Папки-передвижки

Конспект НОД по Ознакомлению с окружающей действительностью в старшей группе «Народная кукла»

галина рочева
Конспект НОД по Ознакомлению с окружающей действительностью в старшей группе «Народная кукла»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Народная кукла»

Рочева Галина Юрьевна

Воспитатель первой категории

п. Каратайка

2016 год

Цель: Познакомить детей с традиционными куклами разных народов; их возникновением и назначением, определить общие черты, объединяющие все народы. Выяснить с детьми, что одежда каждой национальности имеет свои отличительные особенности.

Задачи.

Образовательные:

- развитие связной речи – вовлекать детей в разговор;

Публикация «Конспект НОД по Ознакомлению с окружающей действительностью в старшей группе „Народная кукла“» размещена в разделах

- формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения;

- знакомить с бытом, культурой и традициями разных народов.

- расширять словарный запас детей.

Развивающие:

- развивать интерес к старинным игрушкам других народов;

- способствовать формированию толерантности;

- развивать внимание, память;

- развивать общие познавательные способности детей.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и уважительное отношение к людям другой национальности, к особенностям других культур;

- укреплять желание познавать окружающий мир;

- воспитывать культуру общения,

- воспитывать бережное отношение к игрушкам сделанными руками человека.

Активизировать словарь: перевертыш, Акань, безликие, обрядовые, обереговые, бахрома, нагрудник, кокошник.

Материал и оборудование: ноутбук, проектор, экран, кукла Перевертыш в коми и русском народном костюме, разные тряпичные куклы, женский коми костюм, нарисованные на А4, контуры кокошников на каждого ребенка.

Ход занятия.

Дети сидят полукругом на стульчиках.

1 часть. Вводная. (3-5 мин.)

Воспитатель. Чем вы играете в группе, дома? (игрушками) А, откуда они у вас? (ответы детей). Вам, ребятки, игрушки покупают, а раньше, когда наши бабушки были маленькими, такой возможности купить не было. Как вы думаете, во что тогда играли дети? (ответы детей) Правильно, игрушки взрослые мастерили для своих детей сами.

Воспитатель. Посмотрите, какая красавица к нам в гости пришла! Кто это?

Дети. Куколка.

Воспитатель. А давайте мы с ней познакомимся и поздороваемся. Когда люди знакомятся, что они друг другу говорят? (они говорят, как их зовут)

Воспитатель. Здравствуй куколка, меня зовут Галина Юрьевна. Давайте и вы с ней поздороваетесь. Будем передавать ее друг другу и называть свои имена. (дети передают куклу друг другу и называют свои имена)

Воспитатель. Ребята наша гостья необычная куколка, называется она Перевертыш. А почему ее так назвали и зачем, она к нам пришла, мы сегодня и узнаем.

- Может вы сами, догадаетесь, откуда такое название у куклы? (ответы детей)

Воспитатель. Перевертыш, Вертушка. Она содержит в себе две головы, четыре руки, две юбки. Секрет в том, что когда видна одна часть куклы, то вторая скрыта под юбкой. Если куклу перевернуть, то вторая сторона откроется, а первая закроется. Теперь вы знаете, почему ее назвали Перевертыш.

- А зачем она к нам пришла? (ответы детей)

- Наша куколка пришла к нам с просьбой. Как вы думаете, с какой просьбой? У нашей гостьи 2 стороны, 2 части, 2 куклы в разных национальных костюмах. Хотите узнать, как их зовут? (да)

(Показ 1 слайда)

- Кукла в русском народном костюме – это Марьюшка, что означает «госпожа», а куклу в коми костюме называют Акань. В переводе с коми языка Акань – это кукла. Давайте вместе повторим их имена (дети вместе проговаривают имена) Вышел спор у куколок, кто из них красивее, да наряднее и нужнее для людей. Вот и просят они, чтобы вы их рассудили по справедливости. Поможем разрешить спор кукол?

Дети. Да.

2 часть. Основная (10-15 мин.)

Воспитатель.

- Для того, чтобы нам разрешить спор кукол надо побольше узнать про самих кукол. Делали их из разных материалов: шили из ткани, плели из соломы, скручивали из бересты, лепили из глины (показ 2 слайда) Куклы были игровые, обрядовые и обереговые. Такими куклами играли ваши бабушки, когда были такими же, как вы сейчас. Они их качали, кормили, укладывали спать и пели им колыбельные.

- А как вы играете со своими куклами? (ответы детей). Ваши куклы отличаются от кукол, которыми играли ваши бабушки? если да, то чем? (сшиты из ткани своими руками, наши куклы с нарисованными лицами).

- Куклу делали с большим старанием : по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Куклу наряжали в народный костюм, но лица не рисовали. Такие куклы назывались «безликими». По народным поверьям, кукла с лицом как бы приобретала душу и могла навредить ребенку.

- В нашем Ненецком Автономном округе живут и работают люди разных национальностей. Какие вы знаете национальности? (ненцы, коми, русские) Правильно. У каждого народа есть своя национальная кукла, которая может многое рассказать о своем народе. Вот поэтому мы с вами и знакомимся с куколками разных народов, чтобы узнать, как раньше жили, одевались люди разных национальностей. Чем они занимались.

А теперь представьте себе, что вы стали игрушками.

Вы на месте повернитесь и в игрушки превратитесь.

Физкультминутка «Мои любимые игрушки»

Вот большая пирамидка (потянуться вверх)

И веселый звонкий мяч (прыжки на месте)

Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)

Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)

Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)

Начинают все играть (изобразить любое движение)

Поднимает кукла руки,

Вверх-вниз, вверх-вниз! (поднимать и опускать руки вверх)

А потом она танцует,

Покружись, покружись! (повороты вокруг себя)

После танца всем ребятам

Поклонись, поклонись! (наклоны вперед)

- А теперь вы повернитесь, и в ребяток превратитесь.

(Все садятся на свои места).

- Давайте рассмотрим наших куколок. И поможем им разобраться в их споре, найдем сходства и различия.

- Одна кукла в русском национальном костюме, а другая, в костюме народа коми (показ 3 слайда)

- Чем, похожи куколки друг на друга? (ответы детей)

-Если мы внимательно посмотрим, то увидим, что в их костюмах, и во внешности есть различия.

- Давайте рассмотрим сарафан.

- У обеих кукол есть сарафаны. Чем отличаются сарафаны? (цветом)

- Сарафаны отличаются цветом, а еще материалом, из которого они сшиты. У коми сарафана спереди завязочка, по подолу бахрома. Сарафан держится на лямочках, как и у русского костюма (показ 4 слайда).

- Чем похожи рубашки? (длинные рукава) Отличаются? (по цвету, узору)

- Отличие в том, что коми рубашка состоит из двух частей. Верхняя часть нарядная – шьется из дорогой ткани, нижняя часть – из ситца. Воротник – стойка, украшается вышитой тесьмой и застегивается на 2 пуговицы (показ 4 слайда)

- Передник (фартук) есть только у коми костюма. Он сшит без нагрудника. Носят его коми женщины поверх сарафана, по подолу пришита бахрома, обязательно черного цвета (слайд 6).

- А еще у коми народа на костюме обязательно был пояс. Его носили как женщины, так и мужчины. Пояса были оберегами и украшениями.

- Головные уборы у коми женщин и русских почти одинаковые. Традиции тоже похожи. Девушки носили длинные волосы и заплетали одну косу. В косу вплетали яркую атласную ленту. Но только коми девушки еще делали полоску ткани или платок в виде ленты и повязывали вокруг головы (слайд 7). Когда девушки выходили замуж, они заплетали уже две косы, только коми женщины укладывали их вокруг головы, а потом надевали сверху кокошник (слайд 8).

- Ну и какая женщина, и девушка, русская или коми не любит украшения? Они носили сразу по несколько бус, серебряные, золотые цепочки и сережки.

- Вот такие костюмы носили раньше русские женщины, и носят сейчас коми женщины. А, девочки, играя со своими куклами, наряжали их, глядя на своих мам и бабушек (слайда 9).

- Скажите, красивый наряд у Марьюшки? (да)

- А у Акань понравился наряд? (понравился)

3 часть. Итоговая (3-5 мин.)

Воспитатель. Кукла многое может рассказать о народе, его характере, образе жизни и одежде. Наша кукла Перевертыш сегодня нам помогла вспомнить много интересного о народах севера. Каких?

Дети. О русском народе и коми. Как они одевались, как жили, как играли.

- Правильно. А, что мы скажем нашей кукле про спор, кто из них красивее, наряднее и нужнее людям?

Дети. Обе куклы красивые, нарядные и нужные для своего народа.

Воспитатель. Вам понравилось занятие? Что вам больше всего понравилось?

На следующих занятиях мы узнаем про другие народности, которые живут в нашем округе. А сейчас давайте попрощаемся с куколкой. Куколка хочет подарить вам на память кокошники, но украсить вы их должны сами.

(Кокошники нарисованы на листе А4, дети раскрашивают, или украшают сами, затем вырезают).

Публикации по теме:

Игра, как средство ознакомления с окружающей действительностью МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №2 КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ на тему: «Игра, как средство активизации познавательной деятельности дошкольников.

Конспект НОД по ФЭМП и ознакомлению с окружающей средой «Зимующие птицы» Конспект НОД по образовательной области «Познание» (ФЭМП + ознакомление с окружающей средой) на тему: «Зимующие птицы нашего города» Воспитатель:.

Конспект НОД по ручному труду «Народная игрушка «Кукла-мотанка»Конспект НОД по ручному труду «Народная игрушка «Кукла-мотанка» Цель занятия: • Ознакомить детей с историей развития кукол оберегов и изготовить русскую береговую куклу на основе традиционной технологии.

Конспект по ознакомлению с окружающей действительностью для средней группы «Как хлеб к нам на стол пришел»Конспект по ознакомлению с окружающей действительностью для средней группы «Как хлеб к нам на стол пришел» задачи: познакомить с процессом выращивания пшеницы. Расширять и обогащать знания о хлебе, его изготовлении. Познакомить с профессией пекаря.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Русская народная сказка «Мужик и медведь» Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Русская народная сказка «Мужик и медведь». Автор: Сычева.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающей и социальной действительностью «Путешествие в театр» для детей старшей группы Тема: «Путешествие в театр». Возраст: 5-6 лет (старшая группа) Цель: формировать интерес к театру. Задачи: • формировать у детей представление.

Конспект занятия в младшей группе по ознакомлению с окружающей средой «На прогулке». Образовательные области: познание, художественное творчество, социализация. Программное содержание: 1. Закреплять знания об осени, свойствах.

Конспект занятия в старшей группе по художественно-эстетическому развитию «Ярославская народная кукла наших прабабушек» Конспект интегрированного занятия в старшей группе (5 лет). Тема «Ярославская народная кукла наших прабабушек». Основная образовательная.

Мастер-класс для воспитателей и родителей «Народная тряпичная кукла «Кукла счастья»Мастер-класс для воспитателей и родителей «Народная тряпичная кукла «Кукла счастья» Уважаемые коллеги! Приближается праздник "Светлой пасхи". По старинному русскому обычаю в этот праздник принято дарить подарки сделанными.

Занятие по ознакомлению с окружающей действительностью на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны». Занятие по ознакомлению с окружающей действительностью на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны». Цель: Обратить внимание ребёнка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по Ознакомлению с окружающей действительностью в старшей группе «Народная кукла»
Опубликовано: 5 ноября 2017 в 18:45
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по Ознакомлению с окружающей действительностью в старшей группе «Народная кукла»» (включая файлы) размещена пользователем галина рочева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД