Валентина Козлова
Конспект НОД по познавательному развитию для детей 6–7 лет «Как мы Масленицу искали»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие
Цель: приобщение детей к традициям русского народа через знакомство с календарным народным праздником Масленица
Задачи:
Обучающие:
• Создать условия для получения детьми знаний о русском народном празднике Масленица
• Приобщить детей к народным играм, песням, хороводам.
Развивающие задачи:
• Развивать интерес к российской истории и народным традициям.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Подготовительная группа
- Темочки
• Продолжать развивать мышление, память, внимание в разных видах деятельности, прежде всего в игре
• Способствовать дальнейшему развитию основных движений, контролю за ними и управлению ими;
Воспитывающие:
• Продолжать воспитывать у детей интерес и уважение к культуре русского народа
• Продолжать формировать у детей навык работы в подгруппе
Предварительная работа: чтение художественной литературы (сказки) - приложение к проекту; диагностическая беседа «Что я знаю о Масленице»
Формы организации деятельности детей: подгрупповая
Методы и приёмы: наглядный, практический, словесный
Материалы и оборудование: ноутбук, магнитола, аудиозапись с музыкой по теме «Масленица», конверты с заданиями для детей, рукавичка Зимы, карта группы, наложенные картинки с изображением зимних предметов на листе формата А3, картинки с изображением масленичных забав, схемы для постройки «снежной крепости» и детали для постройки, звуковые картинки к слову «Масленица», кукла Масленица.
Ход НОД.
Дети приветствуют гостей и садятся на стулья.
Вос-ль: Ребята, посмотрите и скажите, что у меня в руках.
Дети: календарь.
Вос-ль: Для чего нужен календарь?
Дети: ответы детей (календарь показывает, какое сегодня число, какой день недели, месяц и год)
Вос-ль: Сегодня у нас на календаре 1 марта. Что это значит?
Дети: Наступила весна.
Вос-ль: Подскажите мне, какой праздник наступает в конце зимы – начале весны?
Дети: Масленица
Вос-ль: Правильно, ребята. Масленица – это старинный праздник, его отмечают с давних времён, когда ещё жили наши предки славяне. Праздник длится неделю, целых 7 дней. Люди празднуют окончание зимы, радуются наступлению весны. Как вы думаете, почему праздник так называется?
Дети: выслушать ответы.
Вос-ль: Масленица – от слова «масло». На этой неделе не ели мяса, можно было кушать только масло, молочные продукты, блины на масле. Почему пекли блины, а не пироги?
Дети: ответы детей.
Вос-ль: Люди за зиму соскучились по солнцу, а блин похож на Солнце. Он такой же круглый, румяный и золотистый.
Каждый день Масленицы имеет своё название. Первый день – ВСТРЕЧА. В этот день строят снежные горки и заливают их водой; начинают печь блины, делают соломенное чучело Масленицы.
Просмотр слайд – шоу «Кукла – Масленица» (просмотр у стола)
Чучело Масленицы — главный символ праздника. Чучело олицетворяло собой холодную, злую и колючую зиму, которая уже всем надоела и которую давно пора прогнать с глаз долой. В конце праздника чучело сжигают, так прощаются с зимой.
Вос-ль: Ребята, я для вас тоже приготовила куклу Масленицу, сейчас я вас с ней познакомлю (идёт за куклой, не находит её). Ничего не понимаю, кукла пропала. А как же мы без Масленицы будем зиму провожать? ….
Вместо куклы нашла чью-то рукавичку (показывает детям). Чья же это вещь?
Дети: выслушать ответы
Вос-ль: В рукавичке что-то есть (достаёт письмо и кусок карты). Давайте прочтём.
«Здравствуйте, дорогие ребятишки. Ждёте весну, решили попрощаться со мной – зимой. Я так просто не уйду. Для вас я подготовила разные испытания. Выполните их – получите всю карту и узнаете, где ваша Масленица». Зима
Вос-ль: Ребята, нам нужна Масленица?
Дети: Да
Вос-ль: Тогда будем выполнять задания зимы. Давайте немного разомнёмся и отправимся на поиски куклы. Вставайте в круг.
Мы сейчас пойдём направо – 1, 2, 3
Мы сейчас пойдём налево – 1, 2, 3
Мы руками дружно хлопнем – 1, 2. 3
Мы ногами дружно топнем – 1, 2. 3
А сейчас мы повернёмся – 1, 2. 3
И друг другу улыбнёмся – 1, 2,3
Вы готовы? – Да
Вос-ль: Чтобы выполнить задание № 1, нужно найти конверт. Отгадайте загадку и узнаете, где его искать.
Кто приходит, кто уходит –
Все её за ручку водят (дверь).
Дети ищут конверт, находят, отдают воспитателю.
Вос-ль: (читает). На картинке спрятались предметы (наложенные изображения). Посмотрите внимательно и назовите только те, которые относятся к зиме (8 предметов).
Дети: ответы детей.
Вос-ль: Первое задание выполнили. Получаете 2-ой фрагмент карты.
Задание № 2.
Загадка.
Зимой заклеено оно,
А летом открывается.
Оно кончается на «О»
И также начинается. (Окно)
В конверте картинки с изображением масленичных традиций (катание на санях, катание с ледяных горок, залезание на ледяной столб, штурм снежной крепости). Дети рассматривают картинки, воспитатель даёт пояснение к ним. После этого воспитатель зачитывает задание «Построй снежную крепость».
Каждый из детей должен построить «снежную крепость» по заданному образцу (прилагаются схемы).
После выполнения задания дети получают 3-й фрагмент карты.
Задание № 3
Загадка.
Под крышкой четыре ножки,
А на крышке суп да ложки. (Стол)
Символ Масленицы – круглый блин. Отгадайте загадки и узнаете, какие продукты нужны для приготовления блинов.
Жидкое, а не вода,
Белое, а не снег,
Ешь да пей,
Да гостям не жалей,
И коту налей.
(Молоко)
Белая бочка,
На ней нет ни сучочка.
Может разбиться,
А может свариться.
(Яйцо)
Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины,
Если делаете тесто,
Положить меня должны.
(Мука)
Что же это за песок,
Сладок с ним у нас чаёк.
Он на кухне проживает
И хозяйкам помогает.
(Сахар)
Без меня нельзя поджарить
И салат нельзя заправить.
Да и вкусная еда
Вряд ли выйдет без меня.
(Масло)
Мы приправляем ею щи и кашу,
Да и почти любую пищу нашу.
Что говорить, большую роль
Играет в нашей жизни …
(Соль)
Вос-ль: Молодцы, ребята. Все загадки отгадали, что нужно для блинов узнали. Получаете 4-й фрагмент карты.
Задание № 4.
Загадка.
У него четыре ножки,
Любят спать на нем все кошки.
Если кто-то хочет есть,
На него придется сесть (Стул)
Хочу посмотреть, какие вы быстрые и ловкие. Поиграйте в игру «Ухвати блинок»
Победитель игры получает 5-й фрагмент карты.
Задание № 5.
Загадка.
Он стоит в углу у стенки.
Ох, огромный он на вид,
Но он вовсе не наказан.
Мама вещи в нём хранит (Шкаф)
Игра «Составь слово» (Под каждой картинкой в строке поставьте букву и прочтите слово, обозначающее название праздника проводов зимы – Масленица). Каждый ребёнок ставит по одной букве, после чего вместе читают слово. Дети получают 6-й фрагмент карты.
Вос-ль: Ребята, все молодцы! Все задания выполнены. Давайте составим карту из фрагментов.
Дети составляют изображение, определяют, где кукла Масленица, идут на поиски куклы.
Куклу передают воспитателю.
Вос-ль: Молодцы, ребята! Вернули куклу.
Вот она Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая.
Теперь мы сможем праздник продолжать.
А ну, народ, не зевай,
В круг вокруг Масленицы вставай!
Хоровод «Ой, да ты, Масленица»
Рефлексия
Наше занятие подошло к концу. Я вас всех благодарю за активность.
«Понравилось вам занятие?»
«Какое задание больше всего понравилось? Почему?»
«Какое задание было для вас самым трудным? Почему?»
«Как вы думаете, почему нам удалось найти куклу?»
Что вы расскажите родителям о нашем сегодняшнем занятии?»