Ольга Артемова
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе «Чтение сказки И. Истомина «Мышонок и олененок»
▼ Скачать + Заказать документы
Чтение сказки И. Истомина «Мышонок и олененок»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно—эстетическое развитие».
Цель: формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у детей навык построения связного монологического высказывания с опорой на мнемотаблицу;
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе „Чтение сказки И, Истомина „Мышонок и олененок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Мышь. Все о мышках для детей
- Олень. Детям про оленей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- учить пересказывать художественный текст.
Развивающие:
- расширять знания детей о животных (мышь, олень);
-развивать самостоятельную, грамматически правильную фразовую и диалогическую речи в процессе обучения рассказыванию (навык употребления имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами);
- развивать внимание, логическое мышление, память, воображение.
Воспитательные:
- воспитывать у детей доброжелательное отношение к животным;
- воспитывать у каждого ребенка умение слушать рассказы других детей, усидчивость;
- воспитывать у детей умение передавать интонации героев сказки.
Предварительная работа:
1. Чтение рассказов, сказок, стихотворений о природе Севера.
2. Рассматривание иллюстраций, картинок, альбомов о животных Севера.
3. Разучивание северных считалок, пословиц. Поговорок.
4. Занятия по изобразительной деятельности на темы о Севере.
5. Участие в конкурсе поделок из шишек «В лесу все прекрасно!»
6. Обогащение словаря детей: хоркает, копытца, обессилел, кочка, мох.
Оборудование:
1. Книга И. Истомина «Ненецкие сказки».
2. Портрет писателя.
3. Макет тундры.
4. Игрушки – оленёнок и мышонок.
5. Макет волшебной книги.
6. Ширма.
7. Диск с музыкой «В гостях у сказки», голоса: «хорканье оленя», «писк мыши».
8. Магнитная доска.
9. Интерактивная доска.
- Доброе утро, ребята! Встаньте в кружок и послушайте меня внимательно! Ребята, я знаю, что вы все любите сказки, и поэтому я хочу открыть вам одну тайну. Но для этого вначале надо отгадать загадки. Вы умеете отгадывать загадки?
-Слушайте внимательно!
В тундре он бродит большими стадами
Словно короной, красуясь рогами
Важен он в жизни полярных народов
Транспорт надежный для дальних походов (Северный олень)
-Где живет олень? (на севере, в тундре).
-Покажите, как ходит по тундре олень.
-А вот вторая загадка:
Что за серенький зверек,
Хвостик длинный, как шнурок,
Только кошку увидал
Сразу в норку убежал? (мышка)
-Правильно, а где живут мышата? (Живут и под полом в домах, и в лесу, и в тундре).
-А сейчас закройте все глаза и узнайте, чей это голос:
Включается аудиозапись «Хорканье оленя»
-Это хоркал олень.
-Да, это хоркал большой олень, а как мы назовем маленького, детеныша оленя? (олененок).
-Вот он какой (убираю ширму, показываю игрушку оленёнка на макете «тундра»).
-Вам нравится оленёнок?
-Какой он? (красивый, стройный).
-Как он бегает по тундре? (Быстро).
-Сколько у него ножек?
-А это что? (Копытца).
-На что похожи рожки? (На веточки дерева).
-Закройте ещё раз глазки и послушайте, чей это голосок:
Включается аудиозапись «писк мыши»
-Кто пищал? (Мышонок).
-Где же он? Вот он где спрятался под мхом за кочкой!
-Ребята, посмотрите, на что показывает моя волшебная палочка, и назовите, что это у мышонка? (Уши).
- А ласково? (ушки,
• Глаза - глазки,
• Лапы - лапки.
• Хвост - хвостик
• Голова – головка
• Нос – носик
• Усы - усики
-Когда мышонок быстро скрывается во мху или прячется за кочку, про него говорят «юркнул». Повторим слово. (Показываю, как прячется мышонок, дети повторяют, 2-3 раза).
-Кто больше, мышонок или оленёнок?
• Правильно, посмотрите, по сравнению с маленьким мышонком олененок кажется очень большим, великаном.
-Хотите поиграть?
- Я скажу – «мышонок» – вы присядете - юркните и будете маленькими, маленькими, спрячьте руками глаза, а когда я скажу «олененок», вы станете большими, великанами, покажете рожки веточки.
-Молодцы! Ну, наконец – то, я вам открою тайну, которую обещала: вот волшебная книга «Ненецкие сказки» (показываю макет, ее написал писатель Иван Истомин, он тоже жил на Севере и очень любил свой край, а детям говорил: «Без сказок скучно жить на свете. Люди придумали их для детей, чтобы дети знали и любили родной край, учились быть добрыми и умными».
- Как только я открою волшебную книгу, мы сразу окажемся в сказке и узнаем, как однажды играли олененок и мышонок в тундре.
-Хотите очутиться в сказке? (Звучит музыка «В гостях у сказки»).
-Ребята, а мышонка и оленёнка возьмём с собой?
-Проходите, пожалуйста, тихо-тихо! Присаживайтесь! (Дети проходят через макет книги, усаживаются).
-А вот и настоящая книга, которую написал Иван Григорьевич Истомин, а это его портрет. Дети любят его сказки и называют дедушка Иван.
-Чтение сказки.
-Понравилась сказка?
-Посмотрите внимательно на иллюстрацию в книге, кто встретился в тундре?
(мышонок и оленёнок).
-Мышонок и Олененок будут очень довольны, если вы ответите на вопросы:
1. Почему мышонок еле успевал гнаться за оленёнком? (У оленёнка ноги больше, чем у мышонка).
2. В какую игру предложил поиграть мышонок? (В прятки).
3. Как он сказал? (Давай в прятки играть)
4. Кто первый спрятался? (Оленёнок).
5. Расскажите и покажите, что делал мышонок, пока олененок пряталкя?
-Долго искал мышонок оленёнка, но найти не мог. Наконец обессилел совсем.
6. Ребята, что значит обессилел? (Устал).
7. Что придумал мышонок, чтобы найти оленёнка? (Обхитрить оленёнка).
-Давайте вместе крикнем Олененку, как мышонок : «Ты сам спрятался неплохо, а молодые рога видать».
-Вскочил Олененок, чтобы рога спрятать, тут его мышонок и увидел.
8. А почему оленёнок не нашёл мышонка? (Потому что мышонок юркнул в мох, и его не видно, а хитрить оленёнок не умел).
-Доскажите словечко:
-«Эх ты, олененок, - сказал мышонок, - сам большой, а недогадливый». –«Я маленький, а… тебя обхитрил!»(Можно повторить).
9. Почему теперь олененок и мышонок никогда не играют вместе? (Олененок обиделся на мышонка).
10. Кто вам больше понравился?
11. Почему?
Физминутка.
-Ребята, давайте отдохнё м и поиграем:
«Оленёнок в тундре жил, головой крутить любил.
Оленёнок мох искал, снег копытом разгребал.
А потом вдруг убежал».
- Сейчас, я ещё раз вам прочитаю о том, как мышонок обхитрил оленёнка.
ВОТ И СКАЗКЕ КОНЕЦ, А КТО СЛУШАЛ, МОЛОДЕЦ!
-А молодец будет тот, кто перескажет то, что я прочитала. А поможет вам таблица с картинками.
1) Пересказ по цепочке.
2) Пересказ 1-2 ребенка.
-Итог.
-Какую сказку читали? Кто автор?
-Понравилась волшебная книга?
-Кто молодец?
- Спасибо за внимание. До свидания!
(Музыка «В гостях у сказки», выходим из волшебной книги).