Мария Пинягина
Конспект НОД по познавательному развитию для подготовительной группы «Рыбы»
Конспект НОД по познавательному развитию для подготовительной группы на тему «Рыбы»
Подготовила воспитатель Пинягина Мария Александровна.
Вырица 2020г.
Цель: расширение представлений детей о рыбах, их среде обитания.
Задачи:
• уточнить и расширить у детей представления о рыбах, их разнообразии и образе жизни, строении и размножении, о значении чешуи для их жизнедеятельности;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию для подготовительной группы „Рыбы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Подготовительная группа
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Темочки
• закрепить умение детей ориентироваться на листе бумаги, счет до 5, геометрические фигуры: ромб и треугольник, цвета, понятие о частях целого.
• развивать любознательность, наблюдательность, познавательный интерес, мыслительную активность и речь;
• развивать у детей интерес к живой природе, к экспериментированию, мелкую моторику;
• способствовать развитию у детей развитию воображения и творческой активности;
• воспитывать бережное отношение к живой природе.
Оборудование: иллюстрационный и наглядный материал, распечатанные задания на каждого воспитанника для дидактических игр, карандаши, заготовки рыб для аппликации, клей, картинки с изображением рыб, глобус, яблоко, материал для эксперимента (емкость с водой, три шарика).
Ход занятия:
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Давайте улыбнемся друг другу! Поприветствуем гостей.
Перед вами стоит предмет, кто знает, что это за предмет? Как он называется?
Дети: Глобус.
Воспитатель: А кто мне скажет, что такое глобус.
Дети: Глобус – это модель нашей планеты.
Воспитатель: Правильно, глобус – это макет планеты.
А кто может сказать, что изображено на глобусе коричневым цветом? А что голубым?
Дети: Коричневым цветом изображена суша, а голубым – вода.
Воспитатель: Если мы будем сильно вращать глобус, то он будет казаться голубым. Почему?
Дети: Глобус будет казаться голубым, потому что голубого цвета на нем больше.
Воспитатель: Посмотрите, если мы возьмем яблоко, оно такое же круглое, как и глобус, отрежем от него четвертую часть, то всего лишь эту долю на нашей планете составляет суша, все остальное – вода. А кто живет в воде вы узнаете, когда отгадаете загадки.
Загадка:
Блещет в речке чистой спинкой серебристой.
Есть глаза, а не моргает.
Крылья есть, а не летает.
Ног нет, да не догонишь.
В воде они живут, нет клюва, а клюют.
У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыбы)
Дети: Рыбы!
Воспитатель: Верно, это рыбки. Сегодня мы узнаем, кто такие рыбы. Какие они бывают. Дети, как вы думаете, к живой или неживой природе относятся рыбы?
Дети: к живой.
Воспитатель: Правильно, рыбы относятся к живой природе, а именно к животным.
Воспитатель: Теперь мы рассмотрим строение рыбы
Воспитатель: Голова, туловище, хвост, жаберная крышка, на голове – глаза, рот; плавники (спинной плавник, хвостовой).
Воспитатель: Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. Тела их обтекаемы, чтобы было легче плавать. Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Хвостовой плавник толкает рыбу вперед, спинной плавник не дает ей опрокинуться на бок. Грудные и брюшные плавники работают как рули – с их помощью рыба поворачивает влево и вправо. Чем рыбы дышат в воде?
Дети: Кислородом. С помощью жабр.
Воспитатель: Совершенно верно! Рыбы дышат под водой кислородом при помощи жабр, они находятся под жаберной крышкой.
Воспитатель: Дети, а чем дышат люди? У людей есть жабры?
Дети: Нет! У людей легкие. Люди под водой дышать не могут.
Воспитатель: Правильно! Люди дышат с помощью специального органа – легких.
Воспитатель: Итак, рыбы живут в воде, дышат жабрами, плавают с помощью плавников, покрыты чешуей. Чешуя рыб имеет годичные кольца, как ствол дерева. Эти кольца можно рассмотреть под микроскопом.
В составе годичных колец два слоя: летний – широкий и светлый; зимний – узкий и темный. Подсчет годичных колец на чешуе рыбы дает возможность определить не только возраст, но и условия жизни рыбы в разные годы.
Воспитатель: А вы знали что рыбы размножаются с помощью икринок, которые затем превращаются в мальков, из которых и вырастает взрослая рыба.
Воспитатель: А в какой воде живут рыбы?
Дети: В пресной, в соленой, в аквариуме.
Воспитатель: В зависимости от места обитания рыбы делятся на морских, пресноводных и аквариумных.
Воспитатель: Жизнь в океанах, морях очень разнообразна. Там обитают множество видов рыб. Морские рыбы самые красивые, необычные.
Воспитатель: Давайте рассмотрим с вами изображения разных рыб на картинках. Вот здесь у нас красивые и разнообразные морские обитатели
Дети вместе с воспитателем называют рыбок.
Воспитатель: Далее рассмотрим изображения с речными
и аквариумными рыбами.
Дети вместе с воспитателем рассматривают и называют рыбок.
Воспитатель: Ребята, сейчас давайте немного отвлечемся и разомнемся. Проведем физкультминутку.
Воспитатель: Представим, что мы с вами рыбки…
Рыбка в озере жила,
Рыбка к берегу плыла (наклоны в сторону).
Хвостиком виляла,
Корм себе искала ( прыжки: ноги с стороны, вместе).
Возле берега червяк
Извивается вот так ( круговые движения бердами: влево-вправо).
Рыбка подплывает,
Червяка хватает (движения ладошками).
Дернул леску рыбачек,
Да сорвался червячок (хлопки в ладоши перед грудью и за спиной).
Рыбка не попалась,
С червяком осталась (совершаем волнообразные движения ладошками).
Воспитатель: Замечательно! Молодцы! Давайте продолжим узнавать интересные факты о рыбках. Ребята, внутри у рыбки есть плавательный пузырь, наполненный воздухом, и именно благодаря ему рыбка не тонет.
Мы проведем эксперимент, чтобы это доказать.
Перед вами емкость с водой. Рыбок заменяем воздушными шариками. Один шар без воздуха (красный шарик) просто завяжем. Во второй (оранжевый шарик) наберем чуть-чуть воздуха, а в третий (синий шарик) - надуем больше воздуха, чем во второй. Итак, модель водоема готова. Всех трех «рыбок» (воздушные шарики) опускаем в воду. Что произошло?
Дети: Синяя рыбка плавает, красная утонула, а оранжевая погрузилась в воду, но держится на плаву, не опускается на дно.
Воспитатель: Таким образом, мы доказали, что воздух внутри плавательного пузыря не дает рыбке утонуть, а передвигается она в воде при помощи плавников и хвоста.
Воспитатель: А сейчас давайте присядем за столы. Дидактическая игра «Найди, кто лишний». Перед вами лежат картинки с изображением рыбок. Ваша задача в каждом представленном ряду с рыбками найти лишний элемент, который отличается от остальных в этом ряду.
Дети приступают к выполнению задания, воспитатель наблюдает, при необходимости – помогает.
Воспитатель: Замечательно справились, молодцы ребята! У меня для вас есть еще одно интересное задание.
Здесь вам нужно найти и раскрасить одинаковых рыбок.
Воспитатель: Какие вы умнички! Все хорошо справились.
Воспитатель: Послушайте загадку:
Стоит стеклянный водоем.
Много рыбок разных в нем.
Желтых, черных, красных.
И таких прекрасных (Аквариум).
Вот мы с вами и сделаем сегодня аквариум.
Перед вами листы бумаги голубого цвета. Скажите, на какую фигуру похож этот лист?
Дети: Лист бумаги поход на прямоугольник.
Воспитатель: У каждого из вас на столе лежат рыбки. Сколько рыб на столе?
Дети: 5.
Воспитатель: На какие геометрические фигуры похожи рыбы?
Дети: Тело рыбки похоже на ромб, а хвост на треугольник.
Воспитатель: Все они разного цвета. Берем красную рыбку, обратную сторону ее смажем клеем и разместим в правом верхнем углу. Затем синюю – в левом нижнем углу. Затем желтую – в правом нижнем углу. Зеленую – в левом верхнем углу, оранжевую – в центре листа.
Воспитатель: Вот какой красивый получился аквариум.
Прием рефлексии «Незаконченное предложение» :
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я научился…
теперь я могу…
У меня получилось…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Мне понравилось…
Теперь я могу…
Воспитатель: Ребята, вы сегодня замечательно занимались, играли и отвечали на мои вопросы. Вы большие молодцы! А теперь давайте повесим на стенд наши замечательные аквариумы. Спасибо!