Надежда Иванина
Конспект комплексного занятия с элементами экспериментирования в подготовительной группе на тему: «День воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Дать детям представление о физических свойствах воздуха
с использованием технологий развивающего обучения.
Задачи: Закрепить понятие «воздух» как часть неживой природы
-объяснить свойства воздуха и его роль в жизни человека;
-поддерживать у детей инициативу, пытливость,
активность в познавательно-исследовательской и других
видах деятельности для развития физических,
личностных и интеллектуальных качеств ребенка;
-развивать личный познавательный опыт детей;
Публикация «Конспект комплексного занятия с элементами экспериментирования в подготовительной группе на тему: „День воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
-воспитывать интерес детей и бережное отношение к
природе;
-расширять словарный запас детей.
-проведение опытов;
-наблюдения за ветром на прогулке.
Продуктивная деятельность
-конструирование вертушек для игры с ветром на прогулке.
Интеграция образовательных областей;
-познание;
-коммуникация;
-художественное творчество.
Виды детской деятельности;
-познавательно-исследовательская;
-игровая;
-продуктивная.
Технологии;
-исследовательской деятельности;
-познавательно-исследовательской деятельности;
-здоровье сберегающая деятельность;
-игровая;
-личностно-ориентированная.
Материалы:
-иллюстрации земли, окруженной атмосферой;
-фонограмма «Шум дождя»;
-карточки с ребусом;
-банка с длинным горлышком;
-глубокий таз;
- сосуд с горячей водой;
-большая монета;
-лист цветной бумаги А-4 на каждого ребенка;
-бумажная змейка на каждого ребенка;
-по 2 баночки с запахами на каждого ребенка.
Словарная работа:
-атмосфера;
-перегрев;
- переохлаждение.
Цель: Дать детям представление о физических свойствах воздуха
с использованием технологий развивающего обучения.
Задачи: Закрепить понятие «воздух» как часть неживой природы
-объяснить свойства воздуха и его роль в жизни человека;
-поддерживать у детей инициативу, пытливость,
активность в познавательно-исследовательской и других
видах деятельности для развития физических,
личностных и интеллектуальных качеств ребенка;
-развивать личный познавательный опыт детей;
-воспитывать интерес детей и бережное отношение к
природе;
-расширять словарный запас детей.
Познавательно-исследовательская деятельность:
-проведение опытов;
-наблюдения за ветром на прогулке.
Продуктивная деятельность;
-конструирование вертушек для игры с ветром на прогулке.
Интеграция образовательных областей;
-познание;
-коммуникация;
-художественное творчество.
Виды детской деятельности;
-познавательно-исследовательская;
-игровая;
-продуктивная.
Технологии;
-исследовательской деятельности;
-познавательно-исследовательской деятельности;
-здоровье сберегающая деятельность;
-игровая;
-личностно-ориентированная.
Материалы:
-иллюстрации земли, окруженной атмосферой;
-фонограмма «Шум дождя»;
-карточки с ребусом;
-банка с длинным горлышком;
-глубокий таз;
- сосуд с горячей водой;
-большая монета;
-лист цветной бумаги А-4 на каждого ребенка;
-бумажная змейка на каждого ребенка;
-по 2 баночки с запахами на каждого ребенка.
Словарная работа:
-атмосфера;
-перегрев;
- переохлаждение.
Рефлексия;
-на прогулке дети играют с вертушками;
-вдыхают воздух через нос и выдыхают через рот.
Ход. Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку:
Непоседа невидимка
Над полями гонит дымку
Низко вьется над травой,
Носит запах луговой,
Нежный часто он бывает,
Но порой и с ног сбивает.
Нынче там он, завтра-тут…
Как, скажи его зовут.
Ответы детей (Воздух).
Воспитатель: Правильно ребята. Это воздух.
Давайте представим, что наша группа превратилась в научную лабораторию. В лаборатории проводятся опыты, узнают много нового и интересного. Сегодня в лаборатории мы будем изучать свойства одного вещества, название которого вы должны отгадать.
На карточке наклеены картинки, по первым буквам нужно отгадать слово.
Воспитатель: Правильно, сегодня мы будем говорить о воздухе
Через нос проходит в грудь,
А потом обратно в путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем.
Дети Воздухом дышит человек, растения, животные, птицы- все живое на земле.
Воспитатель: Почему он невидимый? Ответы детей (он прозрачный)
-Как его за это называют? (невидимым)
-А где он находится? (ответы детей)
Воспитатель: Да он везде: в нашей группе, между полом и потолком, между мебелью. Он на улице, в поле, в лесу и в нас самих.
-А чем вы вдыхаете воздух? (носом)
-А чем вы выдыхаете? (через рот)
Опыт №1
-А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса? (без вкуса)
-А теперь вдохните воздух носом. Какого он запаха? (он без запаха)
Чистый воздух – без вкуса и запаха.
Опыт №2 Чем пахнет воздух?
Воспитатель: Чем может пахнуть воздух?
Дети Яблоками, если в сад пришла осень, дымом от костра, пирожками, когда на кухне хлопочет бабушка.
Воспитатель: Но мы с вами уже выяснили, что воздух не имеет собственного запаха. Абсолютно чистый воздух, ни чем не пахнет, Запах ему придают другие вещества.
Хотите убедиться в том, что воздух действительно присваивает запахи различных веществ? Тогда возьмите баночку №1. Откройте ее и скажите, что в ней хранилось?
Дети – Апельсины.
Воспитатель: Откройте баночку № 2, что было в этой банке?
Дети – В этой банке хранился чеснок.
Воспитатель – О каком свойстве воздуха можно сказать?
Дети – Воздух может присваивать запахи разных веществ.
Физкультминутка
Ветер тихо клен качает
Вправо-влево наклоняет
Раз наклон, два наклон –
Зашумел листвою он.
Дети выполняют движения согласно тексту.
Опыт №3 Апельсин
Знают все, и даже дети,
Что умеют плавать утки,
Что умеют плавать лодки
И большие корабли.
Ну, а если кто на свете,
Кто хотя бы мог подумать,
Что умеет даже очень вкусный апельсин?
А не верите - проверьте.
Для проведения эксперимента нам понадобится два апельсина, банка с водой. Берем один апельсин и опускаем его в банку с водой и смотрим, что происходит – апельсин не утонул, а плавает на поверхности воды.
-А теперь возьмем второй апельсин, очистим его от кожуры и тоже опустим в банку с водой. Очищенный апельсин опустился на дно банки – утонул
Вывод: Кожура апельсина содержит много пустот с воздухом, поэтому апельсин в кожуре не утонул. Воздух легче воды. Пузырьки воздуха в кожуре апельсина делают его более легким и плавучим.
Динамическая пауза
Дети разбиваются на пары – один ребенок кукла, другой – насос. Кукла вяло сидит на полу. Насос со звуком «с-с-с» «накачивает» куклу. Она выпрямляется, встает в полный рост. Насос нажимает кукле на кнопку на груди – кукла со звуком «ш-ш-ш» сдувается и переходит в исходное положение. Дети меняются ролями.
Фонограмма «Шум дождя и грома «
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, участвует ли воздух в образовании грома? Узнать это нам поможет следующий опыт
Опыт №4 Подпрыгивающая монета
Для этого опыта нам нужно поставить банку с длинным горлышком в глубокий таз. Намочить ободок горлышка и положить сверху большую монету, которая полностью закроет горлышко. Налить в таз теплой воды.
- Что происходит с монетой? (она подпрыгивает)
-Как вы думаете, почему монета подпрыгивает? (ответы детей)
Воспитатель – Потому что воздух в бутылке нагрелся и выталкивает монету вверх.
При грозе молния нагревает воздух вокруг себя. Воздух расширяется так быстро, что производит громкие хлопки. Это и есть раскаты грома.
Опыт №5 Извивающаяся змейка.
Воспитатель: У вас на столе лежат бумажные кружочки, сейчас нужно разрезать кружок по спирали, сделать бумажную змейку.
- Подвесьте их. Что мы видим, они спокойно висят
Беру свою змейку и держу её над обогревателем
- Почему моя змейка вертится, а ваши нет? (ответы детей)
-Потому, что над обогревателе воздух теплее. Он поднимается вверх и заставляет змейку вертеться.
-В природе солнце нагревает воздух, он поднимается вверх, а холодный – устремляется на его место. Этот поток воздуха и образует ветер.
Воспитатель- А сейчас я вам расскажу сказку о ветре и воздухе.
В небольшом домике жил воздух. Был он домосед, и никуда не ходил гулять. Когда у воздуха было хорошее настроение, то в домике пахло яблочными пирогами, когда плохое – подгорелой кашей, а когда воздуху нездоровилось – лекарствами. Однажды вечером услышал воздух, как кто-то на крыше шумит и протяжно воет в трубу «у-у-у». Страшно стало воздуху «Кто же это воет?» - спросил он – это я, ветер!
- А что ты воешь? – От огорчения, я вечный странник, облетел всю землю, но никто не называет меня путешественником. А мне так хочется им быть. Вот я и вою, свищу в уши, завываю в трубах – рассказываю о своих путешествиях – Как интересно, - сказал воздух, расскажи мне, где ты бывал – Я поднимал песчаные вихри в пустыне, играл с волнами в морях, качал кроны деревьев в лесах. – Неужели ты никогда не отдыхаешь? Ведь есть такие дни, когда даже листик на деревьях не шелохнется. – Это здесь не шелохнется, а в другом месте бушует ураган, и не только листья, но и деревья летят по ветру. Нет мне покоя. Всегда меня гонит мой погонщик. - А разве у тебя есть погонщик? – удивился воздух. – Конечно есть. Многие тысячелетия люди не знали, почему образуется ветер. А сейчас и дети знают, кто погонщик ветра.
Дети - Это Солнце.
Воспитатель- Ну вот наша работа в лаборатории подошла к концу. Сегодня вы узнали, что же такое воздух? Какими свойствами он обладает? Многое узнали и запомнили.
По окончании дети делают вертушки и идут с ними на прогулку.