Получи документы

Проект по русской народной сказке «Теремок»

Людмила Петровская
Проект по русской народной сказке «Теремок»
▼ Скачать + Заказать документы

Информационная карта проекта

Тема проекта; театрализация по сказке «Теремок»

Автор проекта: Петровская Л. Л

Вид проекта; среднесрочный с февраля по март 2022

Тип проекта: творческий, р-игровой

Участники проекта: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Возраст детей: дети разновозрастной группы

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: Создание условий, обеспечивающих субъектность участников образовательного процесса в системе дошкольного образования

Актуальность проекта:

Мир детства, внутренний мир ребёнка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает злое колдовство. И эта волшебная страна существует, и называется она Театр!

Сказочные представления в театре вводят ребёнка в мир птиц и животных, способных говорить, думать и поступать по-человечески. Ребёнок проникается этими чувствами, переживает вместе с ними, а вместе с тем постигает простую и сложную, поучительную и убедительную правду жизни. Театрализованная деятельность - это мостик, который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности.

На всех этапах становления педагогики проблема развития детского творчества, имеющая большое педагогическое и социальное значение, не теряла своей актуальности, поэтому одной из важнейших задач на сегодня является создание такой системы общественного образования и воспитания, в основе которой лежит формирование творческого типа мышления, творческих качеств личности. Выявление и развитие творческих способностей начинается с раннего детства. Важная роль в этом процессе отводится эстетическому воспитанию, занятиям детей дошкольного возраста различными видами искусства и театрально-игровой деятельности.

Таким образом, в дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребёнка, которые воплощаются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, искренней передачи своих чувств.

Интересные мысли о способности детей к творчеству высказывают деятели искусства. Режиссёр К. С. Станиславский советовал своим актёрам учиться у детей, игру которых всегда отличает искренность и правда.

Поэт П. Г. Антакольский утверждал, что все дети обладают одарённостью в той или иной области искусства. «Детская одарённость проявляется и в наблюдательности детей, и в зорком схватывании ими сходства и характерных черт, в остром музыкальном слухе, в необыкновенно развитом инстинкте подражания».

Противоречие между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено только при условии разработки научно обоснованной и практико-ориентированной педагогической технологии.

Вместе с тем ныне в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах ее организации.

Согласно первой тенденции (назовем ее условно обучение, театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего "зрелища" на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только тексты, но и интонации и движения в ходе неоправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть "хорошим артистом". И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителям. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность

Вторую тенденцию в организации театрализованной игры можно назвать невмешательством взрослого. Правда, на практике оно часто перерастает в полное отсутствие внимания с его стороны к этому виду игровой деятельности: дети предоставлены самим себе, а, воспитатель только готовит атрибуты для "театра". Из группы в группу ребенка сопровождает однотипный набор шапочек-масок, элементов костюмов, фигурок героев. Младших дошкольников это привлекает, прежде всего, из-за возможности переодеться, а значит - измениться, а вот старшего дошкольника это уже не удовлетворяет, поскольку не соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возросшим возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней. На основании сказанного, существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т. е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. По данным Н. В. Самоукиной, в период психологической адаптации ребенка к школе у 67-69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность. Противоречие между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено только при условии разработки научно обоснованной и практико-ориентированной педагогической технологии. Чтобы понять ее, необходимо, прежде всего, раскрыть основные теоретические идеи, лежащие в основе концепции развития театрализованной игры, и определиться с понятиями.

Следовательно, в практике дошкольного образования театральной деятельности выделяется недостаточное внимание, нет системы обучения театрализованным играм, и проводятся они эпизодически (на праздниках, развлечениях). Все эти вышесказанные обстоятельства и послужили выбором темы нашего исследования. Они обращены к проблеме методики организации театральной деятельности по работе с детьми дошкольного возраста.

Проблема: поиски путей активизации процесса воспитания и всестороннего развития детей дошкольного возраста путём методики организации театральной деятельности.

Цель исследования: обосновать методику организации театральной деятельности для всестороннего развития личности дошкольника.

Объект исследования: процесс организации проекта по театрализации сказки «Теремок».

на первом этапе дети коллективно воспроизводят текст сказки;

на втором этапе одному ребенку предлагается читать за всех персонажей сказки;

на третьем этапе дети выполняют рад творческих заданий (выразить радость, страх и т. п.);

на четвертом этапе осуществляется чтение сказки по ролям и т. п

опыт работы показывает, что при разработке театрально-игровой деятельности ученые и практики обращали особое внимание на развитие детского творчества. В результате были найдены интересные методические приемы:

предоставить детям возможность для исполнения контрастных ролей - строго медведя и маленького медвежонка, злой собаки и беззащитного щенка (Г. Прима).

Анализ современной практики дошкольного образования позволяет сделать вывод о том, что все больше внимания уделяется педагогами раскрытию потенциальных возможностей ребенка, его скрытого таланта средствами театрального искусства.

Проект ориентирует педагога на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Содержание позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы, которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его.

Совместная театрально-игровая деятельность - уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Цель проекта: прививать детям любовь к русскому народному творчеству и расширять знания о фольклоре. Создание условий для активного использования сказок в творческой деятельности детей.

Воспитывать дружеские взаимоотношения желание прийти на помощь, способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроения.

Задачи проекта:

Развивать у детей эмоциональную отзывчивость к литературным произведениям и интерес к ним.

Учить следить за развитием действия в стихах, потешках, сказках с наглядными сопровождениями и без него.

Вырабатывать у детей умение слушать.

Помогать детям узнавать, героев литературных произведений и их действия при многократном чтении и рассказывании, драматизации, в иллюстрациях, игрушках (колобок, волк, козлята и т. д.)

Соотносить содержания произведений с личным опытом детей, с их повседневной жизнью и окружением.

Создавать условия, активизирующие самостоятельное рассматривания книг, выражение своих впечатлений, узнавание знакомых героев сказок, рассказов.

Продукты проекта:

- для детей: рисунки, аппликации, атрибуты, коллективная сказка,

- для педагогов: пополнение развивающей среды группы (костюмы, маски, элементы декораций,, оборудование центра театрализации разными видами театров по сказке «Теремок», «Репка», «Курочка ряба» написание конспектов, составление образцов планирования;

- для родителей: подборка русских народных сказок, выставка рисунков совместно детей и родителями «Терем-теремок»

Ожидаемые результаты по проекту:

- для детей: проявление познавательного интереса у детей к русскому народному фольклору, всестороннее развитие личности ребенка (личности творческой, любознательной, умеющей доводить начатое дело до конца);

- для родителей: вовлеченность родителей в жизнь группы, привлечение их созданию собственных сказок в семейном кругу, умение читать и видеть назидательный смысл сказки.

II. Этапы проекта.

Этапы проекта Действия педагогов Действия детей Действия членов семьи

Подготовительный Педагог формулирует цель, определяет продукты проекта.

Извещает родителей о проекте и приглашает к сотрудничеству.

Педагог планирует различные формы работы с детьми: индивидуальные и групповые.

Подбирает материал для продуктивной деятельности.

Подбирает детские книги, настольные игры, иллюстраций и игрушки, изображающие героев сказки для самостоятельной деятельности детей.

Читают русские народные сказки о животных.

Учат отгадывать простые описательные загадки о животных – героях русских народных сказок.

Закрепляют представления детей об особенностях и повадках животных с использованием речевых игр и игр импровизаций. Рассматривают книги и иллюстрации к сказкам о животных.

Играют и манипулируют с фигурками животных, пытаются озвучивать их словами из знакомых сказок и мультиков.

Обсуждают с воспитателем тему проекта, выясняют свои возможности для его воплощения, определяют средства необходимые для реализации проекта, определяют содержание деятельности всех участников проекта. Помогают в оснащении предметно-развивающей среды группы (декорации, маски и костюмы сказочных героев).

Практический Читают сказку «Теремок»

Рассматривают и обсуждают с детьми иллюстрации, картинки и игрушки, изображающие сказочных персонажей сказки «Теремок», «Рукавичка».

Читают разные варианты сказки «Теремок» и сравнивают их между собой.

Беседуют с детьми о том, чем отличаются и чем похожи обычные животные и сказочные.

В ходе беседы выясняют - на кого из героев сказки хотел бы быть похож ребенок. Проводят беседу с детьми о том, что герои в сказках бывают положительными и отрицательными.

Уточняют и пополняют знания детей о животных (части тела, какого цвета, чем питается, где живет)

Организуют игры детей с фигурками героев сказки используя декорации и предметы заместители.

Беседа о безопасности: «Почему теремок развалился, чем опасно крушение здания, как этого можно было избежать?»

Проводят подвижные и дидактические игры по теме.

Упражняют в звукоподражании животным.

Готовят театрализацию, разучивают с детьми песни и движения. Принимают участие в дидактических и подвижных играх на заданную тему. Закрепляют полученные знания в художественном творчестве:

лепке, рисовании, конструировании из крупного конструктора «Дом для зверей», «Построим дом – в нем заживем».

В играх-имитациях и сюжетно-ролевых играх с масками закрепляют знания о повадках и образе жизни животных.

Играют с фигурками животных, озвучивают их.

Получают консультации готовятся к выставке «Терем – теремок»

Оказывают помощь воспитателям в сборе материала для развития творчества детей.

Завершающий Проводят театрализовано-музыкальное развлечение «Теремок»

Учат передавать содержание сказки.

Оформляют с родителями книги - самоделки.

Оформляют выставку рисунков «Терем - теремок» В процессе драматизации сказки воспроизводят содержание сказки, не искажая сюжета.

Рассказывают разученные стихи с движениями и потешки в ходе драматизации. Поют песни, имитируют повадки животных их движения и звуки.

Рассматривают работы выставки и рассказывают о том, как они были изготовлены. Изучают рекомендации воспитателей. Оформляют выставку «Терем-теремок», участвуют в итоговом мероприятии по сказке «Теремок»

Перспективный план

Дата Вид образовательной

деятельности Совместная деятельность с детьми Работа с родителями

1 неделя

(3-9 февраля)

1. Коммуникация

2. Социализация

1. Пальчиковая игра на развитие речевых функций «Здравствуй солнышко)

1. Чтение РНС «Рукавичка»

2. Инсценировка потешки «Лошадка»

Консультация «Домашний театр детям»

2 неделя

(10-16 февраля) 1. Коммуникация

2. Социализация

3. Здоровье

1. Пальчиковая игра «Пальчики здороваются»

2. Чтение Р,Н,С,

«Маша и медведь»

«Три медведя»

3. Показ сказки детьми «Репка»

(кукловождение) Просмотр мультфильмов по сказкам

Чтение Р. Н. С. дома

3 неделя

(17-23 февраля) 1. Коммуникация

2. Социализация 1. Инсценеровка потешки

«Как у нашего кота»

2. Показ сказке «Репка» на фланелеграфе

3. Рассматривание иллюстраций по сказкам

4. Чтение сказки «Теремок» Изготовление атрибутов к сказке

«Теремок»

4 неделя

(24-28 февраля) 1. Коммуникация

2. Социализация

3. Худ. творчество

1. Тренинг «Тренируем эмоции»

2. Театрализация по сказке «Колобок»

3. Д. И. «Узнай по сказке»

4. Лепка «Мисочка для Мишутки» Конкурс рисунков по сказке.

1 неделя

(3-9 марта) 1. Коммуникация

2. Социализация

3. Физкультура 1. Драматизация по сказке «Репка»

2. Инсценировка сказки «Маша и медведь»

3. Расскажем сказку вместе с воспитателем «Теремок»

П,И. «У медведя во бору» Консультация

«развитие коммуникативных способностей во 2 мл. гр.»

Конкурс рисунков по сказке

2 неделя

(11-16 марта) 1. Социалаизация

1. Инсценировка по сказке «Колобок»с использованием фланелеграфа

2. Пальчиковая игра на развитие речевых функций Приобретение новой литературы по сказкам

3 неделя

(17-23) 1. Социализация

2. Коммуникация 1. Показ настольного

Театра «Теремок»

2. Инсценировка потешек «Наши уточки с утра»,

«Мячик», «Грузовик»

Консультация

«Развивая речь дома»

4 неделя

(24-30) 1. Здоровье

2. Социализация

3. Коммуникация

4. Музыкальное 1. Пальчиковая гимнастика «Моя семья», «Братцы»

2. Упражнение на развитие понтамимики «Ёжик»

3. Инсценировка потекши «Кошкин дом» с испльзованием фланелеграфе

4. Итоговое мероприятие проекта досуг по сказке «Теремок» Показ кукольного спектакля «Теремок»

Родительское собрание

Конечный результат.

Умеют согласовывать действия с другими детьми – героями сказки, строят ролевой диалог, знают и говорят слова сказки в соответствии с выбранной ролью, строят дом теремок

Вывод;

Данный проект способствовал формированию не только познавательного интереса, и художественного эстетического вкуса, но и обогатил эмоциональную сферу ребёнка, позволил углубить и укрепить представления развивающейся личности о мире и о себе.

Публикации по теме:

Фотоотчет. Инсценировка русской народной сказки «Теремок» на новый ладФотоотчет. Инсценировка русской народной сказки «Теремок» на новый лад В этот раз наша группа поехала на ферму к дяде Ване. Там нас ждали его друзья - домашние животные: свинья, корова, коза, овца, лошадь, собака,.

Фотоотчет об инсценировании русской народной сказки «Теремок» с детьми 2–4 летФотоотчет об инсценировании русской народной сказки «Теремок» с детьми 2–4 лет Цель: упражнять в произношении речи, подражая персонажам сказки. Закреплять умение подражать героям данной сказки. Воспитывать доброжелательное.

Фотоотчет «Показ родителями русской народной сказки «Теремок»Фотоотчет «Показ родителями русской народной сказки «Теремок» В нашем саду для детей второй младшей группы родители показали русскую народную сказку «Теремок». Они приняли активное участие в театрализованном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по русской народной сказке «Теремок»
Опубликовано: 11 января 2025 в 14:44
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по русской народной сказке «Теремок»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Петровская (УИ 249768) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 января 2025 воскресенье
Умеете рисовать северное сияние?
Международный день планетариев.
Читаем "Красную шапочку", "Кота в сапогах" и "Золушку"
13 января 2025 понедельник
Печатаем, штампуем и мастерим из российских газет
Добрый вечер, Щедрый вечер! Встречаем Старый Новый год!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД