Соболева Марина Владимировна
Конспект НОД по познавательному развитию для старшей группы «Путешествие в музей русской избы»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
• Продолжать знакомить детей с традициями русского народа, с русской избой - жилищем крестьянской семьи.
• Развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту.
• Воспитывать интерес к истории России, вызвать эмоциональный отклик.
• Развить интерес к русскому фольклору, народным традициям.
Предварительная работа:
• Чтение русских народных сказок.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию для старшей группы „Путешествие в музей русской избы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Русская изба. Мини-музей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2019
• Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.
• Разучивание хороводных песен, русских народных игр, танцев.
Ход ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Мы находимся в музее нашего детского сада, который называется «Русская изба». Предметы, которые находятся в музее, называются экспонатами, их руками трогать нельзя, только рассматривать.
Воспитатель: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами.
Воспитатель: Войдя в избу, что вы увидели?
Дети: Печь.
Воспитатель: Правильно, войдя в избу, на печь сразу обращали внимание: она занимает почти пол-избы.
-А для чего она нужна? (ответ детей).
-Ребята, а кто знает пословицы об избе?
Давайте их проговорим:
«Без печи хата – не хата».
«Когда в печи жарко – тогда и варко».
«Что есть в печи – все на стол мечи».
«Не красна изба углами, а красна пирогами»
Воспитатель: Молодцы.
- О печи в старину говорили так : «Она и поилица, и кормилица, телосогревательница». С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина.
- Обратите внимание, что стоит у печи? (Кочерга, ухват, чугунок).
Воспитатель загадывает загадку:
Поляной двор красных коров
Черная зайдет – всех выгонит. (кочерга)
Воспитатель показывает чугунок.
-Как вы думаете, зачем он нужен? (Ответ детей).
- В чугунке варили кашу, щи.
- В печке горячо, руками чугун не поставишь, и для этого предназначен ухват.
(Воспитатель показывает, как ухватом ставить чугунок в печь).
Вот какую загадку загадаю, послушайте:
Рогат, да не бык, хватает да не ест.
Людям отдает, а сам на отдых идет.
(Ухват).
Воспитатель: Обратите внимание на стол. Почему стол такой большой, как вы думаете? (Дети отвечают).
-Да, правильно потому что в прошлом в старину семьи были большие. Рассаживались за стол на лавки.
-Почему лавки длинные и широкие? (ответ детей).
- На лавках сидели во время обеда, а ночью на лавках спали, так как места всем в избе не хватало. Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски, ложки из дерева, девицы вышивали, шили одежду. Выполняя ручную работу молодые девушки и парни пели русские народные песни, водили хороводы, играли в игры.
Посмотрите, пожалуйста, на кровать, какое лоскутное одеяло сшито своими руками (Вручную). И как красиво вышиты подушки. Все делалось тщательно, с любовью, и было не только полезным, но и красивым радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавались от поколения к поколению.
-А вот стоит прялка. Как вы думаете, для чего она предназначалась? (Ответ детей).
-Да ребятки правильно на прялке пряли нитки. Вот так клали кудель (шерсть, лен). И пряли с помощью другого приспособления – веретено.
Загадка:
Чем больше я кручусь
Тем толще становлюсь.
(Веретено).
.
Посмотрите на одежду мужскую и женскую. У русской рубахи – особенность покроя ворота, его разрез располагается не посередине груди, а сбоку. Отсюда и название косоворотка, часто косоворотки украшали вышивкой. Подпоясывали рубаху поясом – кушак. Пояс (кушак) был не только украшением, к нему подшивались: нож, ложка. Пояс заменял карманы.
(Воспитатель показывает иллюстрации из русских сказок). Женская одежда была представлена такими атрибутами: сарафан, кафтан (кофточка, фартук. Замужние женщины носили поневу – это юбка, у которой не сшиты края и передник. Самой распространенной обовью русского народа, были лапти.
Воспитатель: В каждой избе обязательно есть красный угол. В нашем музее-избе тоже есть красный угол. В старину слово «красный» означало: красивый, главный, торжественный. В красном углу висят иконы. Здесь же стоят стол и лавки. В красный угол сажали гостей, устраивали чаепитие из русского самовара. Говорили так:
Сверху пар, снизу пар-
Шипит наш русский самовар
Милости просим на чашку чая!
Вот так мы живем:
Пряники жуем, чаем запиваем
Всех в гости приглашаем.
Воспитатель:А вот корзиночка, как много в ней всего интересного – разноцветные лоскутки, нитки, куколки. Ведь девочки всегда любили в кукол играть, но фабрик игрушечных в те времена не было и поэтому кукол обычно делали девочкам мамы. Иногда её делали из пучка травы, соломы, кукурузного початка, из дерева или берёзовой коры. Но самой распространенной была тряпичная кукла. Она делалась из льняных, шерстяных тканей и ниток, хлопка и мочала. По разным поводам, для разных случаев делали разных кукол: при рождении ребёнка в семье – нянюшку, на свадьбу – жениха и невесту, отдельную куклу изготавливали для сохранения домашнего очага и специальную куколку делали для девочки, будущей хозяюшки и мамы. Куклу одевали не просто так, а по всем правилам русского костюма.
Куклы получались красивые и нарядные, только лиц у этих кукол не было. Думаете, забыли нарисовать? Да, нет! Лица куклам не рисовали. Ведь кукла – это оберег, от слова «оберегать» от всего плохого: от болезней, от беды, от плохих людей. А оберегу лицо разрисовывать не полагалось.
Итог занятия: - Ребята, мы с вами сегодня посетили музей нашего садика «Русская изба».
- Вам понравилось? (Ответ детей).
- Что нового вы узнали? (Ответ детей)