Марина Тужилкина
Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Моя малая Родина»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.
«Моя малая Родина»
Тема: " Моя малая Родина"
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель: формировать у воспитанников элементарные представления о малой родине, расширить знания детей о родном городе, о его улицах, достопримечательностях.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по патриотическому воспитанию „Моя малая Родина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• объяснить значение понятий «Родина» и «малая родина».
• знакомство детей с историей города,
• прививать интерес к истории родного края,
• воспитывать любовь и гордость за свою Родину, чувство гордости за свою страну,
• формирование патриотических чувств,
• развивать словарный запас детей, умение грамотно формулировать свои мысли.
Предварительная работа:
*беседы о российской символике;
*разучивание стихотворений о малой Родине.
Материалы:
Презентация на тему: «Моя малая Родина», глобус, посылка, карта Вологодской области, картинка герба Вологда, портрет губернатора Вол. области.
Ход НОД:
Воспитатель : Ребята, сегодня в наш детский сад пришла посылка. Что же на ней написано? Кому она адресована? («Детский сад «Гнездышко», города Вологда, старшая группа). Давайте ее откроем и посмотрим, что же в ней? (достаю глобус).
Воспитатель : Ребята, что это? (глобус).
Что такое глобус? (Планета Земля)
Воспитатель : Это наша планета Земля. Посмотрите, как много разных стран на нашей планете. Какие страны знаете вы? (дети называют страны, воспитатель показывает их на глобусе).
Воспитатель : Молодцы, как много стран вы знаете. На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется? (Россия.)
Воспитатель : У нашей страны удивительно красивое имя - Россия. Россия, ребята, - самая большая страна в мире.
Все люди, живущие в России, называются россияне. Каждый россиянин любит свою страну. Посмотрите, какую огромную территорию занимает Россия. В России очень много рек, гор, лесов, городов. Когда на одном конце нашей страны люди ложиться спать, то на другом – начинается утро. На одной стороне может идти снег, а на другой - может припекать солнышко. Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна - потому что она - наша Родина! Мы гордимся нашей великой Родиной.
Как вы понимаете это слово Родина? (Ответы детей)
Воспитатель : Родина – это значит родная, как мама и папа. Родина - это место, страна, в которой мы живём, где живут наши близкие. Родина у всех одна.
Воспитатель : А кто мне скажет, как называется столица нашей Родины? (Москва)
Кто является президентом нашей Родины – России? (В. В. Путин)
А мы, сегодня с вами будем говорить о нашей малой Родине.
Ребята, у каждого человека есть Родина - место, где он родился и живет. А как называется город, в котором мы с вами живем? (Вологда).
Воспитатель : А кто скажет, как называется прекрасная область, в которой мы с вами живем? (Вологодская область).
Воспитатель : Правильно, ребята. Вологодская область, город Вологда – это и есть наша малая Родина.
Давайте сейчас посмотрим карту нашего прекрасного края. Вот это, ребята и есть наша Вологодская область, в которой мы с вами живем.
Самый главный город нашей области, как называется? Кто скажет? Конечно, город Вологда. Здесь, на карте, он отмечен большим кружком.
Это тот уголок земли, где мы родились, где находится наш родной дом.
Воспитатель : Давайте послушаем стихотворение «Малая Родина»
Ребенок читает стихотворение Т. Боковой «Малая Родина»
Читает Матвей Перевязкин
Малая Родина - островок земли,
Под окном - смородина, вишни расцвели.
Яблоня кудрявая, а под ней – скамья.
Ласковая, милая, Родина моя!
Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно пол мира:
Мама и папа, соседи, друзья,
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, садик, котенок и я!
Воспитатель : Ребята, а кто мне скажет: Родина – это прежде всего что? (Это родной дом, родная улица, это солнце, это небо голубое, это хлеб, это друзья, это место - где мы родились.)
Воспитатель : Правильно, ребята! Родиной мы зовем тот город, где человек родился, увидел прекрасный мир, где у него много друзей, где его дом!
Воспитатель : Ребята, а вы любите свою малую Родину? Гордитесь своей Родиной.
Воспитатель : Ну, если вы любите свою Родину и гордитесь ею, вы должны знать историю. Вот, сейчас я вам немного расскажу об истории возникновения нашего города Вологды. (Презентация)
Каждому из нас дорог тот уголок на земле, где он вырос. Наверное, именно с него начинается Родина. Для меня - это наш город Вологда, где я родилась и выросла, это мои родители, родственники, одноклассники и друзья. Родина – это дом и двор, где я провожу детство, друзья, с кем я играю и дружу. Так же для меня понятие родина – это культура и обычаи, это историческая память, преемственность поколений и верность традициям.
Первым вологжанином и основателем города считается святой Герасим, пришедший на реку Вологду из Киева.
Город был основан в 1147 году.
Название «Вологда» произошло оттого, что рыбакам приходилось волочить от других рек до нашей реки по земле свои лодки по земле, то есть тащить волоком.
Выгодное географическое расположения славного града Вологды, привело к тому, что город стал важным торговым центром на Европейском севере.
Многочисленные суда по Сухоне и Северной Двине везли в Вологду различные товары.
Первоначально Вологда была деревянной, но царь Иван Грозный приказал начать в Вологде строительство каменного Кремля, по образу и подобию Успенского собора в Москве.
Много людей было согнано на работу. Под руководством опытных мастеров возводились высокие каменные стены и грозные башни. А в центре был построен огромный величавый Софийский собор.
А в праздники и воскресные дни улицы города Вологды кипели смехом, песнями, праздничным говором.
Софийский собор – первое каменное здание, построенное в Вологде по приказу царя Ивана Грозного.
При Петре I Вологда становится одной из главных государственных военных баз страны. Первым морем, с которым познакомился Петр, было северное Белое море, и путь царя лежал через Вологду.
В XIX веке Вологда получила тот исторический облик, который характерен для города и сегодня. Каменные и деревянные особняки, административные здания, построенные в прошлом столетии, по сей день украшают город.
Вологодская земля всегда славилась своими промыслами.
Вологодские кружева, вологодское масло, роспись по дереву, роспись по бересте, гончарный промысел и катание валенок, ткачество, изготовление льняных изделий - бережно сохраняются и передаются из поколения в поколение.
Воспитатель : Так выглядит герб нашего города.
А это губернатор Олег Александрович Кувшинников. Управляет Вологодской областью.
Мы с вами сейчас немного отдохнём.
Физкультминутка.
Дом, страна
По дороге мы идем
Путь далек, далек мой дом.
Жаркий день, сядем в тень
Мы под дубом посидим,
Мы под дубом полежим
Полежим, отдохнем
Потом дальше мы пойдем.
Присаживайтесь на свои места.
Воспитатель : В нашем городе, есть очень много улиц и у каждой улицы свое название. Некоторые из них мы услышим, когда вы назовете свой домашний адрес. (Дети называют)
Воспитатель : А сейчас давайте посмотрим, какие есть достопримечательности в нашем городе. (Демонстрация слайдов достопримечательностей города. Рассматриваем, беседуем по каждому объекту).
Воспитатель : Ребята, свою Родину нужно любить и беречь. Давайте поиграем с вами в игру «Можно - нельзя»
Я буду задавать вопрос, а вы будете отвечать, молча, используя знак. Указательный палец верх - правильно, вниз - нет.
• Переходить улицу в не положенном месте.
• Рвать цветы на клумбе.
• Любоваться цветущей клумбой.
• Сажать деревья и цветы.
• Бросать фантики от конфет.
• Переходить дорогу по пешеходному переходу.
• Кричать, шуметь в общественных местах.
• Разговаривать в спокойном вежливом тоне.
Воспитатель : Сейчас нам Лиза расскажет стихотворение о нашей малой Родине вологодской поэтессы Татьяны Петуховой «Вологда». (Презентация к стихотворению)
ВОЛОГДА (автор Татьяна Петухова)
Читает Лиза Волохова
Вологда… Вологда! Нет роднее города,
Деревянные дома здесь стоят как терема.
Улочки здесь дивные, узорные, старинные.
Разукрашены резьбой тонкой, словно кружевной.
Город славят мастера: свет души и свет добра
На цветах из бересты светлой нежной красоты.
На шкатулках птицы в ряд небывалые летят.
И ласкает нежно взор Вологодский наш узор.
Солнце выглянет едва мастерицы кружева
Белоснежные плетут, песни дивные поют.
Земля наша знаменита, доброте душа открыта,
И уходит в глубь веков, слава наших земляков.
Вологда… Вологда! Нет милее города!
Здесь родимая земля, благодатный свет Кремля
Навсегда оставит след, и для нас дороже нет и светлее города.
Живи! Красуйся, Вологда!
Воспитатель :
Ребята, давайте ещё раз вспомним, как же называется наша Родина – наша страна? (Россия)
Как зовут президента нашей страны? (В. В. Путин)
Как называется наша малая Родина – город, в котором мы живем? (Вологда)
Кто может назвать губернатора нашей области? (О. А. Кувшинников)
Как много мы сегодня узнали о Родине, и малой Родине – родном городе, где мы живем. Да закончилось занятие, но не закончилось изучение малой родины. Вы будете расти и узнавать что-то новое, потому-что Родина не только то, что вокруг тебя, но и ты сам.
В посылке есть ещё что-то, это пазлы, собрав которые у вас получаться картинки достопримечательностей нашего любимого города.