Галина Турманова
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей логопедической группе на тему «Звук [А], буква А»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
по обучению грамоте в старшей
логопедической группе «А» на тему :
«Звук [A], буква «А».
Воспитатель: Кадохова М. А.
Интегрируемые образовательные области: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие».
Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей.
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в старшей логопедической группе на тему „Звук [А], буква А“» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Цель: способствовать развитию звукобуквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить с гласным звуком [a] и его условным обозначением. Вырабатывать умение определять место заданного звука в словах. Вырабатывать умение внимательно слушать текст стихотворения, выделяя в нем слова, в которых есть звук [a]. Познакомить с буквой «А», как письменным обозначением звука. Знакомить с тем, как писать печатную букву «А», используя образец. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Материал: предметные картинки, цветные карандаши на каждого ребенка, тетради по обучению грамоте, карточка с буквой «А».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Утром встали малыши, В детский садик все пришли. Вам мы рады, как всегда! Гости здесь у нас с утра, Поздоровайтесь, друзья. Посмотрю на ваши лица… С кем бы мне здесь подружиться?
-Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в страну звуков и букв. В этой стране есть школа, в которой каждый кто хочет может научиться читать и писать. В мире много разных звуков : шумит дождь, поют птицы, звонит телефон. –А вы сами можете создавать звуки? Попробуйте. Потопайте ногами, похлопайте в ладоши и т. д. Люди могут создавать звуки разными способами, в том числе, и своим голосом. Когда мы говорим, мы создаем звуки речи. Звук- это то, что мы слышим и произносим. Звуки, которые мы произносим-звуки нашей речи.
2. Артикуляционная гимнастика.
- Послушайте сказку о веселом язычке и повторяйте за мной все движения язычка.
Жил- был на свете веселый язычок. У него был свой дом- рот, стены-щеки (дети надувают щеки, окна-губы и зубы (дети улыбаются и показывают зубы). Язычок был очень аккуратный. Каждый день он наводил порядок в своем домике: чистил стены (дети проводят языком по внутренней стороне щек, потолок (проводят языком по небу, мыл пол (по внутренней стороне нижней челюсти, протирал окна (дети широко открывают рот и проводят языком по верхним и нижним зубам). Как-то раз веселому язычку стало скучно. Он открыл окно (широко открывают рот, выглянул на улицу (высовывают вперед язык, посмотрел по сторонам (движения языка в разные стороны, вверх, вниз. Увидел ворону и испугался. Спрятался в свой домик и закрыл окна (закрывают рот).
3. Работа по картине.
Детям предлагается рассмотреть картинку «Осмотр доктором больного». –Кого вы видите на картинке? Что просит сделать доктор, когда хочет посмотреть горло больного? (Дети произносят звук[а]). – Как работает ваш ротик? Посмотрите, когда я произношу звук [a], мои губы в спокойном состоянии, рот широко открывается, язычок лежит во рту спокойно, горлышко «работает». Давайте пропоем этот звук голосом, положив ладошку на горлышко. (Дети выполняют). – Услышали вы голосок? Почувствовали его под пальчиками? - Я могу петь этот звук, моему голосу ничего не мешает. Звуки, которые мы можем петь называются свободными, гласными. Гласные звуки мы обозначаем красным квадратом.
4. Игра «Найди и обведи».
- Рассмотрите картинки, произнесите все слова по порядку. Обведите только те предметы, названия которых начинаются со звука [a].
5. Игровое упражнение «Определи место звука в слове». – Слова на рисунке обозначены прямоугольником. Звук [ а] будем обозначать красным квадратом. Назовите нарисованные предметы. (Флаг, арбуз, белка). – Назовите предмет, в названии которого звук [а ] - в начале слова. (Арбуз). Нарисуйте красный квадрат в прямоугольнике на месте, где слышится звук [а ] (в начале). Аналогично упражнение с другими словами.
6. Игра «Кто внимательный?»
- Я прочитаю вам стихотворение, а вы постарайтесь запомнить слова, в которых есть звук [ а].
Аист азбуку учил И пятерку получил. И сегодня без подсказки Сам себе читает сказки. Назвать слова, в которых есть звук [а], интонационно выделяя его. – Молодцы, ребята! Давайте немного отдохнем.
7. Физкультминутка-игра «Аист».
Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу! Аист бодро отвечает: - Топай правою ногой, Топай левою ногой, Снова-правою ногой, Снова-левою ногой, Потом-правою ногой, Потом-левою ногой, Вот тогда придешь домой.
8. Пишем букву «А».
- У каждого звука есть свой письменный знак. Посмотрите на доску, ребята. Это буква «А». Запомните, звук [ а] на письме обозначается буквой «А».
«А» шагает по дорожке, Широко расставив ножки. Буква может убежать, Нужно ноги ей связать.
- Букву мы видим и пишем, в отличии от звука, который мы слышим и произносим. Напишите букву «А», как показано на рисунке, сначала по точкам, а затем самостоятельно.
9. Итог.
- С каким звуком мы сегодня познакомились? Почему мы его называем свободным, гласным? Назовите слова, которые начинаются со звука [a]. – Молодцы!
.