Наталия Горюшина
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница вода»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница вода»
Цель: формировать у дошкольников основ экологической культуры.
Образовательные задачи:
- создать целостное представление о воде как о природном явлении;
- показать значение воды в жизни человек и живой природы;
- дать элементарные знания о круговороте воды в природе;
- обогащать и активизировать словарь детей;
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
-познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность.
Развивающие задачи:
- совершенствовать память, связную речь, умение анализировать, делать выводы; - развивать интерес к познавательной экспериментально-исследовательской деятельности;
- развивать воображение детей и слуховой анализатор;
- продолжать развивать трудовые навыки и умения.
Воспитательные задачи:
- воспитывать бережное отношение к воде, экологическое сознание;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, желание помочь;
- воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности.
Оборудование: картинки с изображением воды в природе, картинка с изображением круговорота воды в природе, глобус, шапочка Тучи, аудиозапись дождя, ручейка, реки, океана.
Оборудование для опытов: стаканы с водой, стакан с молоком, чайные ложки, сахар, соль, растительное масло, пищевой краситель,
речной песок.
Ход занятия.
Дети стоят в кругу.
Здравствуй, небо голубое! (показывают небо)
Здравствуй, солнце золотое! (очерчивают круг двумя руками)
Здравствуй, вольный ветерок!)
Здравствуй, маленький цветок! (присели)
Здравствуй, Утро! Здравствуй, День (встали)
Нам здороваться не лень! (разводят обе руки в стороны)
Воспитатель: Давайте все друг другу улыбнёмся. У вас хорошее настроение? Давайте это хорошее настроение сохраним на весь день.
Ребята, сегодня мы поговорим … а вот угадайте о чём.
Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая?
Правильно, это вода. Ребята, вода – это одно из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле.
Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на стульчики. Спинки держим ровно. Как вы считаете, человек сможет жить без воды?
Дети: Нет.
Воспитатель: Верно, не сможет. А зачем человеку нужна вода? Кому ещё нужна вода?
Дети: Растениям и животным.
Воспитатель: Ребята, а где встречается вода в природе?
Воспитатель: Можно ли пить воду из моря или океана?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?
Дети: Она очень соленая.
Воспитатель: Какую воду можно пить?
Дети: Чистую.
Воспитатель: Правильно, молодцы. А откуда берется пресная вода?
Дети: Из рек, ручьев и подземных источников.
Воспитатель: А теперь для вас игра «Я начну, а вы продолжите».
Вода, которая бежит из крана называется -водопроводная.
В колодце вода.? (колодезная).
В море вода…? (морская).
В реке вода ….? (речная).
В роднике вода? (родниковая).
В болоте вода.? (болотная).
В чайнике (кипячёная)
Из тучи (дождевая)
Воспитатель: Совершенно верно. Ребята, посмотрите на глобус. Это макет нашей Земли в маленьком размере, на нем много голубого и белого цвета. Вы знаете уже, что это вода. Кажется, что на нашей планете много воды, но почти всё это моря и океаны, а как мы выяснили, в них вода солёная, которую пить нельзя. А вот пресной мало. Если её мало, что нужно с ней делать?
Дети: Экономить. Беречь.
Воспитатель: Да, воду нужно экономить. Как мы можем ее экономить?
Дети: Закрывать краны, брать столько воды, сколько нужно, оберегать её.
Воспитатель: А от чего оберегать?
Дети: От загрязнений.
Воспитатель: Да, верно. Нельзя бросать мусор в водоёмы или выливать различные химикаты. Вода будет отравлена. А если она отравлена, погибнут рыбы, заразятся животные.
Воспитатель: Вода обладает чудесными свойствами. Вода – это настоящая волшебница. Она умеет превращаться и изменятся.
Во что превращается Капелька воды?
(воспитатель обращает внимание на иллюстрации)
Воспитатель: Правильно, в природе вода может быть в виде льда, дождя, града, пара.
Ребята, давайте посмотрим, как путешествуют капельки воды в природе.
Небо закрывают тяжелые темные тучи, из них идет дождь. Через некоторое время дождь прекращается и мокрые от дождя предметы высыхают. Говорят, вода испарилась. Вода испаряется с поверхности земли и водоемов, но также она испаряется и с растений. Чем сильнее греет солнце, тем сильнее идет испарение. Испарение происходит постоянно. Испарившаяся вода переходит в невидимый пар и смешивается с воздухом, поднимается вверх. Там на верху пар встречается с холодным воздухом и превращается в капельки воды. Капельки воды образуют облака, которые постепенно увеличиваются и превращаются в тучи. Когда капельки становятся тяжелыми и крупными туча не может их удержать, и они возвращаются дождем или зимой снегом на землю. А затем опять под воздействием солнечных лучей вода нагревается и испаряется, то есть проходит опять такой же путь. Это и есть круговорот воды в природе, и он никогда не прекращается.
А теперь я приглашаю вас немного поиграть. Для этого вы должны превратиться в капелек.
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
Воспитатель: Ребята, я буду вашей мамой - Тучей. А вы все моими капельками.
(Включается музыка дождя).
Капельки полетели путешествовать на землю (Дети рыгают, бегают, играют свободно по всему залу).
Воспитатель: Но вот им стало скучно прыгать поодиночке, собрались они попарно и потекли маленькими веселыми ручейками. (музыка ручейка).
Дети соединяются парами и составляют ручейки.
Воспитатель: Встретились ручейки и стали большой рекой.
(Смена музыки. Музыка реки)
Капельки соединяются в одну цепочку.
Воспитатель: Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой пребольшой океан.
(Смена музыки. Музыка океана).
Дети перестраиваются в хоровод и кружатся по кругу, затем приседают.
Воспитатель: Плавали они плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама –Тучка наказывала домой вернуться, а тут как раз солнышко пригрело (Показываю солнышко). Стали капельки легкими, потянулись вверх.
Присевшие дети поднимаются, а затем вытягивают руки вверх.
Воспитатель: испарились они под лучами солнышка и вернулись к маме – Тучке.
Капельки подходят к маме – Тучке и она их обнимает.
Воспитатель: Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались, теперь со мной побудьте. Я без вас соскучилась.
Воспитатель: Ребята, сегодня на электронную почту нашего Петровского детского сада пришло письмо для детей старшей группы. А от кого это письмо, мы сейчас узнаем (зачитывает письмо) : «Здравствуйте, ребята! На речке, где я живу со своими друзьями, стало происходить что-то странное! Помогите, пожалуйста, разобраться:
Что случилось с нашей речкой!
Было чудное местечко,
А теперь здесь вонь и грязь
В речке стало душно, гадко,
Рыбкам жить теперь не сладко.
Грязь прилипла к плавникам,
Стало трудно плавать нам.
Я прошу вас, помогите
Бедным жителям реки!
А добро я долго помню,
Все желания исполню.
А чтоб вы смогли быстрее нам помочь, я отправляю вам образец воды из нашей речки. Подпись: Золотая Рыбка.
Воспитатель: Ребята, поможем Золотой Рыбке?
Воспитатель: Для того чтобы нам помочь рыбке и во всем разобраться, мы с вами отправимся лабораторию. А что такое лаборатория?
Дети: Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.
Воспитатель: А для того, чтоб нам пройти в нашу лабораторию и провести свои научные исследования, нам нужно надеть специальную одежду. А для чего в лаборатории нужна специальная одежда?
Дети: Там везде очень чисто и нет грязных микробов.
Воспитатель: Итак, занимайте свои рабочие места, если все готовы начать. А прежде чем приступить к исследованию, вспомним правила поведения в лаборатории.
Не шуметь - этим мы мешаем другим.
Аккуратно обращаться с посудой.
Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.
Нужно слушаться воспитателя.
Внимательно следить за результатом опыта.
Все свои выводы мы будем отмечать на доске картинками-схемами, чтоб ничего не пропустить и все увидеть.
Опыт№1 У воды нет запаха
Ребята, подойдите к первому столу. На столе стоят стаканы, посмотрите, и скажите, с чем они?
Дети: С водой.
Воспитатель: Возьмите стакан с водой, как вы считаете, есть ли у воды запах? И как можно узнать?
Дети: Понюхать. У воды нет запаха.
Отмечаем результаты опыта схемой-картинкой (картинка)
Воспитатель: Правильно, у воды нет запаха.
Опыт№2 У воды нет вкуса. .
А как узнать, есть ли вкус у воды, и как можно узнать?
Дети: Попробовать. У воды нет вкуса.
Воспитатель: Мы с вами выяснили, что у воды нет запаха и вкуса.
Опыт№ 3 Вода прозрачная.
А как вы считаете, есть ли цвет у воды?
Перед вами два стакана и две ложки, один с водой, а другой с чем?
Дети: С молоком.
Воспитатель: А какого оно цвета?
Дети: Белого.
Воспитатель: Возьмите одну ложку, опустите в стакан с молоком, другую в стакан с водой. В стакане с молоком ложку не видно, с водой мы ее видим. Так какой вывод мы сделаем?
Дети: У воды нет цвета, она бесцветная.
Воспитатель: Господа ученые, мы выяснили, что запаха, вкуса и цвета у воды нет.
Опыт № 4 «Вода растворитель?»
Воспитатель. Посмотрите, какие вещества я приготовила. Как вы думаете, что из этих веществ растворяются в воде? Какие не растворяются? Давайте проверим.
Положите в первый стакан кусок сахара. Размешайте. Что произошло с сахаром?
Добавьте ложку соли во второй стакан. Размешайте. Что произошло?
В третий стакан добавьте ложку речного песка. Размешайте. Что происходит?
Назовите вещества, которые растворились в воде? (сахар, соль, пищевой краситель)
А что не растворилось? (речной песок, масло)
Воспитатель: Ребята, вода – это растворитель для многих веществ, но как мы выяснили не для всех.
Воспитатель: Обратите внимание, на столе находится сосуд с водой, которую нам прислали. Дети внимательно рассматривают, нюхают.
Воспитатель: Ребята, какая это вода?
Дети: Грязная
Воспитатель: Как вы думаете, могут в такой воде жить речные обитатели? Что можно сделать, чтобы вода стала чистой? Правильно воду можно очистить – отфильтровать. Для этого мы возьмём воронку, положим в неё вату, салфетку и нальём воды. А пока вода фильтруется мы с вами поиграем.
Физкультминутка «Рыбка»
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть
Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывёт рыбка
Рыбка, рыбка, озорница, (Грозят пальчиком)
Мы хотим тебя поймать (Медленно сжимают ладони)
Рыбка спину изогнула, (Снова изображают, как плывёт рыбка)
Крошку хлебную взяла (Делают хватательное движение обеими руками)
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла (Снова «плывут»).
Воспитатель: Ну а тетерь давайте посмотрим, что же стало с нашей водой. Какая она стала? А можем мы сделать такой же фильтр для речки, из которой была набрана эта вода? А, давайте мы с вами сейчас туда отправимся и на месте посмотрим, что там произошло.
Все готовы в путь?
Все вместе: Мы шагаем друг за другом лесом и веселым лугом.
Воспитатель: Вот мы и добрались.
Посмотрите, вы видите, какая беда случилась с речкой. Что же здесь произошло. Как вы думаете?
Когда природу загрязняют, это называется экологической катастрофой.
Что нам делать? Как решить нашу проблему? Как мы можем помочь Золотой Рыбке и её друзьям? (Ответы детей).
Правильно, речку от мусора нужно спасти, собрать его в пакет и выбросить в мусорный контейнер. Сейчас мы это сделаем. У меня есть пакеты для мусора. Кто – то из вас будет держать пакеты, а кто – то наденет перчатки и соберет мусор.
(Дети распределяют между собой обязанности и собирают мусор в пакеты).
Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли речке, освободили ее от мусора. Когда природу загрязняют, это называется экологической катастрофой.
А вы знаете, как называют людей, которые помогают природе? Их называют экологами. Вы тоже сегодня стали юными экологами.
Слышится шум воды (аудиозапись). Слышите, ребята речка снова потекла. Как вы думаете наладится жизнь у речных обитателей?
В мире огромном,
В мире прекрасном,
В маленькой речке,
Под солнышком ясным
Рыбы и раки,
Жуки – плавуны
Просто не могут без чистой воды!
Игра: «Я» (Похвалитесь, тем, о чем узнали на занятии, чем гордитесь).
Воспитатель: Отправляемся обратно в группу. Ребята, вы сегодня хорошо поработали. Вы большие молодцы! И я верю, что вы стали большими друзьями воды и защитниками природы.
Ребята, а пока нас с вами не было опять пришло письмо от Золотой Рыбки: Большое вам спасибо от всех обитателей нашей речки! На прощание я хочу поделиться с вами одним секретом: Вода «слышит» всё, что мы ей говорим и запоминает, она обладает еще и волшебными свойствами. Я для вас приготовила волшебной воды. Возьмите стаканчики с водой и прошепчите ваши пожелания, и выпейте, вода поделиться с вами своими волшебными свойствами и наполнит вас доброй энергией и исполнит ваши желания.
Воспитатель: Разбирайте стаканчики и загадывайте желания, я думаю, что вы это сегодня заслужили!