Анна Жамцуева
Конспект НОД по ОБЖ в старшей группе «Правила безопасного поведения на железной дороге»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с правилами поведения и безопасности на железной дороге.
Задачи: Познакомить детей с понятием «семафор», с правилами перехода через железнодорожные пути. Развивать внимание, память, закрепить порядковый счет. Систематизировать знания детей о железной дороге; Расширять знания и представления детей о профессиях железнодорожников; познакомить детей с основными причинами несчастных случаев на железной дороге; учить детей уважать и соблюдать нормы поведения, обусловленные правилами безопасности на железнодорожном транспорте.
Публикация «Конспект НОД по ОБЖ в старшей группе „Правила безопасного поведения на железной дороге“» размещена в разделах
- Безопасность на железной дороге
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Железная дорога, поезд
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Старшая группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
Планируемые результаты: Пополнить знания детей о железнодорожном транспорте, развивать социальную адаптацию на железной дороге.
Материалы и оборудование: экран, мультимедийная установка, ноутбук, презентация с иллюстрациями о правилах безопасного поведения на железной дороге; мячи для игр, картинки железнодорожных знаков, мультфильмы о безопасности на железной дороге, кружки из цветной бумаги красного и зеленого цвета (на каждого ребенка).
Формы и методы: беседа, игра, вопрос-ответ, информационные технологии (показ слайдов).
Ход занятия:
Звучит песня Шаинского «Голубой вагон».
На магнитной доске располагаются ранее просмотренные иллюстрации по теме.
Воспитатель: Ребята, наше занятие начнем с загадки, если вы ее отгадаете, то поймете, о чем пойдет речь:
Эта лестница лежит,
паровоз по ней бежит.
(железная дорога)
Дети: Железная дорога, рельсы.
Воспитатель: Совершенно верно, железная дорога. И сегодня мы
поговорим с вами именно о железной дороге, и о тех опасностях, которые несет железная дорога.
Воспитатель: Какой вид транспорта ездит по железной дороге?
«Мчится, мчится железный конек!
По железу железо гремит.
Пар клубится, несется дымок;
Мчится, мчится железный конек,
Подхватил, посадил да и мчит…»
- Вы догадались? (поезд, а кто знает, что такое поезд? (ответы детей)
- Поезд – это ряд соединенных между собой вагонов, которые тянет за собой по рельсам локомотив.
Локомотив - машина (тепловоз, электровоз, паровоз, моторный вагон, движущаяся по рельсам и предназначенная для передвижения поездов.
А как называются люди, которые едут в поезде? (Пассажиры)
Воспитатель: А какие поезда бывают? (пассажирские и грузовые или товарные)
- Кто из вас уже совершал поездки на поезде? (рассказы детей по впечатлениям)
Главное здание на железной дороге - это вокзал (презентация, 1слайд)
Нам открывается страна с вокзального порога.
Откроешь дверь, и вот она - железная дорога.
Зелёный, красный свет горит и каждый миг сигналом
Вокзал с дорогой говорит и поезда с вокзалом.
У всех вокзалов есть два выхода: один в город, на привокзальную площадь, а другой на перрон - к железной дороге. В вокзале есть самый главный зал. Он называется - зал ожидания. Так же в вокзале есть билетные кассы, комната «Матери и ребенка», буфет, отделение связи, справочная, камера хранения. Ребята, а как вы думаете, зачем на станции нужен вокзал?
Ответы детей: Для обслуживания пассажиров, для управления движением поездов.
Воспитатель: (2 слайд) Да, в вокзале находится диспетчерская - в которой диспетчер управляет поездами, следит за безопасностью на железной дороге. Обслуживанием и содержанием железной дороги и железнодорожного транспорта занимаются монтеры и обходчики путей железной дороги. Обо всех неисправностях на дороге они сообщают в диспетчерскую. Главным человеком, который управляет поездом, является машинист. Он следит за приборами, управляет поездом, за ситуациями на железной дороге.
Как я уже рассказывала, что на вокзале есть камера хранения. А кто мне скажет для чего она там? Правильно, в камере хранения можно оставить свой багаж (чемоданы, сумки).
Воспитатель:(3 слайд) Дети, переходить дорогу нам помогает светофор, а есть ли такой друг на железной дороге? Правильно, это семафор. Если ты переходишь дорогу там, где нет шлагбаума, нужно обратить внимание на семафор. Семафор очень похож на светофор, только у него не три цветовых сигнала, а два.
Есть на дороге семафор
Он чуть похож на светофор:
Два глаза красных у него
Сейчас расскажем для чего:
Семафор мигает красным?
Это очень, друг, опасно.
Сперва поезд пропусти,
А потом переходи.
Воспитатель предлагает детям трафареты семафора, дети обводят их на листе бумаги и штрихуют сигналы светофора красным фломастером.
Физминутка.
От перрона, от перрона Руки согнуты в локтях, ритмичные
Отправляются вагоны. шаги на месте.
Раз, два – Два шага вперед
назад, вперед Шаги на месте назад, вперед.
А потом наоборот Топаем на месте.
И по рельсам он помчался Движение вперед, топающим шагом,
Набирая полный ход: ускоряя темп.
«У-у-у!».
Миша: Правила эти железнодорожные -
Строгие очень, но вовсе не сложные,
Ты их запомни, слушай внимательно.
В жизни помогут они обязательно!
Воспитатель:
Запомните! Нахождение на железнодорожных путях, переход их в не установленных местах, озорство, хулиганство и необдуманные поступки всегда связаны с риском и опасностью для жизни, во избежание чего вам необходимо строго соблюдать установленные на железных дорогах правила безопасного поведения.
(Просмотр презентации)
4 слайд
Переходить железнодорожные пути можно только в установленных местах, пользуясь при этом пешеходными мостами, тоннелями и железнодорожными переездами.
По ступенькам выше, выше,
Вот видны вагонов крыши.
Перейдем легко и просто
Через пешеходный мостик!
5 слайд
На станциях, где мостов и тоннелей нет, граждане должны переходить железнодорожные пути по настилам, а также в местах, где установлены указатели «Переход через пути».
Через рельсы нас ведет
Пешеходный переход
И поэтому народ
Здесь уверенно идет.
6 слайд
-Эй! Не трусь! Скорей за мной!
Через рельсы –по прямой!
Здесь гораздо путь короче!
Поезд близко? Перескочим!
Воспитатель: Ребята, можно ли так перебегать?
Ответы детей
7 слайд
На платформе две дворняжки
Разыгрались в догонялки.
Позабыв про электричку,
Догоняет брат сестричку.
Рассердился очень папа
И детей отшлёпал лапой.
Воспитатель: Почему рассердился папа?
Ответы детей
8 слайд
На перроне теснотища,
Дочку Таню мама ищет.
Где же миля Танюшка,
Непослушная девчушка!
Воспитатель: Ребята, почему это произошло?
Ответы детей.
Для закрепления правил поведения на железной дороге проводится д/игра «Опасно-безопасно». Детям раздаются два кружка: красный и зеленый. Воспитатель называет ситуации, а дети поднимают кружок - если опасные - красный, если безопасные - зеленый.
Ситуации:
Ребята, ожидая прихода поезда, играют в мяч на платформе.
Витя и Коля, играя в прятки, прячутся под вагонами.
Андрей с Машей переходят железнодорожные пути по пешеходному мостику.
Женя с мамой выходят из вагона после того, как поезд остановился.
Витя хотел прокатиться на крыше поезда.
Ваня с Олей увидели провод около поезда и отошли подальше от него.
Косте стало жарко и он открыл окно и высунул руку.
Катя переходя ж/д пути сняла наушники.
Железная дорога - не место для игры.
Вы правило усвоили как себя вести.
Правила запомнил - В тайне не держи
Всем друзьям, знакомым
Знаешь - расскажи!
Дорогие ребята, нет ничего важнее человеческой жизни, а детские жизни - это самое ценное. Хочется ещё раз напомнить: беспокойтесь о себе, будьте внимательны и бдительны, помните, что железная дорога - не место для игр. Берегите себя!