Валентина Степанова
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Наш друг — снеговик!»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад №15 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию»
Конспект НОД
по познавательно-исследовательской деятельности
на тему
«Наш друг – Снеговик»
в средней группе
Составила:
Степанова В. А.
г. Подпорожье, 2016
Цель: Формирование познавательной активности детей при исследовании свойств снега, льда, воды
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности „Наш друг — снеговик!“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Снег и лед. Свойства, наблюдения, эксперименты со снегом
- Снеговик. Материалы про снеговиков
- Темочки
Образовательные:
1. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег и лед в тепле тают и превращаются в воду, на морозе вода замерзает и превращается в лед.
2. Закреплять представление детей о свойствах снега и льда (цвет, форма, температура, превращение в воду).
Развивающие:
1. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.
2. Активизировать и обогащать словарь детей.
Воспитательные:
1. Поощрять желание детей прийти на помощь.
2. Воспитывать любовь к природе
Оборудование:
письмо, геометрические фигуры, темный картон, картинки снеговиков, игрушки Снеговики, ведерки со снегом и льдом, поднос, тазик с водой, бутылки с водой, краски, кисти, формочки, нитки, цветная ледяная игрушка на ниточке.
Предварительная работа:
• Лепка с детьми на участке снеговиков, снежков.
• Заучивание считалок, стихотворений, пальчиковой гимнастики о Снеговике.
• Чтение сказок: «Заюшкина избушка», «Снегурочка», рассказа Н. Калининой «Снежный колобок».
• Наблюдение за снегом
• игры-экспериментирования со снегом,
• просмотр компьютерной презентации «Что такое снег».
Ход НОД:
1. В: - Ой, ребята, посмотрите, что я обнаружила за нашим окном! Что это? (письмо). Оно такое холодное. Как вы думаете, от кого оно могло прийти? Давайте его прочитаем, наверно, оно нам адресовано.
Дети: Да!
В: Ой, да тут загадка!
Три снежных комочка,
Морковь и метла.
Кого же во двор
К нам зима принесла?
(снеговик)
Ребята, здравствуйте! Пишет вам ваш друг снеговик. Меня зовут Ледовик. Я сам зайти к вам в группу не могу, поэтому отправляю письмо. Мне так скучно одному и поиграть не с чем. Помогите мне, пожалуйста. Посылаю вам свою фотографию (показ картинки на интерактивной доске)
Ребята, а вы хотите помочь снеговику Ледовику?
А как? (Ответы детей)
2. Давайте выложим на столе снеговиков (предлагаются разные фигуры).
Какие замечательные снеговики у вас получились. Теперь нашему другу скучно не будет.
А из каких геометрических фигур состоит снеговик?
Посмотрите, какие снеговики получились у меня (показ картинки на доске)
Они одинаковые? (ищут отличия).
Как вы думаете, почему наш друг снеговик Ледовик не может зайти к нам в группу? (Ответы детей)
Почему он растает? (ответы детей)
Хотите побольше узнать о снеге и льде? (Да)
(внести ведерки со снегом и льдом)
3. Экспериментирование: Рассматривание снега, наблюдение за его свойствами.
Воспитатель: - Какой снег?
Дети: - Холодный, мокрый, белый.
Воспитатель: - Чем пахнет снег?
Дети: - Снежинками, без запаха. Ничем.
Воспитатель: - Что можно из него слепить?
Дети: - Комочки, снежки, горку.
Воспитатель: - Давайте, слепим снежные пирожки для Снеговика. Возьмите в свои ладошки немного снега. Прижмите другой ладошкой.
Речедвигательная гимнастика «Я пеку, пеку, пеку…» :
• Я пеку, пеку, пеку,
Пирожок Снеговику.
Пирожочек я слеплю
На подносик положу!
(Дети кладут «пирожки» на поднос)
Воспитатель: - Ну, что, ребята, удалось нам слепить пирожки из снега?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Почему?
Дети: - Снег липкий, потому что подтаял.
Воспитатель: - Какой формы «пирожки»? На что похожи?
Дети: - Круглые, похожи на шарики.
Воспитатель: - Что стало с нашими руками?
Дети: - Замерзли, стали холодными, мокрыми.
Воспитатель: - Почему руки замерзли?
Дети: - Потому что снег холодный.
Воспитатель: - Почему руки мокрые?
Дети: - Снег растаял от теплых ладошек. Превратились в капли воды.
Воспитатель: - Давайте вытрем руки салфеткой. (Дети вытирают руки). Потрогайте друг у друга ладони, действительно ли они холодные?
(Дети трогают ладони друг у друга, прикладывают ладони к своим щекам.)
Воспитатель: - Что нужно сделать, чтобы согреть руки?
Дети: - Погреть их.
Воспитатель: - 1, 2, 3, 4, 5 – всем в кружочек надо встать.
4. Речедвигательная гимнастика «Погреемся» :
- Мы погреемся немножко
И похлопаем в ладошки:
Хлоп-хлоп-хлоп!
Хлоп-хлоп-хлоп!
Ножки тоже мы погреем
И потопаем скорее:
Топ-топ-топ!
Топ-топ-топ!
Чтоб согреться нам быстрее
Мы попрыгаем скорее
Прыг-прыг-прыг!
Прыг-прыг-прыг!
В: - Ну, что, согрелись?
Дети: - Да!
5. Беседа о том, почему «снежные пирожки» начали таять.
Воспитатель: - Ребята, что происходит с нашими «пирожками»?
Дети: - «Пирожки» тают.
Воспитатель: - Во что превращается снег?
Дети: - Снег превращается в воду.
Воспитатель: - Почему «пирожки» тают?
Дети: - В группе тепло.
Воспитатель: - А где ещё быстро может растаять снег?
Дети: - На батарее, на печке, на солнце, в комнате.
В: Как вы думаете, что случится с водой на улице в холодную погоду? (Вода замерзнет, превратится в лед.)
6. Экспериментирование со льдом.
Воспитатель: Что такое лёд? Какой он? Рассмотрите его. (Твердый, гладкий, прозрачный, холодный.)
Воспитатель: Что происходит со льдом в воде? Давайте проверим. Он плавает или тонет?
В. : Лед легче, чем вода, поэтому он плавает на поверхности. Вода теплее, чем лед, поэтому лед в воде начинает таять.
Дети экспериментируют со льдом.
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, это хорошо или плохо, что снег покрывает землю, а лёд реки и озера? (ответы детей.)
А теперь отдохнем немного и поиграем.
Игра «Зимняя»
Быстрые ножки шагали по дорожке, Шагают друг за другом
Скрип-скрип, топ-топ
Провалились мы в сугроб. Падают на пол
Из сугроба вылезали
И штанишки отряхали, Встают, «отряхиваются»
Ручки тоже отряхали,
Шапки тоже отряхали.
Путь свой дальше продолжали. Идут по кругу
А мороз-то крепчает:
Он за носик кусает, Закрывают ладошкой нос,
И за щёчки кусает, щёки,
И за ушки кусает. ушки
Ты мороз, мороз, мороз Грозят пальчиком
Не кусай меня за нос,
Не щипай меня за щёчки,
Не хватай меня за ушки.
А мороз-то крепчает, метель-вьюгу подзывает.
Вьюжки, вьюжки, вьюжки вью Вращают руками перед собой
Колотушки колочу, приколачиваю. Бьют кулачком по ладошке.
Чем похожи снег и лед?
Почему они быстро тают на ладошке?
Что получается, когда снег и лед тают?
А какого цвета эта вода? (прозрачная, бесцветная).
Что нужно сделать, чтобы вода стала цветной?
Давайте добавим немного краски в бутылочки с водой и понаблюдаем, что будет происходить.
Что вы заметили?
Почему вода изменила свой цвет?
7. Вы такие молодцы и поэтому я хочу показать вам сюрприз (ледяная игрушка).
Кто догадался, как я ее сделала?
А вы хотите научиться, делать такие игрушки?
Давайте нальем цветную воду в формочки и когда пойдем на прогулку вынесем их на улицу. А когда они замерзнут, мы украсим ими наш участок.
А как вы думаете, такой участок понравится нашему другу Снеговику, ему будет с чем поиграть.
Значит, мы выполнили просьбу снеговика? (Да)
8. Рефлексия:
Чем мы сегодня занимались?
Что вам больше всего запомнилось или понравилось делать?