвета. Мы особо не любим двигаться, и по земле скачем короткими прыжками. Зато мы очень любим нырять в снег и купаться в нем! Питаемся мы разнообразно, растительной пищей. Любим почки и семена разных растений. С удовольствием полакомимся семенами ясеня, березы, клена, липы. Благодаря широкому клюву, мы можем доставать пищу из плодов любой формы. А вот ягоды мы не едим, только раздавливаем их и достаем семена. Предпочитая растительную пищу, мы все же можем полакомиться и паучками. Хотя мы и относимся к певчим птицам, наше пение нравится далеко не всем. Часто наш голос сравнивают с металлическим скрипом или свистом. Послушайте сами! (звук)
Дятел
А я – лесной барабанщик – Дятел. Голова, шея, спина и крылья у меня черные. На шее и сложенных крыльях есть белые полоски. А на голове – красная шапочка. Летаем мы не очень хорошо. Большую часть времени сидим на дереве. Своим крепким клювом мы стучим по нему, долбим кору и вытаскиваем насекомых, их личинок. Одной из наших особенностей является невероятно длинный язык, который мы можем даже высовывать из клюва. Причём он липкий, что позволяет нам легко ловить насекомых, хорошенько повозив языком под древесной корой. Внимания заслуживает и наш хвост, который служит нам не столько рулём при полёте, сколько опорой во время ползания по дереву. Но мы опираемся на него так усердно, что наш хвост с годами стирается и становится короче. Нас, дятлов, называют санитарами леса. Мы избавляем деревья от вредителей – насекомых. Песни петь мы не любим, зато охотно барабаним. Громкий стук по дереву используется нами для общения с себе подобными. Так мы информируем конкурентов о том, что территория уже занята. Послушайте, как это звучит. (звук)
Воспитатель: Ребята, мы ведь тоже умеем изображать дятла, давайте вспомним, как это сделать!
Артикуляционная гимнастика «Дятел»
( поднять язык за верхние зубы и постучать произнося: «тдд-тдд-тдд-тдд»)
Клест
Я – птица клест. В населённых пунктах меня и моих сородичей встретить невозможно. Мы - абсолютно лесные жители. Клеста всегда легко узнать по клюву. У нас, клестов, клюв похож на крестик. Ни у одной другой птицы не найдешь такого клюва! А еще мы уникальны тем, что совершенно не боимся зимних холодов, более того, мы даже выводим и выкармливаем потомство в тридцатиградусные морозы! Хотя все остальные птицы делают это лишь с приходом тепла.
Питаемся мы семенами шишек. Достаем еду с помощью нашего загнутого клюва. По кормовым предпочтениям выделяют клеста-еловика, клеста-сосновика.
А ещё нас называют «поющими в снегах». Мы очень любим петь. Давайте споем вместе, друзья? (звук)
Слайд 12
Воспитатель: Спасибо, милая синичка! Нам было очень приятно познакомиться с твоими друзьями! Не забудь угостить их вкусным свежим хлебом! А нам пора, правда, ребята? Нужно поспешить обратно, пока мы не замерзли! Закрывайте глазки, ребята!
Произносит слова – заклинания:
Снова мы глаза закроем
И подсматривать не будем,
В детский садик мы вернемся,
Птичек зимующих мы не забудем!
Воспитатель: Ребята, вам понравилось в зимнем лесу? (да)
Я предлагаю вам немного поиграть!
Дидактическая игра «Разложи правильно» (детям раздаются картинки с изображением зимующих, домашних и перелётных птиц, затем даётся задание-положить картинки с изображением зимующих птиц на стол №1, а картинки с изображением всех остальных птиц на стол №2)
Слайд 13 - ?
Игры на выбор:
1 игра: «4 лишний»
2 игра: «Чей хвост»
3 игра: «Назови ласково» (с мячом)
Варианты:
Перо – перышко
Крыло – крылышко
Хвост – хвостик
Спина – спинка
Клюв – клювик
Голова – головка
Птенец – птенчик
Гнездо – гнездышко
Синица – синичка
Воробей – воробышек
Снегирь - снегирек
….
3. Итог НОД.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, где мы сегодня были? (в лесу)
Какое доброе дело сделали? (проводили птичку в лес, угостили хлебом лесных птиц)
Ребята, мы с вами молодцы! Давайте подкармливать птичек каждый день!
Для этого существуют определенные правила:
- во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробки;
- подкармливать птиц нужно в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы сами будут прилетать к этому времени.
- корма нужно класть немного, именно для того, чтобы подкормить, помочь выжить в трудное время.
И, наконец, самое главное правило: кормить птиц нужно регулярно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы пища птицам необходима каждый день, чтобы они смогли выжить в суровых условиях.
Дыхательная гимнастика «Птички летят к кормушке».
Вам понравилось наше занятие?
Ребята, посмотрите, у меня есть картинки птиц – здесь есть и перелетные птицы, и зимующие. Возьмите себе на память одну зимующую птичку в знак того, что мы в ответе за эти существа, нуждающиеся в нашей поддержке в зимние холода. Ещё я хочу сказать вам, друзья мои, что в нашей стране 15 января отмечается день зимующих птиц.
Спасибо, ребята!