Светлана Викторовна Гоменюк
Конспект НОД по познавательному развитию для детей младшей группы «Большое космическое путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать у детей первоначальные знания о космическом пространстве.
Задачи:
Образовательные:
• Сформировать у детей элементарные представления о космосе
• Познакомить с историей основания космоса, с тем, что первым космонавтом в мире стал гражданин нашей страны Ю. А. Гагарин, который совершил свой первый полёт в космос
Развивающие:
• Развивать внимание, память, воображение, фантазию, эстетическое восприятие, мелкую моторику рук
Воспитательные:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию для детей младшей группы „Большое космическое путешествие“» размещена в разделах
• Воспитывать патриотические чувства и гордость за своих выдающихся соотечественников.
Материал и оборудование: ноутбук, проектор, экран, слайды к проекту, счётные палочки на каждого ребенка, тёмная ткань и парные звёзды, по количеству детей (разные по форме, размеру, цвету)
Музыкальное оформление: музыкальная композиция «Космическая мелодия».
Предварительная работа:
• Рассматривание иллюстраций и картин о космосе
• Проведение беседы о космосе
• Загадывание загадок
• Чтение стихотворений (С. Есенин «Звёзды», И. Бунин «Огни небес», А. Лугарёва «Космический сон»)
• Разучивание пальчиковой гимнастики «На ракете улетим»
• Выкладывание из счётных палочек ракеты, звёзд
• Рисование ракеты гуашью и восковыми мелками
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, предлагаю нам отправиться в космическое путешествие. /Звучит музыкальная композиция А. Галича «Космос»/ (ребята садятся на стульчики, которые расставлены в виде космической ракеты).
Воспитатель: Ребята, я буду командиром космического полета, а вы мой экипаж, Согласны?
Ответы детей…
Воспитатель: Тогда, ребята, внимание!
Приготовились к путешествию!
Пристегнуть ремни!
Начинаем обратный отсчёт: 5, 4, 3, 2, 1. Пуск!
Человека во все времена привлекало небо. Особенно ночное, звёздное.
А вам ребята, нравиться ночное звёздное небо?
Ответы детей: …
Воспитатель: Посмотрите ребята, у меня есть звёздное небо на столе, мы с вами будем звездочётами. Нам необходимо на нашем «ночном небе» найти одинаковые по форме и цвету звёзды и расположить их рядом друг с другом.
Проводится под музыкальное сопровождение игра «Найди две одинаковые звёздочки»
Воспитатель показывает слайды.
Воспитатель: Посмотрите на этих детей. Их тоже манит к себе звёздное ночное небо! Там столько красивых звёзд! Интересно, какие они на самом деле? Постоянно размышляли и дети и взрослые.
Люди стали мечтать о полёте к звезда. Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах (они поднимаются вверх за счёт тёплого воздуха).
На дирижаблях.
Рассматривание слайдов.
Позже люди сконструировали самолёты. И полетели. Вот такие самолёты.
Рассматривание слайдов.
Сейчас они переносят людей с одного города в другой. Самолёт предназначен для более дальних перелётов.
Люди сконструировали вертолёт. И полетели на вертолётах. Но до звёзд людям долететь не удавалось. Вертолёты предназначены для полётов на короткое расстояние.
Но человек продолжал мечтать о космосе, о полётах к звёздам и другим планетам.
Воспитатель: Что такое космос?
Ответы детей: …
Воспитатель: космос — это очень высоко, там, где кончается воздушное пространство Земли, начинается космическое пространство. Туда не залетают птицы, не летают самолёты. Небо там совсем чёрное. Воздуха в космосе нет!
Продолжаем рассматривать слайды.
Воспитатель: это наша планета Земля — мы на ней живём. Она круглая, похожа на большой мяч. Если подняться над землёй высоко-высоко, то из космоса мы её увидим такой, небольшой шарик в углу — это наша Луна. Ребята, какими цветами изображена наша планета?
Ответы детей: …
Воспитатель: синие пятна на нашей планете — вода — моря и океаны. Зелёные пятна — это леса и луга. Коричневые пятна — это горы.
Глядя на землю, скажите, чего больше на Земле?
Ответы детей: воды.
Продолжаем рассматривание слайдов.
Воспитатель: Ура! Осуществилась мечта человека о полёте в космос. Были изобретены летательные аппараты, которые могли бы выйти в космос. В 1957 году был запущен первый спутник Земли. Он похож на что?
Ответы детей: …
Его сделали похожим на шар, на нашу Землю, только с большими антеннами.
Второй в небо поднялся искусственный спутник. На нём впервые поднялись в космос собаки: Белка и Стрелка. Посмотрите на них, как они были снаряжены в полёт.
Рассматривание слайдов.
Воспитатель: в космосе очень холодно. Если выйти в космос без специального костюма — можно замёрзнуть. В космосе совсем нет воздуха и человек не может дышать. Именно поэтому на космонавтов одевают в такой скафандр и шлем. Скафандр очень тёплый и защищает космонавта от холода, в скафандре человек может дышать — он снабжает человека воздухом.
12 апреля 1961 года. Самым первым космонавтом, который поднялся в космос и облетел вокруг Земли, был Юрий Алексеевич Гагарин в космическом скафандре, а справа — со всеми правительственными наградами.
Рассматривание слайдов.
Воспитатель: когда космонавт сел в ракету, пошёл обратный отсчёт: 5, 4, 3, 2, 1. Пуск!
Ракета оторвалась от земли, из её хвоста вырвался огонь — так сильно работал её двигатель. И ракета полетела высоко в небо.
Ракета поднималась всё выше и выше!
Посмотрите!
Она уже выше облаков!
Ракеты взлетают в космос с космодрома!
Это специально отведённое место для взлёта ракет, как есть специально отведённое место для самолётов — аэродром.
Воспитатель: а сейчас я вам предлагаю пройти к своим «космодромам» и попробуйте создать свою ракету (дети проходят за столы и создают ракеты из счётных палочек).
Проводится дидактическая игра «Собери ракету», обсуждение постройки. Далее космическая музыка опять предлагает присесть на стулья, чтобы продолжить космическое путешествие.
Воспитатель: луна — вот что космонавты увидели в космосе через иллюминатор.
Иллюминатор — так называется окно в ракете. В наших домах есть окна, а в ракете — иллюминаторы.
Иллюминаторы вращаются вокруг Земли. Земля вращается вокруг своей оси. Луна намного меньше нашей планеты Земля. Луна из космоса тоже кажется шаром (он светлого цвета в левом углу).
Рассматривание слайдов.
Воспитатель: вот так выглядит Луна, если к ней подлететь поближе (выглядит холодной, серой).
А вот таким космонавты увидели наше Солнце.
Рассматривание слайдов.
Огромный светящийся огненный шар. Но подлетать близко к нему нельзя. Солнце очень и очень горячее, при приближении к нему можно сгореть и железо расплавиться. Глядя на солнце нам стало светло и тепло, правда?
Ответы детей: …
Воспитатель: в космосе не только есть Луна и Солнце. Здесь мы видим изображение всех планет, которые вращаются вокруг Солнца. Обратите внимание, какое огромное Солнце! Оно больше всех планет. Наша планета третья от Солнца. Планеты ближе к Солнцу — тёплые, чем дальше — холодные планеты. Все планеты разные по цвету.
Рассматривание слайдов.
Воспитатель: ребята, в космосе нет притяжения Земли, как на Земле. Поэтому космонавты находятся в состоянии невесомости. Они могут летать, что нельзя сделать на Земле, но мы с вами представим, что находимся в открытом космосе и немного полетаем.
Физкультминутка.
Под медленную музыку дети имитируют движения космонавтов в открытом космосе.
В космосе так здорово!
Звёзды и планеты
В чёрной невесомости
Медленно плывут!
Вот мы и полетали, пора дальше отправляться в путешествие, пристегнули ремни.
Дети садятся на стульчики.
В космосе космонавты тоже могут принимать пищу, но у них особое питание. Нет кастрюль, тарелок, чашек, ложек и вилок. Всё находится в тюбиках, как наша зубная паста.
Рассматривание слайдов.
Воспитатель: ребята, на что похожа еда у космонавтов?
Ответы детей: на шоколадки, таблетки, баночки.
Воспитатель: космические корабли облетали вокруг Земли и благополучно возвращались на Землю. И здесь их встречают врачи, учёные и другие космонавты.
Вот сколько интересного космонавты могут увидеть в космосе! Теперь обо всём этом знаем и мы!
Ребята, давайте вспомним с вами, что нового мы узнали и запомнили. Попытайтесь отгадать загадки.
Ответы детей сопровождаются слайдами.
Воспитатель: Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица,
Знают все, и млад и стар,
Что она — большущий шар.
Ответы детей: земля.
Воспитатель: Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает.
Ответы детей: солнце.
Воспитатель: Ночью по небу гуляю,
Тускло землю согреваю,
Скучно, скучно мне одной,
А зовут меня.
Ответы детей: луной.
Воспитатель: Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету,
Дети, скажите, это?
Ответы детей: космонавт.
Воспитатель: Не в первый раз, не в первый раз,
В огне и звуках грома
Ракета в воздух поднялась
С земного.
Ответы детей:. космодрома.
Воспитатель: Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звёзд.
Наш город построил эту
Межпланетную.
Ответы детей:. ракету.
Воспитатель: У нас сбываются мечты:
Покажут в телекадре,
Как по Сатурну ходишь ты
В космическом.
Ответы детей:. скафандре.
Воспитатель: напоминаю вам, одежда космонавта — скафандр. Его космонавты надевают при запуске и спуске ракеты, когда выходят в открытый космос.
Ребята, внимание!
Нам пора возвращаться на Землю.
Начинаем обратный отсчёт: 5, 4, 3, 2, 1. Пуск!
Дети повторяют отсчёт за воспитателем.
Воспитатель: наше большое космическое путешествие подошло к концу. Понравилось вам путешествие?
Ответы детей: …
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем. Проводится пальчиковая игра «Космонавт».
В тёмном небе звёзды светят,
(Пальцы сжимают и разжимают)
Космонавт летит в ракете.
(Ладони сомкнуты над головой)
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
(Соединяют пальцы)
Горы, реки и моря.
(Руки разводят в стороны)
Видит он весь шар земной,
Шар земной – наш дом родной.
(Ладони над головой «крышей»).
Воспитатель: вот мы и дома! На нашей замечательной, родной Земле.
Спасибо вам за внимание.
До скорых встреч, будущие космонавты!
Может кто-то из вас станет в будущем космонавтом или конструктором.