Губина Ирина Александровна
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой на тему «Чтение рассказа «Воробьишко» Максима Горького»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе на тему : «Чтение рассказа «Воробьишко» Максима Горького».
Цель: познакомить детей с рассказом Горького «Воробьишко». Проанализировать сказку: помочь понять детям, как надо относиться к тем, кто любит их и дорожит ими.
Обучающие задачи:
Темочки:
- Воробей, воробышек
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Чтение, детская литература
- Чтение, книги. Конспекты занятий
- Чтение. Конспекты
- Темочки
- Учить внимательно слушать литературное произведение.
- Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения.
- Учить последовательно, в соответствии с рассказом, выбирать картинки.
Развивающие задачи:
- Создавать условия для развития логического мышления, внимания.
- Развивать зрительную память, воображение.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к художественной литературе.
- Формировать способность сопереживать героям рассказа, и доброжелательного отношения к ним.
Оборудование: картинки к рассказу, воробей, конверт с книгой.
Словарная работа: чадо, чебурахнешься, прочь, чушь, чепуха.
Предварительная работа: наблюдения за зимующими птицами в процессе прогулок; заучивание стихотворений про воробья, которое использовалось в физкультминутке;
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Дети, пойдёмте я вам что-то покажу!
(Воспитатель подводит детей к балконному окну, на окошке, сидит воробей, а в клюве у него конверт).
В:Почему воробей не улетел в тёплые страны?
Д:Потомучто он зимует вместе с нами.
В:Кто еще зимует в наших краях?
Д:Вороны, голуби, синички.
В: Давайте присядем и узнаем что – же в этом конверте?
А вы как думаете, что там может быть?
Д:(Высказывают свои предположения).
В:В конверте лежит книжка «Воробьишко».
Кто на ней нарисован?
Д: Воробей
В:Воспитатель предлагает детям подобрать ласковое слово – воробушек, воробьишко. «Скажи ласково»
В: Воробьишко сказал мне что он хочет рассказать вам интересную и поучительную историю.
2. Основная часть.
В: Давайте прочитаем эту книгу и узнаем, какой случай произошел с воробушком. Написал этот рассказ Максим Горький.
Итак, рассказ «Воробьишко»
Воспитатель читает рассказ и по ходу чтения на доску помещает картинки к рассказу.
После прочтения воспитатель спрашивает.
В:Как называется рассказ, который я вам прочитала?
Д:Воробьишко
В:Кто герой этого рассказа?
Д:Маленький воробей
В: Да, это маленький воробьишко. (Проговориваем)
А как называется мама воробьишки?
Д:Мама воробьиха.
В: Папа воробьишки?
Д:папа воробей.
В:А как его звали воробьишку?
Д: Пудик
В:Дети, давайте сосчитаем сколько воробьёв в семье?
В: Наш гость немножко устал, давайте поиграем с ним!
Физкультминутка
Воробей скакал на грядке,
Рядом кот играл с ним в прятки.
Не поймать меня коту,
Я проворный на лету!
(Предложить показать любимую физкультминутку)
В:Нашему гостью, очень понравилось с вами играть! (Дети и воспитатель возвращаются на свои места).
В рассказе наш воробьишко говорил незнакомые для вас слова, давайте мы с ними познакомимся.
Словарная работа.
Чадо – это дитя, ребёнок. Для воробьихи мамы, это сам воробьишко.
Чебурахнешься – упасть, даже упасть с силой.
Чушь, чепуха – ерунда, нелепость (значит кто-то говорит неправду)
Прочь–отойти от кого ни будь,в сторону, дальше от кого-чего-нибудь.
В: Поиграем в игру «А что потом?»
Я начну, а вы мне помогайте
1. Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик, (Выбирает картинку с семьёй воробьёв и прикрепляет на доску). И всё высовывался из гнезда, всё разглядывал.
А что ему говорила на это мама?
А что потом?
(На столе перед детьми лежат рисунки к рассказу)
2. Подул однажды ветер - Пудик спрашивает:
- Что, что?
- Ветер дунет на тебя - чирик! и сбросит на землю - кошке! - объяснила мать.
Это не понравилось Пудику, он и сказал:
- А зачем деревья качаются? Пусть перестанут, тогда ветра не будет.
Пробовала мать объяснить ему, что это не так, но он не поверил - он любил объяснять всё по-своему.
А что потом?
3. Идет мимо бани мужик, машет руками.
- Чисто крылья ему оборвала кошка, - сказал Пудик,- одни косточки остались!
- Чушь! - сказал Пудик. - Чушь, чепуха! Все должны иметь крылья. Чать, на земле хуже, чем в воздухе. Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали.
Пудик не верил маме; он еще не знал, что если маме не верить, это плохо кончится.
4. Он сидел на самом краю гнезда и во всё горло распевал стихи собственного сочинения
Пел, пел да и вывалился из гнезда, а воробьиха за ним, а кошка - рыжая, зеленые глаза - тут как тут.
5. Испугался Пудик, растопырил крылья, качается на сереньких ногах и чирикает:
- Честь имею, имею честь.
А воробьиха отталкивает его в сторону, перья у нее дыбом встали - страшная, храбрая, клюв раскрыла - в глаз кошке целит.
- Прочь, прочь! Лети, Пудик, лети на окно, лети.
6. Страх приподнял с земли воробьишку, он подпрыгнул, замахал крыльями - раз, раз и - на окне!
Тут и мама подлетела - без хвоста, но в большой радости, села рядом с ним, клюнула его в затылок и говорит:
- Что, что?
- Ну что ж! - сказал Пудик. - Всему сразу не научишься!
7. А кошка сидит на земле, счищая с лапы воробьихины перья, смотрит на них рыжая, зеленые глаза — и сожалительно мяукает :
- Мяа-аконький такой воробушек, словно мы-ышка. мя-увы.
И всё кончилось благополучно, если забыть о том, что мама осталась без хвоста.
Дети и воспитатель совместно выбирают картинки, которые нужно выстроить в логическую цепочку, по ходу рассказа.
Итог занятия
В: Дети понравился ли вам рассказ нашего гостя?
- Хорошо ли воробьишко вёл себя по отношению к маме?
- Можно ли спорить с мамай?
Д: Надо любить и слушаться маму, не огорчать её по пустякам