Ткаченко Юлия Владимировна
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Путешествие в прошлое нашей одежды»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Путешествие в прошлое нашей одежды»
Тема: «Путешествие в прошлое нашей одежды»
Цель:
Побудить детей ориентироваться в прошлом одежды; вызвать интерес к процессу изменения и преобразования одежды взрослых.
Задачи:
Обучающие задачи:
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Путешествие в прошлое нашей одежды“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- История одежды, путешествие в прошлое одежды
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Старшая группа
- Темочки
Научить понимать назначение и функции предметов одежды, необходимых для жизни человека.
Развивающие задачи:.
Развивать любознательность детей.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи.
Воспитательные задачи:
Воспитывать в детях бережное отношение к одежде.
Воспитывать сочувствие, желание прийти на помощь.
Оборудование:
компьютер, презентация «История нашей одежды»; запись спокойной музыки; образцы различных тканей, шерсти, хлопка, льна; изображения одежды.
Предварительная работа:
Беседа о том, как шьют одежду.
Проведение познавательных занятий об одежде, о видах тканей, о профессии «швея».
Рассматривание иллюстраций людей в одеждах разного времени.
Рассматривание образцов тканей.
Описание хода непосредственно образовательной деятельности:
I. Вводная беседа.
Дети сидят полукругом. Воспитатель ставит перед детьми накрытую платком корзину:
Ребята, посмотрите, что у меня в руках. Эта корзина не простая, в ней находятся волшебные предметы, хотите узнать, что это за предметы? (Демонстрирует иголки, нитки, ткань, пуговицы, ножницы). А как вы думаете, что между ними общего? Для чего нам нужны эти предметы?
Ответы детей.
Варианты ответов:
- чтобы шить,
- чтобы делать одежду,
- чтобы пришивать, что-нибудь.
Воспитатель. Молодцы! Благодаря этим предметам мы может шить одежду. Вы знаете, как люди научились шить одежду? Я знаю.
Воспитатель: А как вы думаете, всегда ли люди носили такую одежду? (Нет).
Воспитатель: Правильно! В разные времена люди носили разную одежду.
Воспитатель: Как вы думаете, что было одеждой человека, когда не было платьев, брюк, юбок, рубашек?
Воспитатель: Хотите узнать, как появилась одежда, и какая она была раньше.
Воспитатель: Тогда я приглашаю вас в путешествие. Сегодня мы с вами отправимся в путь во времени, сначала в прошлое, затем вернё мся в настоящее: пройдем весь путь чудесных превращений нашей одежды.
Просмотр презентации «История нашей одежды.»
Воспитатель по ходу просмотра презентации ведёт рассказ об истории возникновения одежды.
Слайд 1.
- Вот мы и очутились в прошлом.
Дети садятся на брёвнышко (скамейка, покрытая тканью).
- Кругом доисторический диковинный лес.
Слайд 2
Мы с вами попали в то время, когда люди жили в лесу, в пещерах, ели сырое мясо и не было у них никакой одежды. Нечем было прикрыться от ветра и дождя. А вокруг росли деревья с большими и маленькими листьями, высокая трава, лопухи, цветы.
Слайд 3.
Но ведь растениями можно не только любоваться. Можно нарвать листочки, собрать на гибкую веточку - и прикрыться от дождя и ветра. И тогда человек сделал одежду из листьев, травы, соломы, веток.
- А как вы думаете, прочной ли была одежда из травы, листьев?
- Правильно, непрочной. Она засыхала, рвалась.
- А можно ли в такой одежде ходить зимой?
- Нет.
- Почему?
- Потому что зимой холодно, можно замёрзнуть, заболеть.
- В этих же лесах рядом с людьми жили разные животные. Им не страшны ни ветер, ни холод.
- И тогда человек подумал: «Вот если бы у меня была такая же тёплая шкура, как у животных, мне бы не было холодно».
Слайд 4.
- И пошёл человек на охоту, добыл шкуру животного и сделал из неё одежду.
Воспитатель показывает кусок шкуры.
Вот и у меня есть шкура. Давайте ее на кого-нибудь наденем. (Шкура маленькая)
Почему мы не можем ни на кого ее надеть? Какая шкура нам нужна? (Большая)
Чтобы получить большую шкуру надо выследить большого зверя и убить. Предлагаю поиграть в охотников.
Слайд 5.
Физминутка - стихотворение
«Охотники»
Мы охотники на льва, да?
Не боимся ничего?
Нет!
А в руках у нас копье и лук!
Раз-два.
Мы по улице идем,
Левой, правой, левой, правой!
На охоту всех зовем.
Левой, правой, левой, правой!
Стоп! Перед нами река,
Широка, глубока,
Реку мы переплывем.
И дальше пойдем.
Стоп! Перед нами лес.
Деревья до небес,
Болото на пути,
Как туда пройти?
С кочки на кочку
Прыг, прыг, прыг!
Стоп! Пещера на пути
Нам в нее войти?
Не видать ничего.
Не слыхать никого!
Мы в пещеру вошли,
И кого же там нашли?
А в пещере лев спит
И громко храпит.
Вдруг лев проснулся
Да как зарычит!
И каждый охотник как задрожит.
Испугались! Ой-ой!
И скорей бежать домой!
Домой добежали,
Очень устали.
Вот так охотнички!
Но убивать животных жалко и нельзя.
- Удобно ли было носить такую одежду?
(Нет, плохо держится, она тяжёлая, летом жарко.)
Слайд 6.
- Люди стали задумываться о более удобной одежде. А так как они были очень наблюдательные, то заметили: растет в поле трава-лен. Если ее стебли помять, то из них можно спрясть пряжу, а из пряжи сделать полотно - ткань. Такой тканью люди обматывали себя.
- Давайте и мы попробуем.
Воспитатель обматывает двух детей тканью.
- Удобно вам ходить? (Нет)
- А что-нибудь делать? (Нет)
- Почему? (Ткань падает, не держится на теле, неудобно двигаться.)
Слайд 7.
- Правильно, а чтобы ткань не падала, мастерицы стали сшивать края ткани и получились вот такие рубахи.
- Ребята, а какие инструменты нужны, чтобы сшить одежду?
Слайд 8-11.
Д/и «Что лишнее?»
- Посмотрите на экран там, изображение четырех предметов, три из которых - это предметы, с помощью которых можно изготовить одежду, а с одним нельзя. Вы должны определить предмет, который не подходит для изготовления одежды.
• ножницы, нитки, молоток, пуговица.
• иголка, ножницы, стул, нитки.
• пуговица, нитки, стол, иголка.
• нитка, иголка, шкаф, ножницы.
Молодцы!
Слайд 12.
- Кроме льна есть ещё одно растение, из которого люди научились делать нити, а из нитей ткани - это хлопок. Из шерсти овец стали делать шерстяные ткани.
Слайд 13.
- Было время, когда придумали платья и на них стали тратить много дорогой ткани, делали складки, оборки, украшения.
- Как вы считаете, в такой одежде удобно ходить?
(Нет, потому что люди не могли быстро ходить, бегать, подниматься по ступенькам, заниматься спортом. Она была тяжелая, на нее уходило много ткани и украшений.)
Слайд 14.
- Постепенно люди пришли к одежде, которую носим мы с вами.
- Вам нравится ваша одежда? (Да).
- Какая она? (Наша одежда удобная, красивая, аккуратная).
- Какие виды одежды вы знаете? (Юбки, брюки, платья, пальто).
-А теперь я предлагаю встать и сделать круг. Поиграем в игру и представим, что мы шьём платье. Я буду показывать, а вы повторяйте за мной.
Воспитатель и дети образуют круг и идут произнося:
Ровным кругом, друг за другом
Мы идем за шагом шаг,
Стой на месте, дружно вместе
Сделаем вот так…
Воспитатель показывает действия (вдеваем нитку в иголку, режем ножницами, шьём, пришиваем пуговицу., а дети повторяют и называют его действие.
- Вот молодцы, ребята! Красивое платье мы с вами сшили.
А сейчас я предлагаю сесть за столы, давайте наше платье,которое мы сшили раскрасим (Практическая деятельность детей).
Д/и «Назови действие»
- Что необходимо делать, чтобы наша одежда была аккуратная, красивая? (Надо за ней ухаживать)
- А знаете ли вы, как надо ухаживать за одеждой? (Да).
Давайте поиграем, я вам буду задавать сложные вопросы, а вы отвечать.
• Если одежда испачкалась? (одежду стирают).
• Если измялась? (одежду утюжат).
• Если разорвалась? (одежду зашивают).
• Если мы снимаем одежду, что делаем с ней? (Аккуратно развесим или сложим).
Воспитатель обобщает ответы детей:
Чтобы служила подольше одежда,
Содержать её нужно опрятной и свежей.
Чистить, гладить, стирать и сушить,
Поносить, а потом аккуратно сложить.
X. Итог образовательной деятельности
- Скажите мне, куда мы с вами совершили путешествие? (в прошлое одежды).
- Что нового вы узнали, пока были в путешествии?
(Узнали, из чего раньше делали одежду, какими инструментами пользуются для изготовления одежды, какие существуют виды тканей.)
- Что вам сегодня понравилось?