Елена Антипова
Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего возраста «Живая земля»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Владимира «Центр развития ребенка – детский сад №109»
Конспект
непосредственно – образовательной деятельности
по познавательному развитию детей старшего возраста
Тема «Живая земля»
Воспитатель: Антипова Елена Викторовна
(первая квалификационная категория)
Образовательные области: познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, речевое развитие.
Интеграция видов деятельности: игровая, исследовательско- познавательная, коммуникативная.
Темочки:
Лексическая тема: Овощи и фрукты.
Вид занятия: экспериментирование.
Формы образовательной деятельности: групповая.
Цель: закрепить знания детей о почве методом опытно- экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- расширить и углубить представление о значении почвы в природе;
- познакомить с составом и свойствами почвы;
- формировать основы экологической культуры;
Воспитательные:
- воспитывать умение наблюдать, любознательность, самостоятельность, аккуратность;
- воспитывать любовь к земле.
Развивающие:
-развивать интерес к опытно- экспериментальной деятельности; к объектам неживой и живой природы;
- развивать эмоционально – положительное отношение к познанию окружающего мира;
- развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы;
Планируемый результат: ребенок сам познает, запоминает; он любознателен, инициативен.
Подготовительная работа:
- просмотр мультфильмов о Лунтике;
- рассматривание и чтение детской энциклопедии о Луне.
Взаимосвязь с семьями воспитанников до НОД:
- приносят лупы, смотрят дома мультфильмы, приносят Энциклопедии.
Оборудование:
Демонстрационный: игрушка Лунтик, комнатные цветы, овощи, схемы опытов, предметы для дидактической игры:
кукла, орех, машина,листок с дерева, туфелька и т. д., обруч, бубен.
Раздаточный : миски с землей, ложки и стаканы одноразовые, лупы, тарелки : все по количеству детей, клеенки.
Содержание НОД
Организационный момент: воспитатель проводит любую известную игру.
Мотивационно- ориентировочный этап:
В. : я слышу чей- то голос. Это не детский голос, он слышен из природного уголка. А, да это же Лунтик! Здравстуй, Лунтик,как ты суда попал?
Л. Здравствуйте, ребята!Да меня,видно, занесло суда к вам ветром. Ой, как у вас здесь красиво! Что это (показывает на комнатные растения) А в чем они растут?
Д. в земле.
(перебирается к подносам с овощами)
А это что? А можно попробовать?
Какая вкуснятина! А где же ваши овощи росли? Тоже в земле?
ЗЕМЛЯ. Какое интересное слово! Что же оно обозначает?
Дети: земля – это почва,на которой растут все растения.
Ребята, я приготовила для вас несколько слайдов о почве. Хотели бы вместе с Лунтиком их посмотреть?
(показ слайдов)
Л:Я тоже хочу иметь такую землю, чтобы выращивать на ней красивые цветы и вкусные овощи! А можно мне самому такую сделать, ведь на Луне нет такой земли? Из чего же она состоит? Какими свойствами обладает?
В: дети, поможем Лунтику разобраться в этих вопросах?
Для этого нам необходимо провести опыты.
Их мы будем проводить в нашей лаборатории, а вы на некоторое время станете учеными – исследователями. Согласны?
В лаборатории имеются определенные правила работы:
- каждый работает на своем рабочем месте, не мешая другим;
- нельзя ничего брать без разрешения взрослого;
- аккуратно обращаться с посудой;
- шепотом советоваться друг с другом;
- поддерживать порядок на своем рабочем месте.
А ты, Лунтик, сиди и слушай, о чем мы разговариваем,запоминай. (сажаем на стул)
Дети садятся за столы по 2 человека.
В: Ребята, а вы знаете,что необходимо каждому растению для его роста? (свет, вода, воздух, почва для питания)
У вас на столах находятся предметы для осуществления исследования. Перечислите,что именно?
1. Вначале возьмите стакан с землей поближе к себе и посмотрите, какого она цвета.
Чтобы у вас и у Лунтика сохранилось все в памяти, я буду наши опыты изображать схемами. (вывешиваю первую схему)
2. Возьмите ложку и высыпьте немного земли на тарелку.
Сыпется земля? Значит, она какая? Сыпучая,
рыхлая. Корням растений очень удобно располагаться в такой рыхлой, мягкой земле. (схема)
3. А теперь возьмем лупу и рассмотрим, из чего она состоит.
Да, это песчинки, мелкие камушки, палочки, семена, листики, частички темного цвета. Почва образуется из погибших растений, насекомых, животных, листьев, веток, песчинок. Это и есть питание для живых растений. (схема)
4. А теперь ложечкой из стакана возьмите немного воды и вылейте в почву.
Какая стала земля?Вода впиталась в землю. Земля водопроницаемая. При этом она стала влажной, мокрой. А вода очень нужна растениям. (схема)
5. Возьмите немного земли ложечкой и пустите ее в стакан с водой. Что вы увидели?Из земли стали выделяться пузырьки. Это значит, что земля содержит воздух. Он тоже,как и вода, необходим растениям для их жизни.
(схема)
Вот и провели мы с вами все необходимые опыты. А теперь постараемся,глядя на схемы, составить небольшой рассказ о почве, о ее свойствах.
Примерный рассказ: наша почва темного цвета, она сыпучая, в ней есть листики, песчинки, камушки, веточки, остатки растений погибших насекомых и животных. Она содержит воздух, может удерживать влагу, в ней растения хорошо растут.
А может Лунтик сам сделать такую землю?
Конечно, нет, ее делает сама природа.
А вот подарить немного земли для Лунтика мы можем (дарим в пакетике).
(Лунтик радуется и благодарит детей)
В: Ребята, люди ценят свою землю,ведь она их кормилица. Называем мы ее матушкой.
В садах растут вкусные фрукты, на грядках – полезные овощи, на полях хлеборобы выращивают хлеб для нашего питания, в лесах растут деревья,кот. выделяют кислород для нашего дыхания. Послушайте стихотворение о нашей земле – матушке.
Чудесная наша родная земля,
Дубравы, чаще бы, леса и поля.
Милы мне дороги, луга, берега
И каждому сердцу земля дорога.
Родная земля всех накормит, вспоит,
Оденет, обует, тепло подарит.
Она не разделит: кто мал, кто велик,
Ведь каждый к родимой сторонке привык.
(автор Ирис Ревю)
А теперь я вас приглашаю поиграть в игру, кот так и называется «Предмет и земля).
Описание игры: в обруч разложены предметы по кол. детей : камень, гриб, ветка, листик,кукла, машина, божья коровка и т. д.
Дети под бубен передвигаются по кругу, а как только бубен замолкает, дети берут по одному предмету. Они должны сказать, как тот или иной предмет связан с землей. (машина передвигается по земле и т. д.)
Заключительная часть:
Сегодня вы, ребята, хорошо занимались.
Теперь и вы и Лунтик хорошо знают,что такое земля, из чего она состоит и какими свойствами обладает.
Вам понравилось занятие?
Занятие закончилось, давайте попрощаемся с нашим Лунтиком и пригласим к нам его почаще появляется у нас в гостях.