Ольга Бахвалова
Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. Закреплять у детей знания о свойствах и состояниях воды.
Задачи:
2. Активизировать словарь детей.
3. Воспитывать интерес к экспериментированию.
4. Побуждать делать простейшие выводы.
5. Развивать внимание, память, логическое мышление.
Материалы: обручи, сосуды разной формы, салфетки, спиртовка, молоко, песок, вода, лед.
Ход занятия:
Звучит песня «Кораблики», дети заходят, садятся на места.
- Весною солнышко печет, ручей журчит, течет.
Ручейки сливаются, в озера превращаются.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы „Вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Откуда появляются весной ручьи? (ответы детей)
-Правильно, из снега, изо льда. Пригревает яркое весеннее солнышко, все тает. Мы с вами много гуляем и все вы знаете, что солнце и воздух – наши лучшие друзья. А что еще? Я загадаю вам загадку, а вы, отгадав её, узнаете, чему посвящается наше занятие.
Она и в озере, она и в лужице, она снежинкою над нами кружится.
Она и в чайнике у нас кипит, она и реченьке бежит – журчит. (вода)
-Давайте посмотрим на глобус. Кто знает, что это такое. (ответы детей)
-Что принято на глобусе изображать синим цветом (ответы детей)
-Синий цвет – вода. Все моря и океаны нашей планеты. Если быстро раскрутить глобус, то может показаться, что он одноцветный, голубой. Это потому, что этой краски на нем действительно больше, чем желтой, белой, зеленой, коричневой. А сегодня вы видели воду? Где (ответы детей)
-И правда, без воды жизнь представить невозможно.
Вы слыхали о воде? Говорят, она везде.
В луже, море, океане и водопроводном кране.
Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает.
Ледником в горах зовется, лентой серебристой вьется.
На плите у вас кипит, паром чайника шипит.
Растворяет сахар в чае, мы её не замечаем.
Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда.
Без воды нам не умыться, не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить: без воды нам не прожить. (читают 2 детей)
Звучит музыка. Воспитатель предлагает детям угадать, что за шум они слышат.
- В гости к нам сегодня придет наш добрый, старый знакомый Водяной. (под песню «Водяной» появляется Водяной).
Водяной: Здравствуйте, я очень рад всех вас видеть. Я так люблю шлёпать босыми ногами по лужам, купаться, брызгаться. После этого на руках и ногах переливаются в солнечных лучах прозрачные капельки. Только непонятно: куда исчезает эта вода? И ещё. Я зимой хотел искупаться в своей любимой речке, а вместо воды оказался лёд. Откуда он взялся?
-Ну, что же, ребята. Попробуем ответить на вопросы нашего друга. Мы будем проводить опыты с водой, а Водяной будет за нами наблюдать и многое поймет.
Опыт 1.
Перед детьми три сосуда разной формы. – Назовите их (кувшин, стакан, колба). Заполним их водой. – Что делает вода? А какую форму приняла вода?
- Вода принимает форму того сосуда, в котором находится, значит (вода - жидкость). Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана.
Водяной насыпает в формочку сухой песок. Затем пересыпает его из формочки в ведерко, а потом насыпает на поднос горкой.
Водяной: - Видите? Песок тоже меняет форму. Значит, песок – жидкость.
- А как вы, дети, думаете? Докажем Водяному, что он ошибается.
Опыт 2.
- Опрокинем стакан с водой. Что происходит? (вода растекается)
- А что будет, если опрокинуть ведёрко с песком? (песок ложится горкой)
Значит, вода и песок – разные вещества. Вода – жидкая, а песок – сыпучий.
- Итак, вода – жидкость. Теперь необходимо определить, какого она цвета.
Водяной: Зачем определять? Я знаю всё о воде! Вода белая.
Опыт 3.
Перед детьми стоят по 2 одинаковых стакана: в одном – вода, в другом – молоко. Дети опускают чайные ложечки в стаканы.
- Что вы можете сказать (в стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком – нет)
- Какая же вода (вода прозрачная, а молоко – нет)
Опыт 4.
- А теперь понюхайте воду. (Водяной тоже нюхает). Чем пахнет вода? Или она не пахнет совсем (вода не имеет запаха)
Водяной: Конечно, вода не пахнет, если она чистая.
- Она без запаха и без цвета, но всеми учё ными признано это:
С любого грязнули всю грязь без следа смоет обычная наша вода.
- У воды есть ещё одно свойство: она способна смачивать и очищать предметы.
Опыт 5.
- Возьмите бумажные салфетки и опустите их в ванночки с водой. Что произошло с салфеткой (она намокла) Вода проникла в волокна бумаги и смочила её.
Водяной: А я опущу в воду тряпочку. Она намокла. Ой, а у меня на руке грязь. Может быть, ототру. (стирает грязь).
- Что же может делать вода (ответы детей)
Физкультминутка – игра: «Дождик».
Дождик, лей, веселей! Теплых капель не жалей
Для лесов, для полей и для маленьких детей,
И для мам, и для пап. Кап – кап! Кап – кап!
Воспитатель раскладывает на полу 4 обруча разного цвета.
Будет, будет лето в радугу одето, жаркое солнце яркого цвета
Яркого, красивого, желтого и синего, зеленого и красного и любого разного.
По сигналу дети собираются у обруча своего цвета.
Водяной: А со мной вот что недавно приключилось. Я решил порисовать красками. Налил воды в блюдце. Достал кисточку, бумагу, краски. Только устроился у открытого окошка и вижу – друзья мои, рыбки, в футбол играть начали. И я все бросил и убежал к ним. Играли мы целый день, а вечером я снова устроился у окна, чтобы порисовать. Посмотрел – а воды в блюдце и нет. Куда она делась? Пропала? Исчезла?
- Вода испарилась. Что это значит: испарилась? (ответы детей).
Опыт 6.
Нальем в тарелку немного воды и подогреем её на пламени спиртовки.
- Что вы заметили? Куда делась вода? Что с ней произошло? (ответы детей)
- Вы замечали, что ранним летним утром трава и без дождя бывает мокрой. Влага, которая днем «живет» в воздухе, оседает на землю, как только солнышко скроется. Как называется эта вода (ответы). -Правильно, это роса.
Утром бусы засверкали, всю траву собой застлали.
А пошли искать их днем - ищем, ищем, не найдём. (роса)
-А это что такое отгадайте-ка!
Он белёсый и сырой опустился над землёй,
Словно облако упало, и домов не видно стало.
Над рекою он плывёт, а с рассветом пропадёт. (туман)
- Туман ведь тоже вода, только в другом её состоянии, в виде пара т. е. в газообразном состоянии. А о тумане и росе есть пословица: «Роса да туман живут по утрам». Почему?
Водяной: Я однажды видел, как осторожная лисица подошла к ручью напиться. Наклонилась, а вода – неподвижна и тверда.
- Что же случилось с водой (ответы детей) Зимой, когда холодно и мороз вода превращается в твердое вещество. Какое (ответы) И снег, и лёд – это тоже вода, только в твердом состоянии. А как вы думаете, что произойдет со льдом, если его принести в теплое помещение?
Опыт 7.
Перед каждым ребенком – тарелочка. Воспитатель заносит кубики льда и кладет их перед детьми. Дети наблюдают за состоянием кубиков льда.
- Что происходит со льдом (ответы детей)
Водяной: Жалко, что лед тает. Я люблю его есть, погрызть и пососать. Он похож на мороженое, холодный, вкусный. Скажите, кто из вас любит лед?
- Водяной, разве можно есть лед? Ребята, объясните Водяному, почему нельзя (ответы детей).
Водяной: Никогда я больше не притронусь ко льду и пробовать его не буду. Я ничего этого не знал.
- Итак, ребята, вода, пар, лед – одно и то же вещество, только в разных состояниях: жидком, газообразном и твердом.
Водяной: На свете нет её сильнее, на свете нет её буйнее,
В руках её не удержать и на коне не обогнать.
- А надо ли беречь воду? А как? Почему (ответы детей)
- Человек, запомни навсегда: символ жизни на Земле – вода.
Экономь её и береги – мы ведь на планете – не одни.
Водяной прощается и дарит игру – рыбалка.
- Вы работу завершили, все на место положили? Дети уходят в группу.