Валентина Рябова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Дикие животные зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид образовательной деятельности: Ребенок и окружающий мир
Тема: «Дикие животные зимой»
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций и книг на тему «Лес»;
отгадывание загадок о природе, диких животных;
продуктивная деятельность: конструирование зайцев из бумаги;
организация мини – музея «Дикие животные»;
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе „Дикие животные зимой“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
дидактические игры «Усы, лапы, хвост», «Чей домик?», «Узнай по силуэту», «Чей детеныш?», «Кто лишний?», «Кто что ест?»и т. д. ;
беседа о правилах поведения в лесу;
рассматривание серии картин «Дикие животные»;
просмотр презентаций «Жизнь диких животных зимой»;
подготовка детьми презентаций об особенностях жизни диких животных в зимний период;
заучивание стихотворения «Где, чей дом?»;
экологические беседы: «Лес – наш друг, ты не мусори вокруг»;
Оборудование:
Проектор, экран, ноутбук, СD – проигыватель, аудиозаписи МР 3: «Рычание медведя», А. Вивальди – цикл «Времена года. Зима. Декабрь», рукавичка с посланием от Деда Мороза, карточки с правилами поведения в лесу, синтепон – «снег», игры «4-й лишний», «Кто, где живет?», волшебный мешочек с угощениями (косточка, рыба, мед, веточка, гриб, орехи) для игры «Угостим животных», ёлки, карточки с изображением жилищ диких животных, карточки с изображением диких животных, игрушки – дикие животные (большие и маленькие, зимний фон для аппликации «Берлога для медведя, гнездо для ежа», клей – карандаш по количеству детей, кусочки белой салфетки, манная крупа, кисточки для рисования (большие, тарелки пластмассовые по количеству детей.
Технологии:
1. Здоровьесберегающие образовательные технологии.
2. Личностно – ориентированные технологии.
3. Информационно – коммуникационные технологии.
4. Технология проблемного обучения.
5. Игровые воспитательные технологии.
Цель совместной образовательной деятельности (в соответствии с образовательными областями ФГОС ДО): формирование представления о сезонных изменениях в жизни диких животных.
Программное содержание:
1. Образовательные задачи:
1.1 Сформировать представления о сезонных изменениях в жизни диких животных, их повадках, внешнем виде,питании, образе жизни в зимний период.
1.2 Подводить к употреблению обобщающего понятия «дикие животные»;
1.3 Расширять и систематизировать знания детей о диких лесных животных, особенностях их приспособления к окружающей среде.
2. Развивающие задачи:
2.1 Развивать интерес детей к природным объектам, поддерживать исследовательскую деятельность ребенка;
2.2 Содействовать развитию мышления на основе систематизации и расширения представлений о сезонных изменениях в жизни животных.
3. Воспитывающие задачи:
1.3 Воспитывать бережное отношение к природе.
2.3 Воспитывать дружеские отношения между сверстниками.
Интеграция образовательных областей:
1. Социально – коммуникативное развитие.
2. Познавательное развитие.
3. Речевое развитие.
4. Художественно – эстетическое развитие.
5. Физическое развитие.
Методические приёмы:
1. Организационный момент «Доброе утро»
2. Сюрпризный момент (рукавичка Деда мороза с посланием).
3. Игровой момент «Послание от Деда Мороза»
4. Игра – зарядка «Очень холодно зимой»
5. Игра «Правила поведения в лесу»
6. Загадка про белку
7. Просмотр видеоролика.
8. Загадка про лису
9. Опыт «Следы на снегу»
10. Сюрпризный момент «Следы зайца»
11. Динамическая пауза «Зайцы».
12. Дидактическая игра «Угости животных».
13. Аудиозапись «Рычание медведя».
14. Презентация и сообщение ребенка «Жизнь медведей в лесу».
15. Пальчиковая гимнастика «У кого, какая шуба?»
16. Продуктивная деятельность «Берлога для медведя норка для ежа» (в технике аппликация из бумажных комочков)
17. Дидактическая игра «Кто, где живет».
18. Стихотворение «Кто, где живет».
19. Сюрприз от Деда Мороза (рукавичка с конфетами).
20. Итог в форме беседы и нацеливания на свободную деятельность.
Ход занятия:
(Дети входят в группу под музыкальное сопровождение
А. Вивальди – цикл «Времена года. Зима. Декабрь»)
1. Коммуникативная игра "Доброе утро"
Придумано кем – то просто и мудро,
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
2. Сюрпризный момент «Рукавичка с посланием от Деда мороза»
Воспитатель обращает внимание детей на рукавичку, лежащую на полу – в ней послание от Деда Мороза.
Вопросы:
1. Что это? (ответы)
2. Как вы думаете, чья это рукавичка? (ответы)
3. Интересно, что же в ней? (ответы)
(Воспитатель предлагает детям заглянуть в рукавичку и находит там снежинку – послание)
Я веселый Дед Мороз,
Щиплю я ребят за нос.
И для вас про запас,
Я подарочек припас.
По секрету я скажу –
Про зверей узнать хочу,
Что живут в густом лесу.
Если справитесь с заданием
Ждут подарки за старание!
Вопросы:
1. Что хочет узнать Дед мороз? (ответы)
2. Каких животных, живущих в лесу, вы знаете? (ответы)
3. Как можно назвать этих животных одним словом? (ответы)
4. Почему их называют дикими? (ответы)
5. Куда нам нужно отправиться, чтобы узнать про диких животных? (ответы)
(Воспитатель предлагает детям теплее одеться)
Очень холодно зимой,
Но мы пойдем гулять с тобой.
Мы наденем куртки,
Мы наденем шапки,
Брюки и сапожки
Наденем мы на ножки.
Ребята, а как же нам попасть в лес? (ответы)
Напоминает детям, что лес, в который предстоит идти, сказочный. И чтобы в него попасть, предлагает всем взяться за руки, закрыть глаза и сказать волшебные слова.
Глазки закрываются, чудеса случаются,
Раз, два, три, сказка оживи!
(дети открывают глаза и видят на экране слайд с изображением
зимнего леса)
3. Игровой момент «Зимний лес»
Вопросы:
1. Как вы думаете, куда мы попали? (ответы)
2. Давайте вспомним правила поведения в лесу (дети перечисляют)
4. Загадка про белку
Рыжий хвостик тут и там,
Промелькнул вдруг по кустам.
Смотрит в след ей девочка,
Это скачет. (белочка)
(Воспитатель интересуется, видел ли кто-то из детей белку в зимнем лесу)
5. Видео – ролик «Шустрая белка на снегу»
Комментарии к видео – ролику:
1. Как вы думаете, что делает белка?
2. Белка осенью делает запасы на зиму и прячет их в разные места.
3. Что она запасает на зиму?
4. Какого цвета белка?
5. Почему она поменяла цвет шубки?
6. Для чего белке такой пушистый хвост?
Вывод: Белка на зиму меняет цвет меха, чтобы спрятаться от врагов. Делает запасы на зиму. С помощью пышного хвоста прыгает и мягко приземляется.
6. Загадка про лису
Размером она с небольшую собаку,
Но может, как волк, она броситься в драку.
Стоячие уши и хищные зубы.
Из меха пушистого рыжая шуба.
Воспитатель сообщает, что лиса – хищница. Почему ее так называют? Делает ли она запасы на зиму? (ответы)
Потому что она охотится на мелких животных. Обращает внимание на ее хвост (рассматривание игрушки Лиса)
Вопросы:
1. Какой у лисы хвост?
2. Для чего ей нужен такой хвост?
3. Вы знаете, что лиса хвостом заметает свои следы на снегу?
4. Для чего она это делает?
5. Хотите узнать?
Воспитатель предлагает детям превратиться в лисичек.
7. Опыт «Следы на снегу»
На столе тарелки с манной крупой. Дети пальчиками «лапками» оставляют следы на крупе. Затем кисточками, как хвостом, заметают следы.
Вывод: Лиса – это хищница. Запасы на зиму не делает. Заметает свои следы на снегу, спасаясь от врагов.
8. Сюрпризный момент «Следы зайца»
(Воспитатель вместе с детьми находит возле елочки чьи – то следы)
Вопросы:
1. Чьи это следы?
2. Какого цвета заяц?
3. Почему поменял цвет шерсти?
4. Чем питается заяц зимой?
9. Динамическая пауза «Зайцы»
Зайцы бегали в лесу, (бег на месте)
Повстречали там лису (повилять «хвостиком»)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте)
Убежали под кусток. (присесть)
Воспитатель обращает внимание детей, что заяц хочет узнать, чем питаются другие дикие животные.
10. Дидактическая игра «Угости зверей»Нужно угостить животных, а угощение лежит в волшебном мешочке. Дети по очереди опускают руку в мешочек, достают угощение и начинают свой ответ словами «Я угощу…».
Вывод: Заяц меняет цвет шерсти, чтобы быть не заметным. У каждого животного свой корм.
11. Звуковая загадка «Рычание медведя»Воспитатель интересуется, голос какого животного слышали дети (ответы)
12. Сообщение ребенка с показом презентации «Жизнь медведей в лесу»
Вопросы:
1. Делает ли медведь запасы на зиму?
2. Как спасается от холода?
3. Как проводит зиму?
4. Кто еще зимой впадает в спячку?
13. Пальчиковая гимнастика «У кого, какая шуба?»
У кого какая шуба?
Шуба серая у волка,
Шуба ежика в иголках,
Шуба рыжая лисы –
Удивительной красы.
Шуба белая у зайца,
У медведя – бурая.
Не страшны ему дожди
И погода хмурая.
Дети поочередно загибают пальцы на руке, перечисляя диких животных и цвета их «шуб». Качают головой из стороны в сторону.
13. Продуктивная деятельность «Берлога для медведя норка для ежа» (в технике аппликация из бумажных комочков)
Воспитатель предлагает сделать берлогу для медведя и норку для ежа. Дети должны, сминая кусочки белой салфетки, сделать бумажные комочки. Приклеить их по контуру, чтобы получилась берлога для медведя или норка для ежа (воспитатель следит за правильностью выполнения работы).
14. Дидактическая игра «Кто, где живет»
Каждому ребенку нужно взять по одному игрушечному животному и поместить на карточке с изображением его жилища.
Белка в дупле,
Лиса в норе,
Медведь в берлоге,
Заяц под кустом,
Еж в гнезде,
Волк в логове.
15. Чтение ребенком стихотворения «Кто, где живет»:
У лисы в лесу глухом
Есть нора – уютный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий
Нагребает листья в кучу.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосёт он лапу.
Есть у каждого свой дом-
Всем тепло, уютно в нём.
16. Итог
Воспитатель отмечает, что все дети молодцы, порадовали его своими ответами и знаниями. Обращает внимание, что под елкой что-то лежит.
Находят рукавичку с конфетами. Дети угощаются.