Елена Райкина
Конспект НОД по пожарной безопасности в старшей группе «Огонь — наш друг и враг»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по пожарной безопасности в старшей группе на тему :
«Огонь наш друг и враг»
Ведущая образовательная область: познавательное развитие.
Цель: Создать условия для формирования у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.
Публикация «Конспект НОД по пожарной безопасности в старшей группе „Огонь — наш друг и враг“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с правилами поведения при пожаре.
Закрепить знание детей о причинах возникновения пожаров, правилах пожарной безопасности и доступных средствах пожаротушения.
Формировать понятие огня как друга и как врага для человека.
Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес, наблюдательность, внимание, мышление, речь.
Развивать умение вызывать пожарного по телефону.
Развивать у детей интерес к играм-эстафетам и физическим упражнениям с использованием разных предметов.
Воспитательные:
Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
Воспитывать у детей ответственность за шалость с огнем.
Воспитывать коммуникативные навыки, правильное отношение к своему здоровью и безопасности в жизни.
Виды деятельности: Игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, двигательная.
Оборудование: мультимедийный проектор, карточки, мягкие игрушки, ведра, лопаты, мяч.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений, просмотры мутфильмов, видео сюжетов о пожаре, беседы: «Почему огонь полезен и опасен», «Пожар», «Огонь не игрушки- это опасно», конкурс детских рисунков «Огонь – друг, огонь – враг», дидактические и подвижные игры.
Ход НОД
В: Ребята послушайте загадку:
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит!
Он от злости ест дрова,
Может, час, а может, два
Ты его рукой не тронь-
Искусает всю ладонь.
Дети: Огонь (слайд)
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы поговорим об огне.
В: Как вы думаете, огонь – наш друг или враг?
Д: Огонь может быть и другом, и врагом.
В: Конечно ребята огонь в первую очередь является нашим другом. Давайте разберемся, когда огонь бывает добрым и полезным для нас?
Д: В лесу можно погреться около костра, приготовить еду и др.
В: Огонь – давний друг человека. Наши давние предки знали немало хитростей, секретов добывания огня. Они считали его живым существом, «приручали» его, поселяя его в своих пещерах. Жизнь древних людей во многом зависела от огня. Для того чтобы согреться в своих пещерах они разводили костер, обжигали глиняную посуду, которую потом использовали для приготовления пищи. Он помогал им в борьбе со страшными хищниками, отпугивая их от пещер и жилья. Но прошли годы, века, а огонь, как и в древности, согревает нас, помогает людям готовить еду – и в квартире на газовой плите, и деревенской печи, и походе на костре. Он обеспечивает человека теплом и светом. С его помощью совершается много полезных дел. Сила огня очень велика. Огонь заставляет работать машины, запускает ракеты, космические корабли, при помощи огня в мартеновских печах варят сталь, из которой делают трубы, станки, автомобили и самолеты. Он нужен в домах, детских садах, школах, заводах, больницах. (слайды «Огонь наш друг»).
Без доброго огня
обойтись нельзя и дня.
Он надежно дружит с нами:
Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя
поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен,
и за то ему почет, что ребятам греет ужин,
режет сталь и хлеб печет.
(Е. Ильин)
В: Всегда ли огонь наш друг?
Д: Нет.
Д: Огонь может быть и нашим врагом, потому - что из-за него могут сгореть вещи, квартира, дом, лес. Могут погибнуть люди, животные, птицы.
В: Да, огонь бывает разный,
Бледно-желтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Огонь добрый, огонь злой.
Очень опасна разбушевавшаяся огненная стихия – ПОЖАР. При пожаре сгорают вещи, квартиры, дома, леса, а главное – погибают люди, и конечно, дети.
В: Почему возникают пожары?
Д: При не правильном обращении с огнем, при несоблюдении техники безопасности и др.
В: Правильно, когда люди забывают об осторожном обращении с огнём, он становится смертельно опасным. Пожар – не случайность, а результат неправильного поведения. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек был внимательным при обращении с огнём, соблюдал осторожность. Вред огня зависит от человека. Из доброго слуги он может превратиться в огнедышащего дракона. Тогда возникает беда. (слайды «Огонь наш враг»).
В: Как называется профессия людей, которые приходят на помощь во время пожаров?
Д: Пожарные. (слайд)
В: Как вы думаете, каким должен быть пожарный?
Д: Пожарный должен быть смелым, отважным, сильным, храбрым, ловким, добрым.
В: На чем пожарные приезжают к месту пожара?
Д: Пожарные приезжают на специальных пожарных машинах. (слайд) (Дети рассказывают об оснащении и отличительных признаках машин)
В: Верно! В их распоряжении специально оснащенные пожарные машины. Они ярко-красного цвета со складной лестницей на крыше и большими огнетушителями. Когда они мчатся по улице, то все другие машины уступают им дорогу, заслышав громкий звук пожарной сирены.
В: Если произошел пожар, по какому номеру нужно звонить?
Д: По номеру 01,101.
В: Что нужно сообщить пожарным по телефону?
Ответы детей.
В: Правильно пожарным нужно сообщить адрес, фамилию, что горит, номер телефона.
В: А чего нельзя делать, если случился пожар?
Д: Если случился пожар нельзя оставаться в квартире, комнате, прятаться под кроватью, в шкафах. Нужно быстро выбежать на улицу и т. д.
В: Кроме пламени огня очень опасен ядовитый дым, от которого люди теряют сознание и умирают. Как себя можно защитить от дыма и огня?
Д: Нужно завязать или закрыть нос и рот платком, шарфом и т. д.
В: Что нужно делать всем, чтобы не было пожаров?
Д: Нужно соблюдать правила пожарной безопасности.
В: Правильно. Так какие правила пожарной безопасности должны мы с вами знать?
Д: Чтобы не случился пожар детям нельзя :
брать в руки спички, зажигалку;
разжигать и оставлять без присмотра костер;
включать газ и электроприборы в отсутствии взрослых;
не оставлять без присмотра включенный утюг или чайник;
не играть с бензином, керосином и др. жидкостями, которые могут вспыхнуть.
В: Ребята, предлагаю поиграть в игру «Вопрос ответ». Дети стоят в кругу, воспитатель бросает детям мяч и задает вопросы, дети отвечают.
Дым столбом поднялся вдруг кто не выключил (Утюг)
Дым увидел – не зевай и пожарных (Вызывай)
Помнит каждый гражданин пожарный номер (Сто один)
Раз, два, три – четыре, у кого пожар … (в квартире)
Стол и шкаф сгорели разом, кто сушил белье … (над газом)
Знай и мальчик, и девчушка, это детям не игрушка (спички)
Кто проходит на помощь во время пожара? (пожарный)
Жжется печь, ее не тронь, потому что в ней. (огонь)
Поднимаясь выше дома, Всем пожарным так знакома? (пожарная лестница)
Дети, помните о том, что нельзя шутить с. … (огнём)
Не оставайся в квартире с огнем, а выбирайся доступным (путем)
Если слаб огонь, скорей ты водой его (залей)
Если ли в доме случился пожар, можно спрятаться под диван? (нет)
Чтоб не возник пожар лучше в спички (не играй)
Раздается телефонный звонок. В лесу случился пожар. Нужно спасать животных. Воспитатель предлагает оказать помощь, дети соглашаются. Проводятся игры – эстафеты.
Пожар в лесу.
«Чья команда быстрей соберется».
Дети бегают по залу, по сигналу «пожарная тревога» команды должны построиться. Выигрывает команда которая быстрее построится в колонну.
«Пожарный щит».
Участники команд по команде ведущего бегут к столу, на котором разложены карточки с изображением предметов необходимые для тушения пожара (пожарный рукав, ведро, огнетушитель и др.) и не имеющие отношения к пожару. Участник команды должен быстро выбрать нужный предмет и возвратиться к команде прикрепив нужный предмет на пожарный щит. Затем те же действия выполняет следующей ребенок и т. д. Выигрывает команда, игроки которой быстрее выполнят задание.
«Спасение животных».
Каждая команда выстраивается в колонну по одному. Напротив, каждой команды находятся животные (мягкие игрушки.) По сигналу ведущего дети спасают зверей.
«Тушение пожара водой».
В руках у впереди стоящего ребенка каждой команды ведро с «водой». Ребенок должен добежать до «пожара», «вылить воду» и вернуться бегом обратно. То же выполняют следующие игроки.
«Тушение пожара песком».
В руках у впереди стоящего ребенка каждой команды лопата. Ребенок должен добежать до «пожара», «забрасывают огонь песком» и вернуться бегом обратно. Выигрывает команда, игроки которой быстрее выполнят задание.
Список литературы:
1. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М. : Сфера, 2013. – 64
2. Волчкова В. Н, Степанова Н. В «Конспекты занятий в старшей группе группе детского сада» - Воронеж, 2009.
3. Степанов В. А. «Азбука в загадках». // В, А. Степанов-М. «Фламинго» - 2005-с-15
4. Аралина Н. А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности –М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 72 с.
5. Гарнышева Т. П. ОБЖ для дошкольников. – М. : Детство-пресс, 2010. – 128 с.
6. Максимчук Л. В. Что должны знать дети о пожарной безопасности. - М. : Центр педагогического образования, 2008
7. Пикулева Н. Пожарная безопасность //Дошкольное воспитание. – 2007 - №4
8. Прилепко Е. Формирование знаний о противопожарной безопасности //Дошкольное воспитание. 2006. №5. - С. 39