Наталья Гаврилова
Конспект НОД по ОБЖ в подготовительной к школе группе «Огонь друг или враг?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ОБЖ в подготовительной к школе группе "Огонь друг или враг?
Цель:
формирование представления об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них. Приобщение к правилам безопасного поведения.
Задачи:
1. Расширять представления детей о разнообразном применении огня в жизнедеятельности человека.
2. Рассказать об истории использования огня.
Темочки:
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Темочки
3. Закреплять знания детей об основных огнеопасных предметах.
4. Продолжать учить правилам пожарной безопасности и осторожному обращению с огнем.
5. Развивать осмотрительность в обращении с огнеопасными предметами.
Оборудование и материалы: экран, проектор, ноутбук, свеча, спички, зажигалка, лист ватмана, клей, кисточки, картинки.
Ход НОД
(Слайд 1) Дети входят в группу, становятся полукругом.
Воспитатель предлагает:
(Слайд 2) - Ребята! давайте закроем глаза и послушаем музыку. Что вы себе представляете? (Звучит спокойная музыка 1-2 минуты, дети слушают с закрытыми глазами).
Воспитатель выключает музыку:
- Что вы себе представили? (2-3 ответа).
- А мне представился тихий, пасмурный вечер, темная комната, стол, а на столе…. Хотите узнать, что я увидела на столе? Отгадайте!
Тонкая девчонка,
Белая юбчонка,
Острый красный нос.
Чем длиннее ночи,
Тем она короче
От горючих слез.
(Свеча) (Слайд 2)
- Да, это свеча. Вот она.
Воспитатель ставит на стол свечу, дети садятся, педагог зажигает свечу.
- Уютнее стало в комнате со свечой? (Да) А почему? (Стало светлее)
Воспитатель:
- Верно, огонь свечи дает свет. (Подносит руку к огоньку (не близко) Предлагает одному ребенку сделать так же).
- Что ты чувствуешь? (Руке тепло)
- Да, огонь дает и тепло, и свет. Подумайте, какого цвета огонек? Можно ли сказать, что пламя какого-то одного цвета? На что похоже пламя? (На лепестки цветка.)
А помните, в сказке Киплинга "Маугли" звери очень боялись "Красного цветка". Черная пантера так говорила Маугли об огне:
Красный цветок,
Красный цветок,
Вьется, трепещет его лепесток.
Если не хочешь обжечь ты ладонь,
Этот цветок раскаленный не тронь!
Знай, что цветок - это жгучий огонь.
(Слайд 3) - Без огня жизнь человека на земле невозможна. Значит, огонь друг или враг человека? (предположения детей). Давайте разберёмся.
Я думаю, вы уже поняли, что с древнейших времен огонь стал другом человека. (Слайд 4) Как вы думаете, как огонь помогал древнему человеку? (ответы детей).
Действительно, он согревал, освещал, а еще отгонял диких зверей. А как же удалось человеку приручить огонь?
Никто теперь не знает, как это было. Но может быть, это было так. Однажды во время грозы (Слайд 5) молния ударила в сухое дерево, оно загорелось. И один смелый и любознательный человек догадался принести горящую ветку в свою пещеру. Так у людей появился огонь. Но этот огонь мог погаснуть, его приходилось все время поддерживать. И человек придумал, как добывать огонь. Чтобы узнать этот способ, попробуйте сильно и быстро потереть ладони друг о друга. Что вы чувствуете? (Тепло).
(Слайд 6) То же самое случится, если очень сильно и быстро потереть одну сухую палочку о другую. Палочка нагреется, и будет тлеть. Но это очень трудный способ, занимающий много времени.
Как вы думаете, есть ли еще способы добывания огня? (ответы). Другой способ добывания огня возник, наверное, так. Древние люди изготавливали свои ножи, топоры, наконечники стрел из крепкого камня - кремня. Чтобы придать камню нужную форму, по нему с силой ударяли много раз другим камнем. При ударе высекались искры, они падали на сухую траву и зажигали ее. Так люди догадались, что огонь можно добыть, ударяя кремнем о кремень. (Слайд 7).
Я открою вам небольшой секрет: этот чудесный огненный камешек живет сейчас в каждом таком предмете. (Демонстрируется зажигалка).
- А с помощью чего люди разводят огонь сейчас? (С помощью спичек, зажигалки - демонстрирует)
Да, сегодня все стало гораздо проще. Огонь можно получить в считанные секунды. Было время, когда люди использовали огонь для обогрева жилищ, освещения домов и улиц.
Сначала это были (Слайд 8) лучины - длинные и тонкие щепки, которые вставляли в светцы - специальные приспособления. А в наше время помещения освещают электрическими лампами. А всю землю что освещает? (Солнце).
Что такое солнце? (ответы). (Слайд 9) Это – тоже огонь. Оно – огромный раскалённый шар. Без этого огня не было бы жизни на нашей планете.
Физ. минутка «Солнышко» (Слайд 10)
Вот как солнышко встает,
Выше, выше, выше.
(Поднять руки вверх. Потянуться)
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже.
(Присесть на корточки. Руки опустить на пол)
Хорошо, хорошо,
Солнышко смеется.
А под солнышком нам
Весело живется.
(Хлопать в ладоши. Улыбаться)
- А сейчас предлагаю вам послушать сказку об огне:
«Жил-был Огонь. Был он очень веселый и горячий. Гулял Огонь, где хотел: по полям, по лесам, по домам, деревьям. Никого Огонь не щадил на своем пути и был злейшим врагом всего живого.
- Как вы думаете, почему? (Он сжигал все подряд, ничего и никого не жалел).
- И вот однажды повстречался на его пути Человек и сказал: «Давай, Огонь, померимся силой». Огонь отвечает : «Да куда тебе, Человек, со мной силой мериться!» А Человек настаивает на своем, Огонь и согласился. Вот начался у них бой. Человек заманил Огонь к реке и прыгнул в воду. Огонь за ним. Схватил Человек мокрой рукой языки пламени и хотел затушить. Взмолился Огонь : «Не туши меня Человек, верой и правдой тебе служить буду». Пожалел его Человек, заставил служить себе. Вот так и начал Огонь служить Человеку и стал его другом».
- Подумаете, ребята, как и чем огонь стал помогать людям? (Приготовить еду, согреться, заменяет свет - свечка и т. д.) (Слайд 11).
- Итак, мы с вами можем сделать вывод, что огонь издавна был другом человека. Сила у огня большая – пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать коварным врагом. (Слайд 12) Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица Земли и большие города, и маленькие деревни. (Слайд 12) Сегодня на нашей планете возникает около пяти с половиной миллионов пожаров в год. Каждые пять секунд – новый пожар.
Да, огонь бывает разный :
Бледно-желтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Очень добрый, очень злой.
Но есть люди, которые помогают справиться с огнём, которые спасают пострадавших людей. Это пожарные (Слайд 13, а в старину их называли огнеборцы.
- Что было, если б человек так и не научился управлять огнем?
- Давайте вместе подумаем, что может стать причиной пожара? (Шалости со спичками, зажигалками, свечками, незатушенный костер, неисправные электроприборы, бенгальские огни, петарды) (Слайд 14).
Также причиной пожара может стать природные стихии (молния, землетрясение).
При пожаре сгорают вещи, квартиры, дома, леса, а главное – гибнут люди.
- Ребята, если начался пожар. Что вы будете делать?
Дети отвечают:
1. Если огонь небольшой, его можно затушить водой или накрыть одеялом, ковром.
2. Нельзя тушить водой электроприборы, лучше накрыть одеялом, ковром, засыпать песком, сначала отключив.
3. Нельзя оставаться в помещении, где возник пожар, нужно быстро выбежать из комнаты, из квартиры, плотно закрыв дверь.
4. Нельзя прятаться в дальних углах. под кроватями, за шкафами - опасен не только огонь, но и дым.
5. Если в квартире много дыма, надо низко пригнуться и пробираться к двери, прикрывая рот и нос мокрым платком или полотенцем.
6. Если загорелась одежда, надо кататься по полу, сбивая пламя.
7. Нужно вызвать пожарных по телефону "01", четко сказать свой адрес: улица, номер дома, номер квартиры, этаж. (Слайд 15).
- Сейчас, я вам предлагаю разделиться на 2 группы, у каждой группы будут карточки с картинками. 1 группе необходимо выбрать картинки, на которых огонь - нам друг (т. е. когда огонь нам помогает) и наклеить их слева от огня на листе. А 2 группе, наоборот, найти картинки, на которых огонь - нам враг (т. е. картинки с причинами пожара) и также приклеить их, только справа от огня.
- Посмотрите, какой интересный плакат у нас получился. Скажите, так все-таки, огонь друг нам или враг? (ответы).
Человеку друг-огонь, только зря его не тронь!
– Наше занятие подошло к концу, скажите, что нового и интересного вы узнали на занятии (ответы детей).
- Было ли что-нибудь сложное для вас?
Сегодня вы узнали, что огонь может быть для нас и другом, и врагом, но всё-таки пользы от огня больше, чем вреда.
Огонь делает нашу жизнь интереснее, теплее, уютнее.
Я очень хочу, чтобы вы были очень осторожны с огнём, внимательны, помнили об опасности, всегда соблюдали правила и беда обойдёт вас стороной.
(Слайд 16) Спасибо всем за занятие!