Татьяна Леонтьева
Конспект НОД по познательному развитию «Колючие и пушистые обитатели леса» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД с икт по познавательному развитию «Колючие и пушистые обитатели леса» для детей старшего дошкольного возраста.
Подготовила воспитатель : Леонтьева Татьяна Васильевна.
ГБДОУ детский сад № 127 Невского района Санкт-Петербурга.
Цель: Расширить и закрепить представления детей старшего возраста о диких животных, их внешнем виде, повадках, образе жизни.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить знания о диких животных.
Публикация «Конспект НОД по познательному развитию „Колючие и пушистые обитатели леса“ в старшей группе» размещена в разделах
Познакомить детей с тем, как дикие животные готовятся к зиме.
Развивающие :
Развивать внимание, память, логическое мышление, связную речь, любознательность и фантазию.
Воспитательные:
Воспитывать интерес и любовь к животному миру, уважительное и бережное отношение к природе, чувство сопереживания ко всему живому и прекрасному.
Материалы: ноутбук, проектор, экран, искусственные елки, бумажные осенние листья, картинки с изображением иголки, перышка, презентация «Колючие и пушистые», аудиозапись «Звуки осеннего леса», «Веселая кантри гномиков» В. Гладков, две разрезные картинки формата А3 с изображением ежа, иллюстрации с изображением орешков, грибов, яблок, бочки меда, малины, морковки, семечек, белки, ежика, медведя, зайца, мышки, две корзинки, еловые шишки для игры «Помоги белочкам», цветные палочки, зубочистки, спички –для выкладывания силуэтов животных.
Предварительная работа: чтение М. Пришвин «Лесные гости»,
«Пушок», беседа с детьми о жизни диких животных, рассматривание картин с изображением диких животных, д/игра «Чей детеныш?», д/игра «Подбери словечко», д/игра «Чей хвост, чья голова?», отгадывание загадок о диких животных, чтение русских народных сказок о диких животных.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, сегодня чудесная осенний день и я приглашаю вас погулять в лес. Нам будет помогать наш помощник – волшебный экран. Посмотрите, под ногами красивые осенние листики. Как приятно по ним ходить. (Дети с воспитателем идут по группе под тихую мелодию «Звуки осеннего леса», доходят до двух елочек).
Воспитатель: Какие красивые лесные елки. Тут на них картинки какие-то. Снимает с елочек картинки и показывает детям. На первой картинке изображена иголка на второй пух (перо). Интересно, что бы это значило? Я думаю, ребята это подсказки для нас. Наверное, нам встретится что то или кто- то с чем- то острым и мягким пушистым. Стоп, вы слышите, кто-то шуршит? Как вы думаете, кто это может быть?
Дети: Может быть мышка.
Воспитатель: Чтобы узнать отгадайте загадку: «Под соснами под елками лежит мешок с иголками»
Дети: Ежик.
Воспитатель: Верно, еж. Вспомните, как выглядит еж.
Дети: Колючий, маленький.
Воспитатель: Посмотрите на экран. (Начинается показ слайдов презентации)
1 Слайд: Мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом, вся покрытая короткими серыми волосками. Черные как бусинки глаза кажутся внимательными и умными, но видит еж плохо.
2 Слайд: А вот нюх у него прекрасный! Лапы у ежа короткие с маленькими коготками.
3 Слайд: На спине еж носит колючие иголки. Они спасают его от врагов. Свернется ежик в колючий клубок, ощетинит свои острые иглы – попробуй -ка съешь его!
4 Слайд: Жилище себе ежик устраивает возле старых пней, устилает свою норку сухими листьями. Запасов на зиму себе не делает. С наступлением холодов он забирается в свой теплый домик и спит до весны.
5 Слайд: Питается еж червяками, мышками, лягушками, ядовитыми змеями, жуками, ящерицами.
Воспитатель: Посмотрите, ребята я вам покажу, как можно показать фигуру ежика, повторите вместе со мной. (Выполняется упражнение для развития пальцев рук «Ежик» : кулачок правой руки прижать к ладони левой. Большие пальцы обеих рук соединить. Остальные пальцы левой руки раздвинуть. Поменять руки.)
Воспитатель: А теперь давайте сделаем пальчиковую гимнастику: «Разговор с ежом»
- Что ж ты еж, выполняют упражнение «ежик»
Такой колючий?
-Это я на всякий случай. Меняют руки.
Знаешь, кто мои соседи? Сжимают и разжимают сплетенные
пальцы рук.
Лисы, волки, да медведи!
Выполняют упражнение «лисичка», затем имитируют движения медведя.
(Б. Заходер)
Воспитатель: Ребята, вы запомнили, как выглядит еж? Значит, вы справитесь с заданием «Собери картинки». Сейчас я вас разделю на две команды и дам вам две разрезные картинки с изображением ежа, посмотрим, какая команда первой справится. (Дети собирают картинки, разрезанные на 8-10 частей)
Воспитатель: Теперь вы расскажите, как выглядит еж? Что помогает ему спасаться от врагов? Чем питается?
Ответы детей.
Воспитатель: Идем дальше. (Дети с воспитателем шагают дальше по группе под музыку «Веселая кантри гномиков» В. Гладков, и выполняют физкультминутку «Нам пора передохнуть»)
Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох.)
Покрутили головой,
И усталость вся долой!
Раз-два-три-четыре-пять,
Шею надо разминать. (Вращения головой в одну и другую стороны.)
Встали ровно. Наклонились.
Раз - вперёд, а два — назад.
Потянулись. Распрямились.
Повторяем всё подряд. (Наклоны вперёд и назад.)
А потом мы приседаем.
Это важно, сами знаем.
Мы колени разминаем,
Наши ноги упражняем. (Приседания.)
(Ковалько В. И.)
Останавливаются возле обруча, лежащего на полу с рассыпанными в нем шишками.
Воспитатель: Кто-то забыл шишки?
Дети: Белочки.
Воспитатель: А вы знаете, как выглядит белка?
Дети отвечают.
Воспитатель: Смотрите на экран. (Начинает показ слайдов)
5 Слайд: Белочка – проворный зверек. Весной и летом шубки на них рыжевато – золотистые, к зиме мех становится серебристо – серым, густым, теплым.
6 Слайд: Но главная гордость белочки – ее великолепный пушистый хвост. Хвост не только украшает и согревает белку в ненастные дни. Он помогает ей при прыжках.
7 Слайд: Свое гнездо белка делает из тонких прутиков, часто зимует в глубоком дупле.
8 Слайд: В конце лета и осенью делает запасы. Лакомиться любит орехами, семенами хвойных деревьев-кедра, сосны, ели. Любит ягоды, грибы, почки, соцветия.
9 Слайд: Весной у белки появляются бельчата. Бельчиха-мама старательно ухаживает за ними, кормит, оберегает от лесных хищников: вороны куницы. Враги белки – ястребы, совы, филины. Спасается тем, что прячется среди густых ветвей.
Воспитатель: А теперь повторите за мной скороговорку:
Блины белка напекла
И бельчатам подала.
Удались блины у белки.
Опустели вмиг тарелки.
(Дети повторяют скороговорку.)
(Куликовкая Т. А.)
Воспитатель: Молодцы! Предлагаю вам дети отгадать, кто еще забыл свои припасы, и вернуть их хозяину (показывает детям иллюстрации с изображением орешков, грибов, яблок, бочки меда, малины, морковки, семечек)
Дети дают ответы, в случае правильного ответа рядом с картинкой с изображением припасов появляется картинка с изображением хозяина: белка, ежик, медведь, заяц, мышка.
Воспитатель: Ну что поможем белочкам шишки собрать в корзинки? (показывает на шишки, которые лежат на полу). Назовем эту игру «Помоги белкам собрать шишки». Дети делятся на две команды, у каждой команды корзинка. Напротив команды в обручах на полу лежат шишки. Нужно по одной шишке переносить в корзинку, кто быстрее.
Воспитатель: Доброе дело мы сделали, помогли белкам. А теперь вспомните, как называют маму бельчат? Когда у бельчихи появляются бельчата? Какие враги у белки? Как белка спасается от врагов? Чем питается белка?
Дети отвечают.
Воспитатель: Молодцы, хорошо все запомнили. Давайте теперь поиграем в игру «Бывает – не бывает». Я буду говорить предложение, содержащее в себе верное или ошибочное суждение. Вы ребята, в случае необходимости исправьте ошибки. Итак, слушайте: лиса рыжая, волк злой, заяц смелый, еж пушистый, белка толстая, черепаха быстро бегает, волк живет в лесу, поросенок хрюкает, заяц летает, медведь спит в берлоге, волк спит в дупле. Дети исправляют, дают правильные ответы.
Воспитатель: И с этим заданием вы справились замечательно. Наше путешествие подходит к концу, пора возвращаться. Напоследок давайте выложим фигурки ежа или белочки из цветных палочек, зубочисток и спичек. Дети подходят к столам, где расположен большой выбор материала и начинают выкладывать фигуры животных. Можно дать карточки образцы (схемы)
Воспитатель: Давайте полюбуемся вашими зверушками. Мне очень нравится, как вы выложили белочек и ежиков. Ребятки, а вы помните, что мы в начале путешествия на елочках нашли картинки с иголкой и пухом, вы догадались, что они обозначали?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, это значит, мы встретим колючего - ежа и пушистую - белку. Вы все были молодцы, хорошо отвечали и справлялись со всеми заданиями, и заслужили за это сладкое угощение!