Людмила Петровская
Проект по русской народной сказке «Теремок»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта проекта
Тема проекта; театрализация по сказке «Теремок»
Автор проекта: Петровская Л. Л
Вид проекта; среднесрочный с февраля по март 2022
Тип проекта: творческий, р-игровой
Участники проекта: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Возраст детей: дети разновозрастной группы
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: Создание условий, обеспечивающих субъектность участников образовательного процесса в системе дошкольного образования
Актуальность проекта:
Мир детства, внутренний мир ребёнка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает злое колдовство. И эта волшебная страна существует, и называется она Театр!
Сказочные представления в театре вводят ребёнка в мир птиц и животных, способных говорить, думать и поступать по-человечески. Ребёнок проникается этими чувствами, переживает вместе с ними, а вместе с тем постигает простую и сложную, поучительную и убедительную правду жизни. Театрализованная деятельность - это мостик, который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности.
На всех этапах становления педагогики проблема развития детского творчества, имеющая большое педагогическое и социальное значение, не теряла своей актуальности, поэтому одной из важнейших задач на сегодня является создание такой системы общественного образования и воспитания, в основе которой лежит формирование творческого типа мышления, творческих качеств личности. Выявление и развитие творческих способностей начинается с раннего детства. Важная роль в этом процессе отводится эстетическому воспитанию, занятиям детей дошкольного возраста различными видами искусства и театрально-игровой деятельности.
Таким образом, в дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребёнка, которые воплощаются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, искренней передачи своих чувств.
Интересные мысли о способности детей к творчеству высказывают деятели искусства. Режиссёр К. С. Станиславский советовал своим актёрам учиться у детей, игру которых всегда отличает искренность и правда.
Поэт П. Г. Антакольский утверждал, что все дети обладают одарённостью в той или иной области искусства. «Детская одарённость проявляется и в наблюдательности детей, и в зорком схватывании ими сходства и характерных черт, в остром музыкальном слухе, в необыкновенно развитом инстинкте подражания».
Противоречие между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено только при условии разработки научно обоснованной и практико-ориентированной педагогической технологии.
Вместе с тем ныне в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах ее организации.
Согласно первой тенденции (назовем ее условно обучение, театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего "зрелища" на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только тексты, но и интонации и движения в ходе неоправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть "хорошим артистом". И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителям. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность
Вторую тенденцию в организации театрализованной игры можно назвать невмешательством взрослого. Правда, на практике оно часто перерастает в полное отсутствие внимания с его стороны к этому виду игровой деятельности: дети предоставлены самим себе, а, воспитатель только готовит атрибуты для "театра". Из группы в группу ребенка сопровождает однотипный набор шапочек-масок, элементов костюмов, фигурок героев. Младших дошкольников это привлекает, прежде всего, из-за возможности переодеться, а значит - измениться, а вот старшего дошкольника это уже не удовлетворяет, поскольку не соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возросшим возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней. На основании сказанного, существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т. е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. По данным Н. В. Самоукиной, в период психологической адаптации ребенка к школе у 67-69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность. Противоречие между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено только при условии разработки научно обоснованной и практико-ориентированной педагогической технологии. Чтобы понять ее, необходимо, прежде всего, раскрыть основные теоретические идеи, лежащие в основе концепции развития театрализованной игры, и определиться с понятиями.
Следовательно, в практике дошкольного образования театральной деятельности выделяется недостаточное внимание, нет системы обучения театрализованным играм, и проводятся они эпизодически (на праздниках, развлечениях). Все эти вышесказанные обстоятельства и послужили выбором темы нашего исследования. Они обращены к проблеме методики организации театральной деятельности по работе с детьми дошкольного возраста.
Проблема: поиски путей активизации процесса воспитания и всестороннего развития детей дошкольного возраста путём методики организации театральной деятельности.
Цель исследования: обосновать методику организации театральной деятельности для всестороннего развития личности дошкольника.
Объект исследования: процесс организации проекта по театрализации сказки «Теремок».
на первом этапе дети коллективно воспроизводят текст сказки;
на втором этапе одному ребенку предлагается читать за всех персонажей сказки;
на третьем этапе дети выполняют рад творческих заданий (выразить радость, страх и т. п.);
на четвертом этапе осуществляется чтение сказки по ролям и т. п
опыт работы показывает, что при разработке театрально-игровой деятельности ученые и практики обращали особое внимание на развитие детского творчества. В результате были найдены интересные методические приемы:
предоставить детям возможность для исполнения контрастных ролей - строго медведя и маленького медвежонка, злой собаки и беззащитного щенка (Г. Прима).
Анализ современной практики дошкольного образования позволяет сделать вывод о том, что все больше внимания уделяется педагогами раскрытию потенциальных возможностей ребенка, его скрытого таланта средствами театрального искусства.
Проект ориентирует педагога на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Содержание позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы, которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его.
Совместная театрально-игровая деятельность - уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Цель проекта: прививать детям любовь к русскому народному творчеству и расширять знания о фольклоре. Создание условий для активного использования сказок в творческой деятельности детей.
Воспитывать дружеские взаимоотношения желание прийти на помощь, способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроения.
Задачи проекта:
Развивать у детей эмоциональную отзывчивость к литературным произведениям и интерес к ним.
Учить следить за развитием действия в стихах, потешках, сказках с наглядными сопровождениями и без него.
Вырабатывать у детей умение слушать.
Помогать детям узнавать, героев литературных произведений и их действия при многократном чтении и рассказывании, драматизации, в иллюстрациях, игрушках (колобок, волк, козлята и т. д.)
Соотносить содержания произведений с личным опытом детей, с их повседневной жизнью и окружением.
Создавать условия, активизирующие самостоятельное рассматривания книг, выражение своих впечатлений, узнавание знакомых героев сказок, рассказов.
Продукты проекта:
- для детей: рисунки, аппликации, атрибуты, коллективная сказка,
- для педагогов: пополнение развивающей среды группы (костюмы, маски, элементы декораций,, оборудование центра театрализации разными видами театров по сказке «Теремок», «Репка», «Курочка ряба» написание конспектов, составление образцов планирования;
- для родителей: подборка русских народных сказок, выставка рисунков совместно детей и родителями «Терем-теремок»
Ожидаемые результаты по проекту:
- для детей: проявление познавательного интереса у детей к русскому народному фольклору, всестороннее развитие личности ребенка (личности творческой, любознательной, умеющей доводить начатое дело до конца);
- для родителей: вовлеченность родителей в жизнь группы, привлечение их созданию собственных сказок в семейном кругу, умение читать и видеть назидательный смысл сказки.
II. Этапы проекта.
Этапы проекта Действия педагогов Действия детей Действия членов семьи
Подготовительный Педагог формулирует цель, определяет продукты проекта.
Извещает родителей о проекте и приглашает к сотрудничеству.
Педагог планирует различные формы работы с детьми: индивидуальные и групповые.
Подбирает материал для продуктивной деятельности.
Подбирает детские книги, настольные игры, иллюстраций и игрушки, изображающие героев сказки для самостоятельной деятельности детей.
Читают русские народные сказки о животных.
Учат отгадывать простые описательные загадки о животных – героях русских народных сказок.
Закрепляют представления детей об особенностях и повадках животных с использованием речевых игр и игр импровизаций. Рассматривают книги и иллюстрации к сказкам о животных.
Играют и манипулируют с фигурками животных, пытаются озвучивать их словами из знакомых сказок и мультиков.
Обсуждают с воспитателем тему проекта, выясняют свои возможности для его воплощения, определяют средства необходимые для реализации проекта, определяют содержание деятельности всех участников проекта. Помогают в оснащении предметно-развивающей среды группы (декорации, маски и костюмы сказочных героев).
Практический Читают сказку «Теремок»
Рассматривают и обсуждают с детьми иллюстрации, картинки и игрушки, изображающие сказочных персонажей сказки «Теремок», «Рукавичка».
Читают разные варианты сказки «Теремок» и сравнивают их между собой.
Беседуют с детьми о том, чем отличаются и чем похожи обычные животные и сказочные.
В ходе беседы выясняют - на кого из героев сказки хотел бы быть похож ребенок. Проводят беседу с детьми о том, что герои в сказках бывают положительными и отрицательными.
Уточняют и пополняют знания детей о животных (части тела, какого цвета, чем питается, где живет)
Организуют игры детей с фигурками героев сказки используя декорации и предметы заместители.
Беседа о безопасности: «Почему теремок развалился, чем опасно крушение здания, как этого можно было избежать?»
Проводят подвижные и дидактические игры по теме.
Упражняют в звукоподражании животным.
Готовят театрализацию, разучивают с детьми песни и движения. Принимают участие в дидактических и подвижных играх на заданную тему. Закрепляют полученные знания в художественном творчестве:
лепке, рисовании, конструировании из крупного конструктора «Дом для зверей», «Построим дом – в нем заживем».
В играх-имитациях и сюжетно-ролевых играх с масками закрепляют знания о повадках и образе жизни животных.
Играют с фигурками животных, озвучивают их.
Получают консультации готовятся к выставке «Терем – теремок»
Оказывают помощь воспитателям в сборе материала для развития творчества детей.
Завершающий Проводят театрализовано-музыкальное развлечение «Теремок»
Учат передавать содержание сказки.
Оформляют с родителями книги - самоделки.
Оформляют выставку рисунков «Терем - теремок» В процессе драматизации сказки воспроизводят содержание сказки, не искажая сюжета.
Рассказывают разученные стихи с движениями и потешки в ходе драматизации. Поют песни, имитируют повадки животных их движения и звуки.
Рассматривают работы выставки и рассказывают о том, как они были изготовлены. Изучают рекомендации воспитателей. Оформляют выставку «Терем-теремок», участвуют в итоговом мероприятии по сказке «Теремок»
Перспективный план
Дата Вид образовательной
деятельности Совместная деятельность с детьми Работа с родителями
1 неделя
(3-9 февраля)
1. Коммуникация
2. Социализация
1. Пальчиковая игра на развитие речевых функций «Здравствуй солнышко)
1. Чтение РНС «Рукавичка»
2. Инсценировка потешки «Лошадка»
Консультация «Домашний театр детям»
2 неделя
(10-16 февраля) 1. Коммуникация
2. Социализация
3. Здоровье
1. Пальчиковая игра «Пальчики здороваются»
2. Чтение Р,Н,С,
«Маша и медведь»
«Три медведя»
3. Показ сказки детьми «Репка»
(кукловождение) Просмотр мультфильмов по сказкам
Чтение Р. Н. С. дома
3 неделя
(17-23 февраля) 1. Коммуникация
2. Социализация 1. Инсценеровка потешки
«Как у нашего кота»
2. Показ сказке «Репка» на фланелеграфе
3. Рассматривание иллюстраций по сказкам
4. Чтение сказки «Теремок» Изготовление атрибутов к сказке
«Теремок»
4 неделя
(24-28 февраля) 1. Коммуникация
2. Социализация
3. Худ. творчество
1. Тренинг «Тренируем эмоции»
2. Театрализация по сказке «Колобок»
3. Д. И. «Узнай по сказке»
4. Лепка «Мисочка для Мишутки» Конкурс рисунков по сказке.
1 неделя
(3-9 марта) 1. Коммуникация
2. Социализация
3. Физкультура 1. Драматизация по сказке «Репка»
2. Инсценировка сказки «Маша и медведь»
3. Расскажем сказку вместе с воспитателем «Теремок»
П,И. «У медведя во бору» Консультация
«развитие коммуникативных способностей во 2 мл. гр.»
Конкурс рисунков по сказке
2 неделя
(11-16 марта) 1. Социалаизация
1. Инсценировка по сказке «Колобок»с использованием фланелеграфа
2. Пальчиковая игра на развитие речевых функций Приобретение новой литературы по сказкам
3 неделя
(17-23) 1. Социализация
2. Коммуникация 1. Показ настольного
Театра «Теремок»
2. Инсценировка потешек «Наши уточки с утра»,
«Мячик», «Грузовик»
Консультация
«Развивая речь дома»
4 неделя
(24-30) 1. Здоровье
2. Социализация
3. Коммуникация
4. Музыкальное 1. Пальчиковая гимнастика «Моя семья», «Братцы»
2. Упражнение на развитие понтамимики «Ёжик»
3. Инсценировка потекши «Кошкин дом» с испльзованием фланелеграфе
4. Итоговое мероприятие проекта досуг по сказке «Теремок» Показ кукольного спектакля «Теремок»
Родительское собрание
Конечный результат.
Умеют согласовывать действия с другими детьми – героями сказки, строят ролевой диалог, знают и говорят слова сказки в соответствии с выбранной ролью, строят дом теремок
Вывод;
Данный проект способствовал формированию не только познавательного интереса, и художественного эстетического вкуса, но и обогатил эмоциональную сферу ребёнка, позволил углубить и укрепить представления развивающейся личности о мире и о себе.