Лучший педагог года

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей с ОНР «Край родной Кубанский — Родина моя»

Елена Турукина
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей с ОНР «Край родной Кубанский — Родина моя»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей группы компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме :

«Край родной Кубанский - Родина моя».

Цель:

- Познакомить детей как жили казаки на Кубани, с их традициями и обычаями.

- Развивать нравственные и эстетические чувства ребенка через беседы, игры, чтение загадок, пословиц и поговорок.

- Развивать умение участвовать в коллективном деле - приготовлении вареников.

Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей с ОНР „Край родной Кубанский — Родина моя“» размещена в разделах

- Обогащение словаря, повышение выразительности речи

- Воспитывать формирование умения работать аккуратно, старательно.

- Воспитывать любовь к народным традициям, воспитывать чувство уважения старшим поколениям

Задачи:

- Продолжать знакомить детей с блюдами русской национальной кухни.

- Вызвать у детей интерес к лепке съедобных кулинарных изделий из теста,

Оборудование: Куклы в национальной одежде – казак и казачка, старинные фотографии, ноутбук.

Предварительная работа: Беседы с детьми, просмотр альбомов с фотографиями с изображением казаков, рассказы воспитателя о том, как жили, чему учили в казацких семьях детей. Знакомство и заучивание пословиц, поговорок и загадок.

Ход:

Звучит казачья народная песня «На Кубани мы живем». Входит воспитатель в роли Хозяйки в костюме казачки.

Хозяйка: Как вы думаете, ребята, о чем пойдет сегодня речь? родном крае, о Кубани)

Правильно. А теперь послушайте отрывок из стихотворения:

Край родной Кубанский - Родина моя,

В этом крае выросла вся моя родня.

Дедушка в колхозе хлеборобом был

Хлебушек кубанский на полях растил

Горы и долины на Кубани есть

И моря, и нивы все не перечесть…

По морям далеким папа ходит мой

И простор широкий видит не впервой.

Говорит мой папа: Краше края нет

Дом где пахнет хлебом лучше в мире нет.

Яна Гришина

Среди просторов нашей необъятной страны есть край, где мы живем. Край где твой дом, где живет твоя семья, твои друзья, где твоя земля родная. Это и есть наша Кубань. И куда бы ты ни поехал, куда бы ты ни пошел, всегда будешь вспоминать родную Кубань. А сегодня, ребята, мы с вами отправимся в прошлое. И узнаем, как жили казаки.

Курень казачий – старое жилище.

Откроем дверь, входи смелей, дружок.

Здесь стол и лавки, значит, будет пища:

Сметана, борщ да сдобный пирожок.

Здесь колыбель, а значит, будут дети.

В казачьих семьях деток целый ряд.

А там, где дети, ярче солнце светит

А там, где дети, мир, любовь и лад.

И вот мы попали в хату наших дальних-дальних предков, курень, где живет казачья семья. (слайд 2)

Так что же такое курень? (ответы детей)

Казак всегда считался главой семьи. А чем же он занимался? (работал в поле; защищает границу от врагов) (слайд 3)

Главным богатством казака считалось оружие: сабли, копья, кинжалы и верный конь. (слайд 4)

Не зря про казака говорят: «Казаку честь-родину беречь». А вы пословицы про казака знаете?

Дети:

«Казачья смелость порушит любую крепость.»

«Казак и в беде не плачет.»

«Казаки - глаза и уши армии.» (А. Суворов).

«Казак сам голодает, а конь его сыт.»

«Хлеб да вода - казацкая еда.»

«Терпи казак - атаманом будешь.»

Молодцы, ребята, много пословиц про казаков запомнили.

Как же называли жену казака? (Казачка) (слайд 5)

Казак на службе, а казачка по дому хлопочет. Что же делает она? (Ходит на колодец – носит воду на коромысле; за скотиной ухаживает (корова, куры, утки ….); готовит еду, печет хлеб и т. д. ; за детьми смотрит. (слайд 6)

Да, казачки всегда много и вкусно готовили. А в чем же готовили в те времена еду?

А готовили в чугуне, он тяжелый, чугунный, а каша в нем вкусная. (слайд 7)

Холодильников в те времена не было, в чем же молоко хранили, чтоб не скисло? (Глиняный сосуд, который называется глэчик). (слайд 8)

Для того чтоб испечь пироги, необходимо замесить тесто. Кто знает, как называлась посуда, в которой замешивали тесто? (Макитра-это большой горшок из глины) (слайд 9)

Физкультминутка «Замесим тесто»

Ой, ладошки-ладушки.

Мы печём оладушки (хлопки ладонями)

Замешиваем тесто,

А тесту в миске тесно (имитируют замешивание теста)

Тесто выпало на стол,

Тесто шлёпнулось на пол (присели)

Тесто убежало

Начинай сначала. (лёгкий бег на месте)

Готовилась еда в чугунках, а на стол ставили посуду из глины, ели деревянными ложками. Вся семья ела из одной посудины, но обязательно первыми за стол садились старики. Посуда была расписана разными цветами и узорами. (слайд 10)

Одним из главных украшений в куренях были кровати: покрывала, пуховые одеяла – шила сама казачка, верх отделывала цветными лоскутками (лоскутное одеяло, и обязательно на кроватях возвышалась целая гора подушек под ажурными накидками. (слайд 11)

Во что одевались казаки? (Бурка, шаровары, рубаха, бешмет, папаха). А казачки? (Пышные юбки, кофты, фартуки, шали….) Одежда была самотканая, значит само сшитая, расшитая разными узорами. (слайд 12)

Хранили одежду в сундуках, а гладили при помощи каталки и рубеля (слайд 13)

И вот вам задание: Нужно одеть в костюмы казака и казачку (куклы с набором вырезной бумажной одежды, современной и казачьей)

Дидактическая /игра «Одень казака и казачку в костюм»

В каждой казачьей хате самое главное - это печь. На дворе трещит мороз, воет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. Русская печь не только отапливала жильё, в ней готовили пищу, пекли хлеб, варили квас, сушили продукты и одежду. А летом чтобы в хате не было жарко готовили на дворе. Там тоже было сложена печь. Приготовленные в русской печи кушанья особенно вкусные и ароматные. (слайд 14)

В русской печи можно приготовить много разных блюд, и поэтому не зря говорили: «Всё, что в печи,- на стол мечи».

А еще есть много пословиц, поговорок и загадок про русскую печку:

«У холодной печи не согреешься.»

«Мала печка, да тепленька.»

«Печь нам – мать родная»,

«У печи всё красное лето»

«Хлебом не корми, только с печи не гони.»

Попало наше тесто

В горячее место.

Попало —

Не пропало,

Румяной булкой стало. (печь)

Дрова кушает,

Зубов не имеет,

Телом своим,

Весь дом греет! (печь)

Правильно, это загадки про печь кормилицу.

Казаки гостеприимные и хлебосольные, а еще они верили в Бога, и поэтому в каждом курене в «красном» углу висела икона. А по праздникам и воскресеньям они всей семьей ходили в церковь. По воскресеньям и в праздник казачка готовила особое угощение. Давайте вспомним что же готовила казачка?

Дети: Лапшу, борщ, уху, студень, узвар-компот из сухофруктов, домашний хлеб, пироги, лепили вареники.

А где пироги, там и чай обязательно. И чай пили конечно – же из ….

Дети: Самовара (слайд 15)

Вот и мы сейчас заварим настоящий казачий чай и налепим вареников. Но сначала разомнем наши пальчики:

Пальчиковая игра «Мы вареники лепили»

(Дети выполняют движения, в соответствии слов)

Мы просеяли муку,

А потом стакан воды,

В мисочку налили,

И туда яичко вбили,

Чуть-чуть посолили.

Тесто замесили.

Скалкой тесто раскатали,

И кружочки делать стали.

Нет! Мы вовсе не шалили, —

Мы вареники лепили!

Вместе с детьми лепим вареники (Объяснение как лепить вареники)

Наши вареники готовы, отправляем их вариться. А сами поиграем.

Вы много интересно знаете о быте и традициях казаков. Узнали много новых слов. Вот сейчас и проверим как вы их запомнили. Я буду описываю предмет, а вы будете его назвать. Готовы?

- Дом, в котором жили наши предки (курень)

- В чем не прокиснет молоко? (глэчик)

- Чем гладила белье казачка? (рубель и каталка)

- В чем замешивали тесто? (в макитре)

- Откуда приносили воду? (колодца)

- Чай пили только из …. (самовара)

- Вкусную кашу варили в тяжелом …. (чугун)

- Дорогих гостей встречали вкусным …. (караваем)

Молодцы! Пока мы играли наши вареники сварились, приглашайте гостей за стол. (слайд 16)

Дети: Милости просим гости дорогие!

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Гуково — моя малая Родина» в старшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Гуково — моя малая Родина» в старшей группе «Гуково — моя малая Родина». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе для детей с ЗПР «Овощи»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе для детей с ЗПР «Овощи» Тема: "Овощи" Цель: Уточнить и систематизировать знания детей об овощах. ЗадачиОбразовательные: Обогащать и уточнять словарь по теме. Упражнять.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей 3–4 лет «О животных»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей 3–4 лет «О животных» Цель: Закреплять знания и представления детей о животных Задачи: Учить различать диких и домашних животных; Узнавать, называть их детенышей;.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Деревья» для детей 5–7 летКонспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Деревья» для детей 5–7 лет Тема"Деревья" Цели: Образовательная: закрепить знания детей о деревьях,как представителях флоры Земли,их красоте и пользе. Воспитательная:.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей с ОВЗ «Цветы»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей с ОВЗ «Цветы» Цель: Формировать знания детей о цветах. Задачи: Образовательные: - Познакомить детей со строением цветка (стебель, листья, цветок). Расширить.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей с ОВЗ «Весна-красна»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей с ОВЗ «Весна-красна» Цель: Формировать знания детей о признаках весны. Задачи: Образовательные: -Расширить знания детей о природных явлениях весной (бегут ручьи,.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Почва и подземные обитатели» для детей подготовительной группы Конспект НОД по «Ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе» на тему «Почва и подземные обитатели» Цель: Расширять.

Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром по лексической теме «Дикие животные и их детеныш» для детей с ЗПРКонспект ОД по ознакомлению с окружающим миром по лексической теме «Дикие животные и их детеныш» для детей с ЗПР Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром по лексической теме «Дикие животные и их детеныш» для детей с ЗПР Цель: формирование у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей с ОНР «Край родной Кубанский — Родина моя»
Опубликовано: 27 мая 2024 в 19:56
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей с ОНР «Край родной Кубанский — Родина моя»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Турукина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД