Белова Диана Ахатовна
Конспект НОД по познавательно исследовательской деятельности детей 3–4 лет «Народные праздники. Культура и традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема недели:Народные праздники. Культура и традиции.
Тема :Русские традиции.
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Социально - коммуникативное развитие,Физическоеразвитие,Речевое развитие.
Задачи:
Познавательное развитие :Знакомить детей с русским народным творчеством, культурой, обычаями с помощью народного фольклора (песен, игр, потешек, костюмов, обрядов)
Публикация «Конспект НОД по познавательно исследовательской деятельности детей 3–4 лет „Народные праздники, Культура и традиции“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Социально - коммуникативное развитие:воспитывать интерес к родной культуре, обычаям.
Физическое развитие:Развивать мелкую моторику рук,
Развивать координацию движения.
Речевое развитие:Развивать связную речь, память и внимание. Активировать и обогащать словарь детей новыми словами (печь, каравай, калач,самовар, сарафан, кокошник, шаровары, косоворотка, русские традиции, чаепитие.
Методы и приемы:
Наглядные:иллюстрацииизбы,костюмы,предметы утвари.
Словесные:беседа,рассказ,потешки.
Практические:физминуткаАты,баты….
Формы организации совместной деятельности :
Игровая:Сюрпризный момент.
Коммуникативная:беседа,вопросы,потешки,загадка.
Двигательная:Физминутка.
Материал и оборудование:
Самовар, посуда, куклы девочки в русских костюмах, домовенок Кузя, выпечка (калач, пряники, бублики).
Логика образовательной деятельности :
№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые
результаты
1. Организационная часть.
Сюрпризный момент.
Возле окна сидит домовёнок. Рядом с ним дети находят письмо. Дети слышат ворчание. Идут на звук.
2. Основная часть:
Воспитатель читает письмо.
«Здравствуйте, ребята! Пишут вам Дуняша. Яи наш домовенок приглашаем Вас к нам в гости на чаепитие. Приходите, узнаете много нового»
Воспитатель: Ну,что ребятки отправимся в гости к Ванюше и Танюше? Давайте повторим правила поведения, как надо себя вести в гостях. А еще вспоминаем вежливые слова.
Вот теперь можно и в гости ехать, беритесь парами под потешку
«Чики – чики – чикалочки» отправляемся.
Чикичикичикалочки
Едет гусь на палочке,
Удочка на дудочке,
Курочка на чурочке,
Зайчик на тачке,
Мальчик на собачке.
Чикичикичикалочки
Едет Ваня на палочке,
А Дуня на тележке,
Щелкает орешки.
Приехали. Рассаживайтесь. Внимательно слушают.
Отвечают
(здравствуйте, спасибо,пожалуйста).
Воспитатель:" Ой, ребята, как то не хорошо мы себя ведем. Пришли мы с вами в гости к Дуняше, а сами то не представились. Давайте представимся!. Тут и домовёнок называет свое имя!
Кузя: "Меня Кузей кличат!"
Воспитатель: «Кузька, а что значит – кличат? Вот слово «кричат» мы знаем, а это слово с ребятами первый раз слышим. ".
Кузька: вот неумехи-незнамыши! Кличат – это по-старинному значит «зовут». Ничего-то вы не понимаете!
Воспитатель: "Вот это да! И много ты таких слов старинных знаешь? И откуда?"
Кузька: "Так я ж давно родился. Мне уже 700 лет"
Воспитатель: "Ах, вон оно что! Значит, ты знаешь, как люди в старину жили – как одевались, что кушали. Какие традиции были у нашего народа?"
Кузька:" Конечно знаю! И ребятам всё расскажу – поведаю. Хотите обо всём узнать?"
Кузька: "Ну тогда смотрите и слушайте!"
Кузька вместе с Дуняшей приглашают детей посмотреть дом, в котором жили люди в старину, затем – предметы утвари,посуду.
Воспитатель: "Ребята, раньше люди жили в скромных домах – избах". дети называют свои имена.
Ответы детей (конечно хотим).
Дети видят старинную избу.
Воспитатель: «Делался дом из бревен. Крыша выкладывалась из соломы. Сам дом внутри состоял из сеней, потом шла горница. Давайте повторим название дома и его помещений».
Дуняша обращает внимание на одежду детей «Какие вы все красивые пришли к нам в гости. Да и я встречаю вас в красивой одежде. Дети называют избу, сени и горницу
Воспитатель показывает кукол: «Посмотрите во что одета Дуняша?»
Воспитатель: «Правильно раньше на Руси это была праздничная одежда. Ну, а теперь Дуняша приглашает Вас за стол, пить чай»
Воспитатель: «Ребята, посмотрите, что за чудо – чудное, диво – дивное.
Стоит толстячок, подбоченивший бочок.
Шипит и кипит, Всем чай пить велит.
Воспитатель: «Правильно, дети, это наш красавец самовар! А на Руси, то есть много лет назад, когда жили наши прабабушки и прадедушки, было принято пить чай не из чайника, а из самовара. Считалось, у кого дома есть самовар – у того и гостей полон дом, а у кого гостей полон дом – там мир да дружба. Проходят годы, а самовар не стареет. Традиции русского чаепития продолжают жить».
Чтение стихотворения:
Это, что там за пожар? Закипает самовар!
Он кипит и бурлит, Будто с нами говорит:
«Подходите, кто хочет чай, да в стаканы наливай,
Доставай пироги, Да с начинкой кураги»
Физкультминутка :
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!
Воспитатель: «Ну а какое чаепитие за самоваром без вкусностей. Посмотрите, ребята, сколько на столе выпечки. Выпечка – это съедобные изделия из теста».(Показ изделий) Дети отвечают.
Отгадывают загадку.
Выполняют
движения в соответствии с текстом.
Чтение потешки:
Ай, качи-качи-качи! Глянь — баранки, калачи!
Глянь — баранки, калачи! С пылу, с жару из печи.
С пылу, с жару из печи — Все румяны, горячи
Налетели тут грачи, Подхватили калачи
Нам осталися Ба-ра-а-а-ночки!
Дуняша угощает детей сдобными булочками.
Ещё, к чаю подавали сладкое варенье. Варенье делали из вишни, яблок.
Из чего делали варенье? Из каких ягод?
Воспитатель: "Из груш" –и т. д. Дуняша угощает детей вареньем.
Воспитатель: "Молодцы! Ребята очень много сегодня вы узнали нового!"
А теперь, Кузя, Танюша и Ванюша приглашают Вас пить чай со всеми угощениями".
Воспитатель: " В гостях хорошо, а дома лучше! Давайте прощаться с Дуняшей
Слушают потешку.
Отвечают на вопросы.
Дети едут обратно в группу.
3. Рефлексия: Домовенок Кузя спрашивает у ребят "Ребята где вы были? Что видели? Как называются русские народные костюмы? Из чего пили чай? Какими сладостями угощали гостей на Руси? Понравилось вам быть в гостях?"