Юлия Сушко
Конспект НОД по познавательному развитию для детей 5–6 лет старшей группы «Будь внимательным»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы (5-6 лет)
"Будь внимательным"
Цель: Закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию для детей 5–6 лет старшей группы „Будь внимательным“» размещена в разделах
Формировать умение сосредотачивать внимание детей на опасных предметах, встречающихся в жизни; дать представление о том, что они могут нанести вред нашему организму.
Учить делать выбор между опасными и неопасными предметами.
Стимулировать развитие мышления и речи. Упражнять в правильном построении предложений, обогащать словарный запас.
Способствовать развитию познавательного интереса.
Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, отзывчивость, умение согласовывать свои действия.
Предварительная работа:
Беседы, сюжетно-ролевые, дидактические игры, подвижные игры дидактической направленности, рассматривание иллюстрированного материала, чтение художественных произведений;
Экскурсии: -в прачечную: знакомство с правилами хранения утюга, знакомство с работой электроприборов;
- в кабинет медсестры: знакомство с правилами хранения медикаментов;
Чтение сказок, рассказов: «Сказка об иголке и непослушной нитке», «Умный наперсток», «Резвушка», «Правила поведения для воспитанных детей»;
Просмотр мультфильмов из серии «Аркадий Паровозов»
Материал и оборудование:
Мультимедиа
Магнитная доска (мольберт)
Лист А3 с изображением знаков «Можно» и «Нельзя»
Картинки с изображением опасных и неопасных предметов (по кол-ву детей)
Клей
Литература:
1. Шалаева Галина Петровна, Сазонова О. Г., Журавлева О. М. Правила поведения для воспитанных детей: Малыш, 2015 г
2. https://zagadki.info/zag/utug.html
3. https://po-ymy.ru/detskie-zagadki-pro-ostryj-nozh.html
СЛАЙД 1
- Ребята, посмотрите – нам пришло письмо. А для того, чтобы узнать от кого оно, нужно отгадать загадку. Послушайте:
На одной лесной опушке
Мишка спит зимой в избушке,
Летом в шахматы играет,
Рыбу ловит, не скучает.
Но его привычный быт,
Нарушает смех и визг,
Мяч в окне, компот разлит.
Кто скажите так шалит? (Маша)
СЛАЙД 2
- Правильно. Конечно же, это Маша! Послушайте, что она нам пишет: «Здравствуйте ребята! Пишет вам Маша. Меня Миша оставил дома одну и сказал, чтобы я вела себя осторожно, потому что вокруг много опасностей. А разве дома могут быть опасности? Вы знаете о них? Расскажите мне об этом, пожалуйста». (Ответ детей)
- Да. Конечно же, это очень серьёзно. Надо обязательно помочь Маше. И вам, если вы когда-нибудь останетесь одни дома, просто необходимо знать правила безопасного поведения. А ещё, вы должны знать о домашних предметах, которые могут быть опасными. Ведь опасности ждут нас на каждом шагу. давайте вместе попробуем определить, какие же предметы в доме могут представлять опасность. Я буду загадывать вам загадки о домашних предметах, а вы попробуйте отгадать их, а также подумайте, чем они могут быть опасны.
СЛАЙД 3
Воспитатель загадывает загадки. По мере отгадывания, на экране появляются изображения предметов (отгадки).
Загадка 1:
Много делать мы умеем:
Резать, стричь и вырезать.
Не играйте с нами, дети:
Можем больно наказать!
(Ножницы)
Вопросы воспитателя: Для чего нужны ножницы? Из каких частей состоят? Какую опасность представляют? Какие правила использования ножниц вы знаете? (Ответы детей)
Загадка 2:
Вденем ниточку, и шить
Мама будет нас учить.
Осторожно, не шали!
Пальчик свой не наколи.
Острая она, ты знай
Её нигде не оставляй!
Иногда бывает ломка
Называется… (Иголка)
Вопросы воспитателя: Какая иголка? Для чего она нужна людям? Кто чаще всего использует иголку? Можно ли играть с ней? Почему? В чём опасность иголки?
Загадка 3:
Он орудует так быстро:
Аккуратно, тонко, чисто.
Режет, режет всё подряд:
Фрукты, овощи, салат.
На пилу чуть-чуть похож.
Осторожно, острый. (Нож)
Вопросы воспитателя: Из чего состоит нож? Какая его часть опасная? Как вы думаете, как люди используют нож? Можно играть с ножом? Кто может им пользоваться?
- Ребята, какие еще острые предметы могут встретиться в доме? (Ответы детей)
- Каким общим словом можно назвать их? (Подвести детей к ответу КОЛЮЩИЕ и РЕЖУЩИЕ ПРЕДМЕТЫ)
- Где должны храниться такие предметы? (Ответы детей)
«Не разбрасывай вокруг острые предметы»
(Г. П. Шалаева, О. М. Журавлева)
Если кнопки из коробки
Разлетелись – собери,
Если гвозди на дороге
Ты увидел – подбери!
Эти острые предметы
Не бросайте на полу.
Сам наступишь незаметно –
С раной поведут к врачу.
Загадка 4:
На одежде гладко-гладко
Он разглаживает складки,
Гладит кофты и бельё,
Платье яркое моё,
Гладит стрелочки у брюк
Электрический … (Утюг)
Вопросы воспитателя: Для чего нужен утюг? Что нужно, чтобы утюг заработал? Кто может включать утюг и пользоваться им?
- Утюг – это электрический прибор. А какие ещё электроприборы есть в ваших домах? (Ответы детей)
Электричество (Анатолий Валевский)
Электричество, конечно, очень помогает –
Без него магнитофон вовсе не играет,
Не зажжётся в Новый год огоньками ёлка,
И не испечёт пирог нам микроволновка.
Электричество наш друг – это всем известно,
Но опасность все же есть, я скажу вам честно:
Провод и электрощит не хватай рукою,
Обойди-ка ты его лучше стороною.
И в электропылесос
Не засовывай свой нос.
Не запихивай в розетку
Пальцы, гвозди или ветку.
С электричеством полезным мы, конечно же, друзья,
Но скажу вам откровенно: с ним шутить совсем нельзя
Загадка 5:
Это тесный—тесный дом:
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестер
Может вспыхнуть, как костер!
Не шути с сестричками,
Тоненькими. (Спичками)
Вопросы воспитателя: Для чего нужны спички? Можно ли спички использовать в игре? В чём опасность спичек?
Загадка 6:
Заболел сегодня зайка.
- Доктор, доктор, выручай-ка!
Нам врач назначил не конфетки,
А лечебные … (Таблетки)
Вопросы воспитателя: Зачем нужны таблетки? А можно ли принимать их самостоятельно, без взрослых? Почему?
- Чтобы не принимать таблетки, не надо болеть. Чтобы не болеть нужно обязательно делать зарядку. Давайте и Машу научим делать зарядку.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Мы дома играем спокойно одни
Наш дом безопасен и знаем все мы: Дети идут по кругу
Иголки в игольнице мирно лежат Указательным пальцем тычем по ладошке
На полке повыше нам их не достать. Подъём на носки, руки вверх
А ножницам место, конечно, в чехле. Движение «Ножницы» вытянутыми руками
Они не игрушка ни мне, ни тебе. Повороты головы вправо-влево
Мы дома играем спокойно одни.
Наш дом безопасен уверены мы! Прыжки на двух ногах
- Молодцы, ребята, вы очень хорошо знаете предметы, которые могут быть опасными для вас. Давайте же повторим правила безопасности обращения с ними: (дети с опорой на изображение на СЛАЙДЕ 3 и подсказки воспитателя, рассказывают правила)
1. Правила обращения с острыми, колющими и режущими предметами: «Все острые, колющие и режущие предметы обязательно должны лежать в специальных местах и убираться туда после использования. Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности».
2. Правила обращения с электрическими приборами: «Детям нельзя самостоятельно включать электрические приборы. Они могут ударить током или стать причиной пожара».
3. Правила пользования с лекарствами: «Ни в коем случае нельзя пробовать никакие лекарства: это невкусно, а ещё, неправильно принятым лекарством может отравиться».
4. Правила пользования спичками и зажигалками: «Спички – это не игрушка! Игры со спичками могут привести к пожару».
- Ребята, давайте сделаем Маше подарок. Посмотрите, что у меня лежит на столе. Это картинки разных предметов. Сейчас вы каждый возьмёте по одной картинке и скажите, что за предмет изображён на ней: опасный или нет.
(Дети разбирают картинки)
- А теперь мы с вами сделаем для Маши плакат-памятку.
(На мольберте лист формата А3 со знаками «Можно» и «Нельзя»)
- Как вы думаете, что обозначает этот знак? (Воспитатель показывает на знак «Нельзя»)
- А что значит этот знак? (Воспитатель показывает на знак «Можно»)
- Рассмотрите картинки в ваших руках. Я предлагаю приклеить их рядом с нужным знаком. А получившийся плакат мы и отправим Маше.
Выполнение работы детьми
Рассматривание получившегося плаката
- Какой познавательный плакат у нас получился!
- Как вы считаете, Маше понравится? (Ответы детей)
- Глядя на этот плакат, Маша точно будет знать, какой предмет представляет для неё опасность, а какой нет.
- Я надеюсь, что сегодня вы тоже многое усвоили: какие предметы, окружающие нас, представляют опасность, а также правила безопасного пользования ими.
В конце воспитатель читает стихотворение:
"Острые предметы"
(Анатолий Валевский)
Знают все, что шалунишки
Никогда не унывают.
Целый день они резвятся
И усталости не знают.
Не сидится им на месте –
Лишь бы прыгать, кувыркаться,
Поиграть с котенком в прятки
Или вволю посмеяться.
Но шалить и веселиться
Тоже нужно осторожно,
Потому что очень просто
Вдруг себя поранить можно!
Окружают нас повсюду
Очень острые предметы,
А поэтому, детишки,
Вы послушайте совета:
Вилки, ножницы, иголки,
Топоры, ножи, осколки –
Не игрушки, не конфеты,
А опасные предметы!