Елена Онищенко
Конспект НОД по ознакомлению с природой «Лекарственные растения Крыма» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ НОД ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
Тема. ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ КРЫМА
Цель: расширять и уточнять знания детей о разнообразии лекарственных растений, произрастающих в Крыму.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с природой „Лекарственные растения Крыма“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Крым. Родной край
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Природа Крыма
- Растения. Изучаем мир растений
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
образовательные: расширять и уточнять знания детей о разнообразии лекарственных растений, произрастающих в Крыму и возможностях их использования в медицине; закреплять знания о строении растений (корень, стебель, листья, цветы); учить детей готовить настой;
развивающие: развивать познавательный интерес; речь, расширять словарный запас за счет новой информации;
воспитательные: воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Оборудование: игрушка заяц; иллюстрации лекарственных растений, книга, стакан, горячая вода, пакетики с травами.
Словарь: лекарственные растения (календула, ромашка, одуванчик, аптека, настои, ополаскивать, ангина, ожоги, ушибы, клумба, прозрачная, бесцветная.
Предварительная работа: рассматривание книги Е. С. Крайнюк «Лекарственные растения Крыма»; чтение сказки П. Синявского «Зеленая аптека»; заучивание стихотворений о растениях, отгадывание загадок; дидактическая игра «Узнай по описанию».
Ход НОД:
Стук в дверь групповой комнаты.
- Ребята, слышите, кто-то к нам пришёл. Это зайчик из леса принёс нам посылку. А хотите узнать, что в ней интересного?
Воспитатель открывает посылку и достаёт книгу.
- Посмотрите, какая красивая, удивительная книга (открывает). Эта книга познакомит вас с лекарственными растениями Крыма.
- Ребята, а почему некоторые растения называют лекарственными? (Потому что они лечат людей от разных болезней)
- Молодцы, правильно. К лекарственным растениям относятся : одуванчик, календула, подорожник, ромашка, мать-и-мачеха. (Показ иллюстраций) В нашем краю растет много полезных растений, которые помогают человеку справиться с той или иной болезнью.
- Ребята, а вы знаете, что такое аптека? (Это там, где продают таблетки, лекарства)
- А что значит «Зеленая аптека»? (Это где продаются лекарственные травы)
Если кто-то простудился,
Голова болит, живот.
Значит, надо подлечиться,
Значит в путь – на огород.
Одуванчик, подорожник,
Василёк, шалфей и мята.
Вот «зелёная аптека»
Помогает нам, ребята!
С грядки мы возьмем микстуру,
За таблеткой сходим в сад,
Быстро вылечим простуду, -
Снова будешь жизни рад!
- Для всех нужна зеленая аптека. Посмотрите, как много вокруг нас растет лекарственных трав. Вот одно из них, отгадайте, что это?
На зеленой круглой ножке
Вырос шарик у дорожки,
Ветерок вдруг прошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик)
(Воспитатель предлагает среди картинок найти изображение одуванчика)
- Это красивое растение. Кто хочет о нем рассказать? (Одуванчик растет на лугу. У него есть стебель, корень, листья, и красивый яркий цветок. Стебель прямой, зеленый, листья темного цвета. Цветок похож на солнышко)
- А чем растение полезно? (Ответы детей) В листьях одуванчика есть много витаминов, и они придают аппетит. Листья и корни помогают при кашле.
- Ребята, а кто знает стихотворение об одуванчике?
Уронило солнце лучик золотой.
Вырос одуванчик, первый, молодой.
У него чудесный, золотистый цвет.
Он большого солнца маленький портрет.
Физкультминутка «Белый одуванчик»
Одуванчик, одуванчик! (присесть, руки в замок на голове)
Стебель тоненький, как пальчик. (медленно встать, руки вверху сомкнутые над головой)
Голова, что шар пушистый. (качаем головой)
Если ветер быстрый-быстрый (разбежаться)
На полянку полетит,
Все вдруг сразу запестрит:
Одуванчики-тычинки
Разлетятся хороводом (взяться за руки пробежаться хороводом).
И сольются с небосводом. (сесть на свои места)
- Ребята, ведь не только одуванчик полезный, полезны и другие растения. Послушайте загадки:
Стоят в лугах сестрички:
Золотой у них глазок, белые реснички. (Ромашки)
(Воспитатель предлагает среди изображений найти ромашку)
- Это также полезное и красивое растение. Кто хочет о нем рассказать? (Ромашка растет везде : на полянке, на лугу, на речке. У неё есть стебель, он тонкий, и ветвистый. Листья похожи на укроп. Лепестки у ромашки белые, а серединка желтая)
- А вы знаете, что ромашка лучше всех помогает при ангине. Настоем можно полоскать горло, промывать глаза, нос.
- Пожалуйста, послушайте ещё одну загадку:
Я совсем не царапучий,
И не жгучий, не колючий.
На ромашку я похож,
Только жёлтый, ну и что ж?
Вот когда я отцвету,
Ноготками обрасту. (Календула, ноготки)
(Воспитатель предлагает среди картинок найти изображение календулы)
- Кто из вас помнит, как в народе называют растения? (Ноготки)
- А почему его так называют? (Потому, что семена, которые люди собирают осенью, очень похожи на скрученные изогнутые ноготки)
- Кто желает рассказать об этом ярком растении? (Календула растет на клумбе. У неё есть корень, листья, стебель, цветок. Стебель прямой, зеленый. Листья продолговатые, зеленые. Цветки оранжевые.)
- Ноготки применяют для заживления ран, ушибов, ожогов, при ангине, при простуде, при насморке
- Ребята, послушайте стихотворение о календуле.
Вот КАЛЕНДУЛЫ цветки,
В народе просто – «НОГОТКИ»,
Если их в стакан сложить,
Кипятком простым залить,
И немного настоять –
Можно горло полоскать.
Ноготки должны помочь –
Уходи ангина прочь!
- Ребята, какие вы молодцы, как много знаете о лекарственных травах, об их пользе для человека.
(Воспитатель предлагает детям выбрать пакетик с лекарственной травой.)
- А теперь я хочу узнать, какое растение выбрал каждый из вас?
Дети на основе листьев, стеблей, цветков определяют лекарственные растения. Воспитатель предлагает детям приготовить настой из лекарственных трав.
- С помощью растений готовят лекарственные настои. Сейчас мы вместе с вами приготовим настои из знакомых нам трав (одуванчика, календулы, ромашки). Для этого мы берем стакан. Насыпаем в них лекарственные растения. В один стакан ромашку, в другой календулу, в третий – корни одуванчика. Заливаем горячей водой. Накрываем стаканы крышкой, и ждём, пока настоится.
- Что происходит? (наблюдаем) (Вода меняет цвет)
- А почему вода изменила цвет, что это значит? (Ответы детей)
- Растения отдают воде свой цвет. А еще лекарственные растения отдают воде свои лечебные свойства. Вот и получились настои, которыми мы можем полоскать горлышко, промывать глаза, нос и выполнять другие лечебные процедуры.
Воспитатель угощает детей чаем с медом.