Юлия Вахрушева
Конспект НОД с элементами экспериментирования «Путешествие в царство Снежной Королевы»
▼ Скачать + Заказать документы
Вахрушева Ю. В.
Февраль 2015г.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативная», «Речевое развитие».
Цель: Изучить свойства снега и льда.
Задачи:
1. Образовательная: Расширить знания детей о свойствах снега и льда экспериментальным способом (лед – холодный, твердый; снег – холодный, рыхлый, мягкий, липкий).
Учить сравнивать по определённым признакам, делать выводы.
Расширить и активизировать словарный запас детей (холодный, бесцветный, твердый, липкий, мягкий, рыхлый).
Публикация «Конспект НОД с элементами экспериментирования „Путешествие в царство Снежной Королевы“» размещена в разделах
- Андерсен Ханс Кристиан
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- «Снежная королева», Андерсен Х.К.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Закрепить навыки счета от 1 до 7,формировать представление о геометрических фигурах и группировка их по признаку – цвет, форма и величина.
2. Развивающая:
Развивать интерес к экспериментированию, умение сравнивать, помочь осознать причинно – следственные связи: снег и лед тают в тепле и превращаются в воду.
3. Воспитательная:
Воспитывать любовь к близким людям, дружбу между ними и товарищескую взаимопомощь.
Воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира, способность работать в коллективе.
Предварительная работа: Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Снежная Королева» «Снегурочка», «Морозко», словарная работа по содержанию сказок. Заучивание пословиц о дружбе. НОД по ознакомлению со свойствами воды и снега, экспериментирование с водой и со снегом. Совместное изготовление атрибутов: вырезание снежинок.
Демонстрационный материал: Тазики со снегом и льдом, иллюстрация портрета Снежной Королевы, «Чудесного сада», замок с принцессой и вороном, разбойницы, царство Снежной королевы. Игрушка или картина с оленем. 3 обруча, большой макет сердца с разделенными сегментами и с надписью - поговорками о дружбе. Фонограмма с завыванием вьюги. Канат.
Раздаточный материал: Геометрические фигуры: зеленые маленькие и большие 5 треугольников, синие маленькие и большие 6 кружочков и желтые маленькие и большие 7 квадратов. Маленький макет сердца с разделенными сегментами, тарелочки со снегом и со льдом на каждого ребенка, салфетки.
Планируемый результат: Узнать свойства снега и льда путем экспериментирования, научиться сравнивать их по определенным признакам и делать выводы, находить причинно – следственные связи снега и льда, научиться дружить друг с другом.
Ход совместной деятельности:
Воспитатель. Кто в окошко заглядывает? Чье лицо? (на стекле окна приклеен портрет Снежной Королевы со снежинками). Ребята, вы узнали её? Да, Снежная Королева. Посчитайте, сколько снежинок порхают слева от королевы, а затем справа. С которой стороны больше, почему?
Скажите, а кто такая Снежная Королева? Какая она? (ответы детей)
Что же случилось с мальчиком Каем?
Ребята, Снежная Королева наблюдает за нами.
Слышите, вьюга завывает. (Звучит фонограмма с завыванием вьюги).
Вьюга принесла нам два письма. Давайте их прочтем: 1-е письмо от Снежной Королевы : “Я – повелительница льда! Братец Кай среди снегов, средь холодных белых льдов. В царстве вьюги и пурги сможете его найти. Да! Сердце Кая я взяла! Чтоб сердце Кая вам собрать, осколки нужно всем искать! Когда осколки соберете, тогда и сердце вы найдете!” (Макет сердца, разделенного на сегменты-осколки.)
2-е письмо от Герды с просьбой о помощи: Мой братец Кай пропал, видно он в беду попал! Нужно в путь мне отправляться, отыскать скорее братца! Вы поможете, друзья, быть одной никак нельзя?
Ребята, Снежная Королева разбросала осколки сердца, но мы их найдем, и сердце Кая оживет! Чтоб отправится в путь, нужно разогреться. Там, где живет Снежная Королева, очень холодно. Сначала мы согреем язычок.
Артикуляционная гимнастика.
Если в сказку всем сердцем поверить, (приоткрыть рот).
В мир волшебный раскроются двери!
Вы туда без труда попадете ( удерживать широкий расслабленный язык на нижней губе: «лопаточка»).
На волшебном ковре - самолете,
На летучем большом корабле ( поднять боковые края и кончик языка: «чашечка».)
Или с Бабой Ягой на метле, (кончик узкого языка ритмично движется вправо – влево: «часики».)
И верхом на Коньке - Горбунке, ( Поцокать языком: «лошадка».)
Можно в сказку влететь на Жар – птице, (Широкий язык движется вверх – вниз: «качели».)
Можно на Колобке закатиться, (Круговые движения кончиком языка вокруг губ.)
Можно въехать, как слон на еже. (Покусать кончик языка.)
Ой! Мы, кажется в сказке уже…
Вот мы оказались в сказке.
Можем отправляться в путь.
Воспитатель: Посмотрите, мы попали в чудесный сад. (Показ иллюстрации). Он не простой, а волшебный.
Здесь всегда лето и поэтому волшебница совершенно ничего не знает о зиме. Давайте расскажем ей про снег.
Первое задание.
Словесная игра: «Доскажи словечко».
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю. (снег)
С неба всё скользят пушинки – серебристые. (снежинки).
На поселки, на лужок тихо падает … (снежок).
Вот веселье для ребят, все сильнее. (снегопад).
Словно в белый пуховик, нарядился. (снеговик).
Рядом снежная фигурка - это девочка. (снегурка).
На снегу-то, посмотри - с красной грудкой. (снегири).
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил. (снег).
Какие слова-отгадки вы назвали? Какое слово входит во все отгадки? Слово снег – мама, а остальные слова родственники.
За отличный рассказ про снег, волшебница цветочного сада отдает нам первый осколок сердца Кая, на нем написано: “Не имей сто рублей, а имей сто друзей”. Этот осколок за старание, добрый путь вам, до свидания!
Здесь мы Кая не нашли.
Наш путь лежит через тёмный, дремучий лес. Дорога ухабистая и узкая. Вот и овраг. Как нам перейти глубокий овраг? (Ответы детей.)
Мы сможем пройти по канату и не упасть. (Упражнение на равновесие – ходьба по канату).
А в царстве Снежной Королевы очень холодно! Вы не боитесь замерзнуть?
Воспитатель: Вот и мы оказались во дворце. (Показ иллюстрации с Вороном и принцессой).
Воспитатель: Во дворце живет Ученый Ворон, который любит собирать разноцветные стеклышки. Мы с вами друзья? А друзья не оставляют в беде друзей. «Добро творить – себя веселить». Поможем Ворону?
Второе задание. Нужно в синий обруч собрать все синие круглые стеклышки, в желтый – все желтые квадратные, а в зеленый – все зеленые треугольные (работа группой). Сколько круглых стеклышек собрали? Треугольных стеклышек столько же, сколько круглых? Что можно сказать о квадратных стеклышках?
Молодцы! Справились с заданием.
Вот осколок за старание с надписью «Дружба дороже денег», добрый путь вам, до свидания!
Вы готовы дальше двигаться? Тогда в путь!
Привели нас ножки прямо к маленькой разбойнице. Показ иллюстраций.
Какие же они с Гердой разные!
Третье задание.
Какая разбойница? Придется нам ее поучить.
У разбойницы есть мастерская, где она изучает разных животных, вот мы туда и отправимся.
Отгадайте загадку: Лежало одеяло,
Мягкое, белое.
Солнце напекло –
Одеяло утекло. (Снег)
Рыбам зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло. (Лед)
Вот у нас снег и лед. Для того, чтоб отправиться в царство Снежной Королевы, туда где царит пурга, метель и мороз, нам надо быть ко всему готовыми.
Опыт 1.
Какого цвета снег? (белый).
Что можно сказать о цвете льда? (Бесцветный)
Вывод: Снег – белый, а лед – бесцветный.
Опыт 2.
Возьмите по кусочку льда в одну руку, а снег – во вторую. Подержите немного. Что вы чувствуете? Замёрзла ли ладошка? Какой лёд и снег? Что происходит с предметами, когда к ним прикасается лёд? Почему? Откуда появилась вода?
Что мы говорили про снег, какой он?
Вывод: лёд холодный, замораживает всё, к чему прикасается. Лёд, как и снег, тает на тёплой ладошке.
Вывод: Снег – холодный, тает на теплой ладошке.
Опыт 3.
Дети, сожмите лёд в ладошках. Изменил ли он свою форму? Почему? Можно ли смять кусочки льда?
Что случится со снегом, если его сжать? Что можно сделать со снегом? (Лепить). Значит, снег какой? (Рыхлый, мягкий).
Вывод: лёд твёрдый.
Снег рыхлый, мягкий, липкий.
Дети, сегодня вы узнали удивительные свойства снега и льда.
Разбойница: Спасибо вам, друзья, за то, что я многое узнала о свойствах снега и льда. За ваше учение и доброту я отдам вам третий осколок сердца Кая с надписью “Добро не горит, не тонет”. Вот осколок за старание, добрый путь вам, до свидания!
Эй, олень, быстрей скачи и копытом постучи! (Стук копыт.) Помоги моим друзьям добраться до замка Снежной Королевы! Вы готовы помочь мальчику Каю? Тогда в путь! Чтоб быстрее добраться до замка мы с вами поскачем на оленях. (Показ игрушки или картины оленя).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как скачет олень? ( Отстукивание ритма ладошками по коленям: сначала медленно раз-два, а затем в быстром темпе.)
Звучит фонограмма с записью вьюги.
Снежная Королева начала сердиться, задула все свои снежинки, поднялась вьюга, северный олень устал, выбился из сил. Нам придется прошагать самим до царства. Стало холодно. Давайте согреемся.
Физминутка.
Ух, мороз! (Дети хлопают себя по плечам, пытаются согреться).
Щиплет уши (Массаж ушей).
Щиплет нос. (Массаж крыльев носа – снизу вверх).
Лезет в валенки мороз. (Массаж ног).
Не вода уже (ладони, а лед (кулаки).
Даже птице не летится. (Дети машут руками, как крыльями).
На морозе стынет птица. (Основная стойка).
Ребята, а вот и замок Снежной Королевы.
Мы у входа в царство Снежной Королевы.
Воспитатель: Сердце Кая расколдуется, если соберем все осколки сердца, которые мы получили в пути от друзей, чтобы оно стало опять горячим, добрым и нежным (дети собирают осколки сердца в целое).
Вот и четвертый осколок сердца Кая с надписью “Друга ищи, а найдешь береги”.
Кай и Герда снова вместе! В пути мы сердце Кая собрали, и чары Снежной Королевы все пропали.
Воспитатель: Были испытанья, было тяжело, но всегда помогут дружба и добро! Пусть герои сказок дарят нам тепло, пусть добро навеки побеждает зло! (Ю. Энтин.)
Вы, ребятки, молодцы. Вместе вы победили Снежную Королеву, растопили ледяное сердце Кая. Как вы думаете, что вам помогло в пути? (дружба)
Правильно. Ведь только дружба и умение работать всем вместе помогли нам освободить Кая. Теперь путь Каю открыт и он может вернуться к своей Герде. Нам тоже пора возвращаться в детский сад. Мы полетим на самолете. Завели скорее мотор у самолета и полетели. Вот уж и детский сад виден, идем на посадку.
Вот мы и в детском саду! Детки, вам понравилось спасать Кая? Трудно было? Что вам помогло в пути, чтобы преодолеть трудности? (дружба и смекалка).
Библиография:
А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, Ю. А. Акимова, И. К. Белова Здравствуй, мир! Окружающий мир дошкольников Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей Москва Баласс 2006.
О. В. Тырышкина Индивидуальные логопедические занятия старший дошкольный возраст Издательство Учитель Волгоград.
Т. А. Шорыгина Зеленые сказки Экология для малышей. -М. : Прометей; Книголюб, 2002. – 104 Развивающие сказки для детей.
Т. И. Подрезова Материал к занятиям по развитию речи, Дошкольное воспитание и развитие АЙРИС ПРЕСС АЙРИСС дидактика Москва 2006.
Т. Р. Кислова По дороге к Азбуке Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей 1 и 2 часть БАЛАСС Москва 2007.
Популярное пособие для родителей и педагогов Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки Ярославль «Академия развития» 1996
Интернет ресурсы: pakshenga/ru