Наталья Степаненко
Конспект НОД по обучению грамоте «Звук [И]. Буква «И»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Закреплять понятие звук и буква «И».
Совершенствовать умение выделять гласный звук [и] в начале и в конце слова; в словах из текста;
Закреплять понятие «гласный звук»;
Учить образовывать существительные ед. числа в множественное
развивать чёткое произнесение звука «И».
развивать зрительно – моторную координацию
Ход
Ребята, вспомните, какие звуки мы учили на прошлом занятии? (Звуки а, у, о).
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте „Звук [И], Буква „И“» размещена в разделах
- Буква И и звук [И]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
Вы помните, какие это звуки? Гласные. Почему они называются гласные звуки? Потому что их можно пропеть голосом.
Воспитатель: Ребята я расскажу вам рассказ про двух мальчиков.
Мальчики И-и-и-ван и Ди-и-и-ма седели на берегу реки-и-и. они играли в камешки. Вдруг рядом запела какая-то пти-и-и-ца. «И-и-и»- выводила она свои трели.
Тима сказал: «Это иволга». Иван никогда не видел эту птицу. Они тихо подошли к иве. На нижней ветки куста сидела желтая птичка иволга и пела свою печальную песню.
Артикуляция звука. ( Вопросы и ответы:)_
- Как звали мальчиков? (И-и-и-ван и Ди-и-и-ма)
- Как звали птицу? (иволга)
- Какую пела песню иволга? (И-и-и.)
- Какой звук в этих словах слышали? (и)
Правильно, звук и. Ребята, а как вы думаете, этот звук можно пропеть?. Давайте встанем и произнесем звук [И]. Кто растянет самую длинную нитку. Спойте его долго, протяжно. Воздух проходит свободно. губы улыбаются, зубы сближены, воздушная струя идет спокойно, голосовые связки вибрирую). Вы догадались, какой это звук? (Гласный звук). Каким кружочком обозначим звук и? (Красным). Показываем красный кружок.
Воспитатель: Молодцы справились заданием. Ребята, а Иван умеет играть на дудочке. И он нам сыграет на дудочке. Иван взял дудочку и сыграл такую песенку: а и у (а-а-а-и-и-и-у-у-у ооооо). Дима захотел ее повторить. Он понят, что песенка состояла из 4 звуков. (Воспитатель повторяет песенку, загибая пальцы.)
первый - [а], второй - [и], третий - [у],0- 4й звук разобрав эту песенку, Иван правильно ее исполнил?
Дети: Да
Образование множительного числа существительных с окончанием – и.
Воспитатель: Ребята у Ивана дома один стульчик, а здесь в детском саду много стульчиков. Давайте выполним следующее задание.
(Далее воспитатель называет слова в единственном числе. А дети образуют множественное число и тянут звук [и] в конце слова)
Примерный набор слов: носок – носки, чулок – чулки, гудок – гудки, замок – замки, комок – комки, песок – пески, мелок – мелки, клинок- клинки и т. п. (танк, маска, краска, тетрадь, собака, куртка, машинка, значок)
Игра «Поймай звук».
А теперь сядут и прохлопают те, ребята у кого есть в имени звук [И], а теперь протопают те ребята и сядут на свое место у кого есть звук [А].
Кто помнит, как называются буквы, которые не встречают во рту препятствий. – это гласные. Правильно! Он гласный, потому что его можно пропеть. Обозначается красным цветом.
Физкультминутка. «Индюк».
Ходит по двору индюк (Шаги на месте)
Среди уток и подруг.
Вдруг увидел он грача. (Остановиться, удивленно посмотреть вниз)
Рассердился сгоряча.
Сгоряча затопал, (Потопать ногами)
Крыльями захлопал. (Руками, словно крыльям, похлопать себя по бокам)
Весь раздулся, словно шар. (Руки на поясе)
Или медный самовар. (Сцепить округленные руки перед грудью)
Затряс бородою. (Помотать головой, приговаривая «бала – бала – бала», как индюк)
Понесся стрелою. (Бег на месте)
Звук называется [И], а буква? Да, они называются одинаково. Звук «И» обозначается вот такой буквой «И».
Две палочки прямые,
Меж ними ремешок.
Он снизу вверх направо
Идёт наискосок.
Молоток я раздобыл,
из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек? – Три!
- А какая буква? –(И.)
На что похожа буква И?
Давайте нарисуем букву И в воздухе. А теперь возьмите палочки и напишите из них букву И. У буквы И поясок наискосок. Нужно взять две палочки и положить их вертикально на расстоянии друг от друга, а потом соединить их палочкой, которая идет с лева на право по диагонали.
Построим из пальцев букву «И».
Указательные пальцы
Словно столбики застыли.
Средний левой чуть нагнулся,
Пальца правой дотянулся.
Кто мне скажет, как говорит ослик? (Иа). Сколько звуков вы услышали? (два). Какой звук первый? (И). Второй? (А). Прочитайте, что здесь написано? (Иа).Послушайте, как я скажу. Ауи. Сколько звуков вы услышали? (Три). Какой первый звук? (А). Второй? (у). Третий? (И). Прочитайте, что написано на карточке. То же: Иуа, Уиа.
Пропись буквы И.
Итог занятия.
-С каким звуком мы сегодня играли?
- С какой буквой мы сегодня познакомились?
- Что понравилось больше всего?