Лариса Быкова
Конспект НОД «Огонь — друг, огонь — враг» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе.
Образовательная область "Безопасность"
Тема:"Огонь-друг, огонь-враг".
Подготовила воспитатель Быкова Лариса Валерьевна.
Цель:
формирование представления об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них. Приобщение к правилам безопасного поведения.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД „Огонь — друг, огонь — враг“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Темочки
расширять представления детей о разнообразном применении огня в жизнедеятельности человека. Рассказать об истории использования огня. Закреплять знания детей об основных огнеопасных предметах. Продолжать учить правилам пожарной безопасности и осторожному обращению с огнем. Развивать осмотрительность в обращении с огнеопасными предметами.
Интеграция образовательных областей:
Познание. Музыка. Чтение художественной литературы. Здоровье.
Ход НОД.
Дети входят в группу, становятся полукругом. Воспитатель предлагает:
Ребята! давайте закроем глаза и послушаем музыку. Что вы себе представляете? (Звучит спокойная музыка 1-2 минуты, дети слушают с закрытыми глазами)
Воспитатель выключает музыку:
Что вы себе представили? (2-3 ответа)
А мне представился тихий, пасмурный вечер, темная комната, стол, а на столе. Хотите узнать, что я увидела на столе? Отгадайте!
Тонкая девчонка,
Белая юбчонка,
Острый красный нос.
Чем длиннее ночи,
Тем она короче
От горючих слез.
(Свеча)
-Да, это свеча. Вот она.
Воспитатель ставит на стол свечу, дети садятся на ковре вокруг стола, зажигает свечу.
-Уютнее стало в комнате со свечой? (Да)А почему? (Стало светлее)
Воспитатель:
-Верно, огонь свечи дает свет. (Подносит руку к огоньку (не близко)Предлагает одному ребенку сделать так же)
-Что ты чувствуешь? (Руке тепло)
-Да, огонь дает и тепло, и свет. Подумайте, какого цвета огонек? Можно ли сказать, что пламя какого-то одного цвета? На что похоже пламя? (На лепестки цветка.)
А помните, в сказке Киплинга "Маугли" звери очень боялись "Красного цветка". Черная пантера так говорила Маугли об огне:
Красный цветок,
Красный цветок,
Вьется, трепещет его лепесток.
Если не хочешь обжечь ты ладонь,
Этот цветок раскаленный не тронь!
Знай, что цветок - это жгучий огонь.
-Я думаю, вы уже поняли, что с древнейших времен огонь стал другом человека. Он согревал, освещал, отгонял диких зверей. А как же удалось человеку приручить огонь? Никто теперь не знает, как это было. Но может быть, это было так. Однажды во время грозы молния ударила в сухое дерево, оно загорелось. И один смелый и любознательный человек догадался принести горящую ветку в свою пещеру. Так у людей появился огонь. Но этот огонь мог погаснуть, его приходилось все время поддерживать. И человек придумал, как добывать огонь. Чтобы узнать этот способ, попробуйте сильно и быстро потереть ладони друг о друга. Что вы чувствуете? (Тепло) То же самое случится, если очень сильно и быстро потереть одну сухую палочку о другую. Палочка нагреется и будет тлеть. Но это очень трудный способ, занимающий много времени.
Другой способ добывания огня возник, наверное, так. Древние люди изготавливали свои ножи, топоры, наконечники стрел из крепкого камня - кремня. Чтобы придать камню нужную форму, по нему с силой ударяли много раз другим камнем. При ударе высекались искры, они падали на сухую траву и зажигали ее. Так люди догадались, что огонь можно добыть, ударяя кремнем о кремень. Я открою вам небольшой секрет: этот чудесный огненный камешек живет сейчас в каждом таком предмете. (Демонстрируется зажигалка)А с помощью чего люди разводят огонь сейчас? (С помощью спичек, зажигалки)
Да, сегодня все стало гораздо проще. Огонь можно получить в считанные секунды. Было время, когда люди использовали огонь для обогрева жилищ, освещения домов и улиц. Сначала это были лучины - длинные и тонкие щепки, которые вставляли в светцы - специальные приспособления. А в наше время помещения освещают электрическими лампами. Давайте и мы включим электричество и погасим свечу. (Гасит свечу колпачком. Появляется кукла Огневушка-Поскакушка. Воспитатель озвучивает ее)
Огневушка:
- О нет! От меня так просто не отделаетесь!
Воспитатель:
- Вот так гость! Кто ты?
Огневушка:
_ Я - Огневушка-Поскакушка! Я от искры разгорюсь, под порывами ветра взовьюсь, над селами и городами раскаленными искрами рассыплюсь, все на своем пути сожгу: и леса, и дома, и людей, и скот, и зверей, и птиц!
Воспитатель:
-Подожди, подожди, Огневушка-Поскакушка! Ты и впрямь наделаешь много бед и горя, если мы тебя не усмирим. Ребята, как же нам усмирить Огневушку-Поскакушку? (Дети предлагают разные пути: залить водой, потушить). А может быть, попробуем подружиться с ней? Давайте расскажем Огневушке все, что мы знаем об огне: когда огонь нам друг, и что делать, чтобы он не стал врагом. Я приглашаю вас и Огневушку на выставку огня.
Детям предлагается три схемы:
а) огонь в быту: сюжетные картинки о приготовлении пищи, освещении, обогреве жилищ;
б) "профессии" огня: применение в металлургии, изготовлении стекла, изготовлении посуды из глины,на бумажных фабриках;
в) огонь-двигатель: применение в двигателях машин, паровозов, ракет, на воздушных шарах, в двигателях самолетов.
Ребенок:
Нам без доброго огня
Обойтись нельзя ни дня.
Он надежно дружит с нами:
Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг.
Нам огонь хороший нужен,
И за то ему почет,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печет.
Огневушка:
- Нет, все равно разойдусь, разгуляюсь, много бед натворю!
Воспитатель:
- Подожди, Огневушка-Поскакушка, не шуми!Послушай лучше, какие пословицы и поговорки о мерах предосторожности при обращении с огнем знают дети.
Дети:
1. От искры Москва загорелась.
2. Не подкладывай к огню соломы, не поджигай, так и не сгорит.
3. С огнем не шути, обожжешься.
4. Огонь не вода, охватит - не выплывешь.
5. Не топора бойся, а огня.
6. Огонь не вода, пожитки не всплывают.
7. Воры придут - хоть стены оставят, огонь придет - все заберет.
8. В одном коробке - сто пожаров.
Воспитатель говорит:
_ А еще наши дети знают, что вокруг нас много предметов, которые могут вызвать пожар, и как надо поступать, чтобы этого не случилось.
(Предлагает детям сесть за столы. На столах карточки с изображением 4-х предметов, один из них - пожароопасный, а также фишки. Игра "Четвертый лишний". Нужно положить фишку на лишний предмет и пояснить свой выбор.)
Воспитатель:
- Ну что же, хорошо потрудились, можно и поиграть. Я буду задавать вопросы, а вы, если согласны со мной, хором отвечайте:"Это я, это я, это все мои друзья!" А если нельзя так поступать, вы должны промолчать. Будьте внимательны!
Проводится игра:
1. Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?
2. Кто из вас, заметив дым, закричит: "Пожар! Горим!"?
3. Кто из вас шалит с огнем утром, вечером и днем?
4. Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
5. Кто от маленькой сестрички далеко упрячет спички?
- Молодцы, хорошо знаете, что можно делать, что нельзя!
Кукла Огневушка-Поскакушка:
- А я тоже хочу поиграть с вами! Теперь я буду задавать вопросы, а вы хлопайте в ладоши, если со мной согласны, и приседайте, если не согласны.
Проводится игра "Вредные советы".
а) Уходя из дома, не выключайте газ и не гасите свет.
б) Если взрослых дома нет, можно взять спички и немного поиграть с ними.
в) Незнайка утром смотрел телевизор и решил его не выключать, когда уходил:"Все равно вечером приду и буду смотреть!"
г) Загорелся Кошкин дом, она спряталась от огня под кровать.
д) Если случится пожар, я позвоню по номеру "125".
(Дети поправляют Огневушку, дают правильные ответы. На последний вопрос отвечают, что телефон пожарной службы - "01")
Воспитатель:
- Ребята, представьте себе ситуацию: вы остались дома одни, и в это время начался пожар. Что вы будете делать?
Дети отвечают:
1. Если огонь небольшой, его можно затушить водой или накрыть одеялом, ковром.
2. Нельзя тушить водой электроприборы, лучше накрыть одеялом, ковром, засыпать песком, сначала отключив.
3. Нельзя оставаться в помещении, где возник пожар, нужно быстро выбежать из комнаты, из квартиры, плотно закрыв дверь.
4. Нельзя прятаться в дальних углах. под кроватями, за шкафами - опасен не только огонь, но и дым.
5. Если в квартире много дыма, надо низко пригнуться и пробираться к двери, прикрывая рот и нос мокрым платком или полотенцем.
6. Если загорелась одежда, надо кататься по полу, сбивая пламя.
7. Нужно вызвать пожарных по телефону "01", четко сказать свой адрес: улица, номер дома, номер квартиры, этаж.
Воспитатель:
Сам не справишься с пожаром,
Этот труд не для детей!
Не теряй секунды даром,
"НОЛЬ - ОДИН" звони скорей!
- Давайте попробуем проиграть такую ситуацию! У нас есть телефоны. Я буду диспетчером службы "01", а вы будете передавать информацию о пожаре. (Принимает заявки от 2-3 детей).
- Молодцы, я уверена, что вы справитесь с любой сложной ситуацией!
Обращается к кукле:
- Ну что, Огневушка-Поскакушка, убедили мы тебя?
Огневушка:
- Убедили! Понравилось мне с людьми дружить, пользу им приносить! Но смотрите, если забудете, как обращаться с огнем, чтобы он только пользу да радость приносил, тогда-то уж распляшусь, развеселюсь, натворю много бед! Не забудете?
Дети:
- Не забудем!
Огневушка прощается, уходит.
Воспитатель:
- Не для того человек огонь приручил, чтобы ему волю давать! В следующий раз я расскажу вам о людях, которые выбрали профессию пожарного и о том, что помогает им в этой трудной работе. А сейчас можно еще раз посмотреть нашу выставку.
Дети рассматривают выставку, НОД заканчивается.