Ольга Абразумова
План-конспект НОД по познавательно-речевому развитию с детьми младшей группы «Маленький гражданин»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области:
«Познание».
Задачи: познакомить воспитанников с «конвенцией о правах ребенка». Формировать представление о праве человека на имя. Дать знания о происхождении имени. Воспитывать интерес к прошлому.
«Социализация»
Задачи: Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Воспитывать чувство самоуважения к другим людям, умение проявлять помощь нуждающимся.
«Коммуникация»
Публикация «План-конспект НОД по познавательно-речевому развитию с детьми младшей группы „Маленький гражданин“» размещена в разделах
Задачи: Расширять представления о способах общения со взрослыми и детьми, обращение к человеку по имени, имени и отчеству, имени, отчеству. Развивать умение анализировать, сопоставлять, высказывать самостоятельные суждения, выражать свое отношение к окружающему, находить для этого различные речевые средства.
Задачи: закрепить умение приклеивать детали на основу.
Материал для занятия:
Демонстрационный: дидактические пособия «Права ребенка», свидетельство о рождении, бирочка.
Раздаточный: альбомный лист с графическими изображениями, изображения: сказочных персонажей; клей, кисточки, салфетки, заготовки под медали, имена. Предварительная работа: рассказ о своей семье с фотографиями.
Ход занятия
Педагог:
Попробуйте догадаться, о чём сегодня мы будем с вами говорить.
Лишь появится ребёнок и едва начнёт дышать,
У него уже с пелёнок появляются (права)
О чём мы сегодня будем говорить?
(сегодня мы будем говорить о правах ребёнка)
Правильно ребята, сегодня мы с вами поговорим о правах ребёнка.
(включается запись плача ребёнка)
Ребята, кто же это плачет? Может, кто кого обидел? Сейчас я посмотрю.
(воспитатель достает картинку мамонтенка).
Вы узнали кто это? Конечно, он похож на слонёнка.
Но обратите внимание на его шёрстку. Точно это мамонтёнок!
Что с тобой приключилось мамонтёнок?
(озвучивает воспитатель)
Лапы есть и уши есть, и шерстинок всех не счесть.
Посмотрите, длинный нос, ну а сзади - есть и хвост.
Только вот что за напасть не могу себя назвать.
Имени не знаю поэтому страдаю!
Воспитатель:
Ребята, мамонтёнок потерялся, он не знает своего имени, не знает ничего о своей семье.
Давайте пригласим мамонтёнка к нам в гости и расскажем ему, что такое имя
Сегодня постарается Миша, меня увидит Вадим, ушки слышат у Максима и Маша, Пашенька с Катюшкой со мной поиграют, Соня знанья закрепляет. Поднимите руки выше, кто имени своего не услышал?
А теперь поиграем все вместе. Повторяйте за мной.
Запоминает наша голова, Важные поступки и умные слова (дети гладят себя по голове).
Слушаем внимательно, смотрим обязательно (подносят руки к глазам)
Взрослых не перебиваем (грозят указательным пальцем)
Знаний много получаем (сжимают и разжимают пальцы на обеих руках).
Показать фото с новорожденным ребенком
Воспитатель: С плачем рождаются все дети, новорождённых детей очень трудно отличить друг от друга. Имён у них ещё нет, есть только манжетки с цифрами.
Когда вы родились, у вас тоже были такие манжетки с цифрами - на них было написано, когда вы родились. (показать детям бирочку).
Вы знаете, когда вы родились? (ответы детей)
Воспитатель: А вам бы понравилось, если бы вас называли цифрой, которая была на вашей манжетке?
По имени можно многое узнать о человеке. Если к одному человеку обратиться «Юрочка», а к другому «Андрей Васильевич». Что можно сказать об этих людях? (Юра – мальчик, А. В. – мужчина, взрослый человек).
Игра «Шляпа знакомств».
Воспитатель: Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться, назвав свое имя.
По имени можно узнать кто ты девочка или мальчик.
Мужчина или женщина.
Дети, а к кому вы можете обратиться просто по имени?
(ответы детей)
По имени можно обратиться к друзьям.
А к кому обращаетесь по имени, отчеству?
Правильно к взрослым людям.
Ребята, давайте познакомим мамонтёнка с правом, которое имеет ребёнок при рождении.
(дети все вместе)
Каждый ребёнок со дня рождения имеет право на собственное имя.
Первое право, записанное в Конвенции – это право на имя.
Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Что же такое имя? Имена – это слова, но особые. Они значат очень многое. Имя влияет на характер, склонности и увлечения человека.
Имя дарит нам отраду
Дарит счастье и удачу
Потому узнать бы надо.
Что же наше имя значит?
В: мое имя Катерина-
В: ребята давайте посмотрим на картинки и объясним, почему у сказочных героев такие имена
- мальчик с пальчик
- дюймовочка
- красная шапочка
Игра «Как растет имя?»
Показ фотографий воспитателя в разном возрасте.
Воспитатель демонстрирует свои детские фотографии и рассказывает:
- Имя сопровождает вас всю жизнь. Вы растете, и вместе с вами растет ваше имя. Это было так давно… Звали эту девочку ласково: Катюша. Девочка подросла, пошла в школу, и стали её звать – Катя. Сейчас она уже взрослая, работает воспитателем. Вы догадались, о ком я говорю? Конечно же, о себе. Моя мама по-прежнему зовет меня ласково. Как? Катюша. Друзья зовут Катей. А в детском саду я для всех Екатерина михайловна.
- Вы растете, и имена ваши тоже растут вместе с вами.
А сейчас хочу узнать как вас ласково называют ваши мамы. Игра «Назови ласково».
Мамонтенок: ой я вспомнил меня мама называла Темочка – сыночек.
Воспитатель: ребята скажите пожалуйста как можно еще назвать мамонтека.
В: игра «Встреча»
«Здравствуй, друг?» – здороваются руками.
«Как ты тут?» - хлопают по плечу друг друга.
«Где ты был?» - дергают за ухо,
«Я скучал» - руки скрещиваются на груди;
«Ты пришел» - руки разводят в стороны,
«Хорошо» - обнимаются.
Переходят к следующему ребенку, пока не встретятся со всеми.
Воспитатель: Через несколько дней после того, как ребенок появился на свет, родители получают очень важный документ. В нем записаны имя, отчество и фамилия ребенка, дата рождения, имена, отчества и фамилии родителей, название страны в которой родился и гражданином которой является. Этим документом является «Свидетельство о рождении»
Эта книжка невеличка
Нет рисунков на страничках
Но в любое время года все расскажет про тебя.
Рассматривается свидетельство о рождении.
В свидетельстве о рождении закреплено право
В: что еще есть у человека, кроме имени? Откуда берется отчество у человека? (ответы детей)
В: отчество присваивается ребенку по имени отца. Как зовут вашего папу? Какое у вас отчество? Давайте посмотрим все ли знают свое отчество игра «назови свое отчество»
Воспитатель: ко всем людям мы обращаемся одинаково? Обращаться по имени можно к друзьям, родным, брату, сестре, а вот по имени и отчеству – старшим людям. Называя взрослого по имени и отчеству вы проявляете уважение к нему.
Каждое имя уникально и очень важно для своего носителя
Я предлагаю сделать сегодня именные медали. И тебе, Мамонтенок мы сделаем медаль. Ребята, садитесь за столы. (Воспитатель раздает детям их имена, которые они приклеивают на медальки, украшают ее на свое усмотрение)
Заключительная часть.
Ребята спасибо вам за ваше внимание и активное участие. Надеюсь вам понравилось? Мамонтенок точно остался доволен. На память о нашем занятии останутся медали.