Ольга Кобзева
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «Поможем Зиме» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие активной речи и познавательного интереса детей младшего возраста.
Задачи.
Образовательные. Закреплять знания о зиме, её характерных признаках; учить детей употреблять в речи предлоги «на», «под», «за», «перед», «около»; учить составлять предложения по теме занятия; учить использовать слова с противоположным значением (тепло - холодно, широкий – узкий, и т. д.); закреплять произношение звуков М - МЬ, проговаривать их в чистоговорках; закреплять умение разгадывать загадки.
Публикация «Конспект НОД по познавательно-речевому развитию „Поможем Зиме“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
Развивающие. Продолжать развивать и обогащать речь детей, и словарный запас; развивать внимание, логическое мышление, связную речь; развивать умение соотносить знаковые символы с образом
Воспитательные. Воспитывать эмоциональное восприятие, способствовать проявлению у детей живого интереса к явлениям и объектам природы, воспитывать умение выражать сочувствие, желание прийти на помощь.
Оборудование: елочки, мешок с мнемотаблицами, снежинки из бумаги; сундучок; колокольчики с загадками, игрушки: снеговик, ворона.
Методы и приемы:
словесные (беседа, художественное слово, вопросы к детям);
проблемные (ситуации поиска, проблемные вопросы, опытническая деятельность);
наглядные (демонстрация мнемотаблиц, игрушек);
игровые (дидактические игры, физкультминутка).
Ход
Дети с воспитателем заходят в группу.
Воспитатель:
Утром встали малыши,
В детский садик свой пришли.
Гости здесь у нас с утра,
Поздоровайтесь, друзья!
(В группу почтальон приносит посылку).
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что в посылке. (Воспитатель открывает посылку, в которой контейнер со снегом накрытый салфеткой, предлагает детям на ощупь определить, что лежит в контейнере).
Дети определяют, что в контейнере лежит снег.
- Ребята, а снег какой? (Ответы детей). Можно ли играть со снегом? А как? (лепить снежки, снеговиков, строить крепости кататься на санках и т. д.) Я сейчас сделаю снежок и положу его на блюдце. Скажите, а вы любите чудеса? Ну, тогда, глазки закрывайте и чудеса встречайте!
Дети закрывают глаза, а воспитатель надевает накидку зимы.
Воспитатель (в образе зимы). Сегодня, ребята, я не Ольга Владимировна, а Зимушка-зима. А давайте, поговорим, что же происходит зимой? (Ответы детей).
Воспитатель: Беда у меня случилась, в моём лесу много деревьев и ёлочек, я их укрыла белоснежным пушистым тёплым одеялом. А вчера прилетела моя сестрица Вьюга. Она любит играть со снегом. Ох, и выла она, и кружила она, все шубки снежные с деревьев и ёлочек сдула и унесла снежинки с собой. А без них мне никак нельзя, они мои помощницы, помогите мне, пожалуйста, найти снежинки.
Воспитатель. Я предлагаю отправится на поиски снежинок в зимний лес, надеюсь вы все знаете как вести себя в зимнем лесу. (Тихо, что - бы не разбудить спящих зверей, соблюдать привила безопасности). А зимой погода какая? (Ответы детей).
Воспитатель. Значит, нам нужно тепло одеться.
Игра «Зимняя прогулка».
Очень холодно зимой (потирают ладони рук,
Но мы пойдем гулять с тобой (шагают на месте).
Я надену шубку (проводят ладонями от плеч по груди вниз,
Я надену шапку (поглаживают голову,
Я надену шарфик (поглаживают шею).
А потом красивые,
Теплые, пушистые (поглаживают руки)
Крошки – рукавички
На ручки натяну (поворачивают ладошки).
И хотя мы маленькие,
У нас есть валенки! (выставляют на пятку одну, затем другую ногу).
Воспитатель. Ну, что ж, отправляемся! А на чем мы поедем? (Дети предлагают). А давайте пойдем на лыжах. Я буду впереди прокладывать дорогу, а вы за мной. А кто за кем будет ехать, решит игра «Скажи наоборот».
1. Медведь – большой, а мышка - (маленькая).
2. Днем – светло, а ночью - (темно).
3. Летом – тепло, а зимой - (холодно).
4. Дорога – широкая, а тропинка - (узкая).
5. Дерево – высокое, а куст - (низкий).
6. Снег – мягкий, а лед - (твердый).
7. Перышко – легкое, а камень - (тяжелый).
8. У зайца хвост короткий, а у лисы - (длинный).
Воспитатель.
Дружно мы на лыжи встали,
Друг за другом зашагали.
Вот и пришли в зимний лес. Здесь мои елочки. Как вы думаете, почему я накрываю их снежным одеялом? (Ответы детей). Всё может погибнуть, замёрзнуть. А что нужно сделать, что – бы веточки на ёлочках не замёрзли? (Ответы детей).
Воспитатель. Но где же нам взять снежинки, которые унесла Вьюга? Ребята, посмотрите, под елочкой лежит мешок. Давайте посмотрим, что там. (Воспитатель достает из мешка мнемотаблицы). В мешочке лежат карточки, по которым нам нужно составить предложения о зиме.
- Зимой на деревьях нет листьев.
- Медведь спит в берлоге.
- Снег лежит на домах, на дорогах, на деревьях.
- Люди надевают теплую одежду.
- Зимой дети лепят снеговика.
Воспитатель. Молодцы, а теперь давайте уберем эти карточки обратно в мешок, вдруг придут другие ребята и тоже захотят составить предложения. Отправляемся дальше на поиски снежинок.
(Подходим к другой елочке).
Воспитатель. Ой, а это кто спрятался за елочкой? (Ответы детей). Смотрите, Снеговик грустный. Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Ребята, Снеговик мне шепнул на ушко, что он грустный потому, что ворона унесла его нос – морковку. Что же делать? Надо помочь Снеговику. Как кричит ворона?
Дети: Кар-р-р.
Воспитатель: Правильно, нужно позвать ворону сначала тихо, а потом громко.
(Ворона сидит на верхушке елки, дети находят ее, если нет, то помочь им).
Воспитатель. Ребята, а давайте попросим ворону вернуть Снеговику нос, только не забудьте волшебное слово сказать. (Ворона, верни, пожалуйста, Снеговику нос).
Воспитатель. Ворона хочет с нами поиграть.
Проводится игра «Где сидит ворона?». Воспитатель ставит ворону на елку, под елку и т. д., а дети называют ее местонахождение. В конце игры ворона возвращает морковку Снеговику.
Воспитатель. Ну, вот наш друг Снеговик стал веселым и тоже хочет поиграть.
Физкультминутка «Снеговик»
Давай дружок, смелей дружок (лепят снежок,
Кати по снегу свой снежок (катят).
Он превратится в толстый ком (показывают шар руками)
И станет ком снеговиком (рисуют руками снеговика).
Его улыбка так светла (показывают улыбку,
Два глаза, шляпа, нос, метла (показывают детали).
Воспитатель. А теперь, попрощаемся со Снеговиком, и отправимся дальше. Ребята, вы наверно устали гулять по лесу, давайте немного отдохнем. Садитесь вот на эту красивую полянку, а пока вы отдыхаете, я расскажу одну историю.
«Жил-был в лесу на большой сосне маленький бельчонок. Однажды утром он проснулся и выглянул из дупла. Бельчонок увидел, что все вокруг стало белым. Пришла зима. Снег лежал на деревьях, на тропинках. Бельчонок быстро оделся и побежал к своему другу. Он бежал по дорожке и сочинял стихи. Давайте все вместе повторим эти стихи:
МА-ма-ма, вот пришла зима.
Ме-ме-ме, как я рад зиме.
Ом- ом-ом - слепим снежный дом.
Му-му-му, я люблю зиму».
Вот такая история. Ну, отдохнули, пора идти дальше искать снежинки. Смотрите, опять сюрприз: что это на елочке? (На елке висят колокольчики (или шишки) с загадками). Моя сестрица Вьюга развешала для нас эти колокольчики, да непростые. (Снимает колокольчик с елки). Ребята, здесь загадки о зиме. Нам нужно их разгадать. (Дети по одному снимают колокольчики, воспитатель загадывает загадки).
1. Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
2. Белый, пушистый.
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится! (Снег)
3. Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)
4. Человечек озорной,
Неразлучен он с метлой.
Жить в тепле он не привык.
Кто растает? (Снеговик)
После того, как дети отгадают загадки, сугроб под елкой открывается, а там волшебный сундучок.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, волшебный сундучок. Что же в нем лежит? Откроем? (Открывает сундучок, показывает детям снежинки). Спасибо, вам, ребята, что помогли найти мои снежинки, без вас я бы не справилась. Давайте с нашими снежинками потанцуем!
Подвижная игра «Снежинки»
Ой, летят – летят снежинки (Бег врассыпную.)
Белоснежные пушинки,
Это Зимушка – зима (Плавные движения рук вправо – влево.)
Рукавами повела
Все снежинки закружились (Кружатся.)
И на веточки опустились. (Кладут снежинки на ёлочные веточки.)
Воспитатель. Снежинки окутают наши ёлочки белым пушистым одеялом, и не замёрзнут наши веточки от холода. Ну что, нам пора возвращаться в детский сад.
Глазки закрываются
В детский сад отправляемся.
Раз, два, три,
Вот и вернулись мы.
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? Что мы искали в зимнем лесу? Кого встретили? Что делали? Ребята, давайте посмотрим на наш снежок. Что с ним случилось? Почему? (Ответы детей).
Обращается к гостям:
Спасибо всем за внимание.
До новых встреч! До свидания!
Ребята, попрощаемся с гостями.