Гузэлия Барашева
Конспект НОД по окружающему миру «Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по окружающему миру «Свойства воды» в старшей группе
Цель: Закрепить у детей уже имеющиеся знания о воде и её свойствах и познакомить с некоторыми новыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.
Задачи:
•Развивать умение делать выводы, умозаключения;
•Развивать речь, мышление, любознательность;
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
• Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
•Воспитывать экологическую культуру;
•Воспитывать аккуратность при работе.
Исследовательская и экспериментальная деятельность детей – основа для удовлетворения их любопытства об окружающем мире. Интерес к свойствам воды, почвы, воздуха и других природных материалов и объектов появляется у детей в старшем дошкольном возрасте, когда ребенок начинает устанавливать причинно-следственные зависимости, прослеживать логику событий. Провести опыты с водой можно в процессе занятий с в детском саду или дома. Важно, чтобы каждый ребенок самостоятельно опробовал проведение метода, который показан ему взрослым человеком. Манипуляции с водой можно повторять несколько раз, пока малыш не усвоит то знание, которое получил с помощью исследования.
Ход НОД
Звучит запись журчания ручейка. Воспитатель читает стихотворение:
Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить: Без нее нам не прожить.
Н. Рыжова
Воспитатель: Ребята, для чего нужна вода, кому нужна вода? (ответы детей). А хотите больше узнать о воде? (ответы детей). Тогда проходите вот к этому столу, где нас ждут различные предметы для её исследования. Давайте с помощью опытов выяснить, какой бывает вода.
Опыт 1: Вода прозрачная.
Воспитатель: Перед детьми стоят два стаканчика: в одном вода, а в другом молоко. В оба стаканчика мы положим палочки. В каком из стаканчиков палочка видна, а в каком–нет? Почему? (Ответы детей). (В воде видны).
Какой мы можем сделать вывод? Вода прозрачная, а молоко – нет.
Давайте немного подумаем, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказке «Гуси-Лебеди» : речка молочная с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках? (Нет. Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках не могут жить растения.) А не будет растений- не будет рыб и других животных. Животным тоже нужна прозрачная вода, чистая. Значит. Нельзя загрязнять воду.
Опыт 2: У воды нет вкуса.
Предлагаю попробовать через соломинку воду. Есть ли у нее вкус? (Нет. Вода не имеет вкуса).
Воспитатель: Когда человек хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует. Для сравнения попробуйте молоко.
Опыт 3: У воды нет запаха.
Предложить детям понюхать воду. Чем она пахнет? (совсем не пахнет). Вода не имеет запаха, если она чистая. Подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, т. к. ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной.
Опыт 4. Вода жидкость, не имеет формы.
Воспитатель: Ребята, давайте проведем следующий опыт (на столе стоят 1 стакан с водой, блюдце, медицинская перчатка). Переливает воду из стакана в блюдце. Почему вода растеклась по блюдцу? (Вода жидкая)
Совершенно верно. Если бы вода не была такой жидкой, то она бы не смогла течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь, то ее называют жидкостью. Вода не имеет собственной формы. Она принимает ту форму, в которую ее вылили, сейчас мы это и увидим. Наливаем воду в медицинскую перчатку. Вода приняла форму перчатки. Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы
Опыт 5 : Вода бывает теплой и холодной.
Перед детьми поставить стаканчики с водой разной температуры. Предложить попробовать пальчиком и определить, в каком стаканчике самая холодная, а в каком – самая теплая. Можно измерить температуру воды в разных стаканчиках.
Подчеркнуть, что в реках, озерах, морях тоже бывает вода разной температурой: и теплая, и холодная. Некоторое растения, улитки, рыбы, звери могут жить только теплой воде, другие- только в холодной.
Опыт 6: Тонет - плавает.
Ставим таз с водой опускаем в него разные предметы (металлические, деревянные, пластмассовые). Наблюдаем, делаем вывод: тяжелые металлические предметы тонут, а легкие - плавают.
Физминутка.
К морю быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно:
Вместе раз-это брасс,
Одной, другой-это кроль.
Все как один плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
А вы знаете, что в морской воде плавать легче, потому что она может держать предметы на поверхности?
Опыт 7. Свойства соленой воды.
Воспитатель: Передо мной на столе стоят банки с пресной водой (т. е с водой из-под крана, лежат яйца. С ними надо обращаться аккуратно, чтобы не разбить их. Я беру в руки яйцо и опускаю в банку с водой. Что случилось с яйцом? (утонуло). Яйцо утонуло, потому что оно тяжелей воды.
А теперь во второй банке мы с вами сделаем морскую воду. Для этого нам нужно добавить в банку соль и хорошо перемешать. Опустите туда яйцо. Что с ним произошло? (не тонет). Это потому, что солёная вода тяжелей пресной, поэтому плавать в море легче, чем в реке.
А сейчас я покажу вам небольшой фокус. Если подлить в банку с солёной водой немного пресной воды, то мы можем увидеть, что яйцо будет плавать посередине банки. Это происходит потому, что если разбавить солёную воду пресной, она уже не будет такой тяжёлой и яйцо немного опустится вниз.
Опыт 8: В воде вещества растворяются.
Возьмем три стаканчика с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? (Песок не растворяется)Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В третий стакан насыплем соль, размешаем её. Соль тоже растворилась. Напомните детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай. На дно аквариума мы кладем песок. Растворяется он или нет? Что было бы, если бы на дно аквариума положили не обычный, а сахарный песок? (Дети отмечают, что в этом случае он растворился бы воде.)
И в заключение смешной фокус «Раскрасим воду»
Спрашиваем детей, может ли вода, стать цветной только по одному «волшебному слову». Скорее всего, дети ответят «нет». На глазах изумленных детей превращаем бесцветную воду в цветную. Секрет заключается в том, чтобы взять банку с плотно закрывающейся крышкой. Внутреннюю сторону крышки красим акварельной краской. Наливаем воду в банку и, закручиваем её крышкой (не показывая окрашенную сторону). В нужный момент стряхнуть банку с водой и, вода становится цветной!