Получи документы

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Сопоставление звуков [С] и [Ш]»

Любовь Григорьева
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Сопоставление звуков [С] и [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи:

1. Учить детей различать звуки [C] – [Ш] на слух и в произношении; произносить их правильно, на одном выдохе; отчетливо и внятно произносить слова и фразы с этими звуками.

2. Развивать фонематический слух у детей.

3. Расширять и активизировать словарь детей.

4. Формировать интерес к русскому народному творчеству.

5. Воспитывать умение слушать друг друга.

Словарная работа: звук, гласные, согласные, слово, шарик.

Материал: Презентация, «азбучки» на каждого ребёнка с буквами, картинки с буквами С – Ш.

Темочки:

Ход занятия:

Психологический настрой: воспитатель и дети стоят в кругу

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться.

Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам!

Я хочу вам пожелать, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для вас, ведь вы пришли заниматься, узнавать много нового.

Вы хотите все заниматься? (Да)

Значит, будем заниматься. (Дети садятся за столы).

Воспитатель: Ребята, я хочу вам рассказать одну историю, которая приключилась со мной сегодня. Сижу я утром в детском саду, жду вас. Вдруг в открытое окно влетает необыкновенный гость. А прилетел он к нам потому, что хочет с вами познакомиться. А у вас есть желание с ним познакомиться?

Я вам загадаю загадку, а вы должны отгадать ее и узнать нашего гостя.

Сегодня все ликует,

В руках у детворы,

От радости танцуют

Воздушные … (шары)

(Воспитатель вносит шарик.)

Шарик: Я шарик - Шурик. Я по свету летаю, разные звуки собираю. Хочу с вами, ребята, подружиться. Назовите по одному любому звуку, а я соберу их в свой мешочек (дети произносят звуки).

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать.

На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).

Чем отличаются гласные звуки от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия).

Гласные тянутся к песенке звонкой.

Могут заплакать и зарыдать.

В темном лесу звать и аукать,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Давайте поиграем: я показываю букву, а вы по — очереди называете звук и слово, которое начинается с этого звука.

Шарик: Какие вы, молодцы! Все эти звуки я собрал в свой мешочек.

Воспитатель: Сегодня мы будем с вами учиться различать звуки и буквы [С] – [Ш]. Ребята, как спускается колесо? (Ссссс). Какой звук слышится? [С].

[С] – Губы в улыбке. Язычок лежит за нижними зубками. Горло не дрожит, голоса нет.

(На доску вывешивается профиль звука [С]

Ребята, как шипит змея? (Шшшш). Какой звук вы слышите? [Ш].

[Ш] – Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка образует форму чашечки. Горло не дрожит, нет голоса.

(На доску вывешивается профиль звука [Ш])

Характеристика звуков.

Звук [С] он какой? (согласный, глухой, твердый может быть мягким, на письме обозначается буквой С). На, что похожа буква С? (на месяц).

Звук [Ш] он какой? (согласный, глухой, всегда твердый; на письме обозначается буквой Ш). На, что похожа буква Ш? (на вилы, щетку).

Игра «Подними карточку»

Ребята, прослушайте слова, поднимите букву С или Ш, если в слове услышите звук [С] или [Ш].

Речевой материал: сок, шуба, груша, коса, шашки, нос, самолет, шалаш, шишки.

Шурик говорит, что вы самые внимательные дети, так как назвали все слова.

Воспитатель: Ребята, Шурик предлагает поиграть в новую игру “Закончи шутку”. Я буду говорить начало, а вы придумаете продолжение.

Са-са-са-… (в лесу живет лиса).

Со-со-со-… (у Сони колесо).

Су-су-су-… (в лесу видели осу).

А кто заметил, какой звук часто встречался в этих чистоговорках?

Ша-ша-ша- … (Саша моет малыша).

А в этой чистоговорке?

Воспитатель: Молодцы, хорошо произносите звуки [С] [Ш], а чтоб лучше это у вас получилось, произнесите скороговорку: Саше дали кашу, а Клаше простоквашу.

Шурику понравились ваши шутки и скороговорка. Он собрал их в свой мешочек.

Дифференциация [С] - [Ш] в словах.

Детям раздаются по 5 предметных картинок.

Воспитатель: Ребята, выберите те картинки, в словах которых есть звуки [С] – [Ш]

Каждый ребенок выкладывает в соответствующий данному звуку столбик, под профилем.

Где слышится какой звук (в начале, в середине или конце)

Физкультминутка «Раз, два, три».

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнутся, разогнутся.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо встать.

Садитесь.

Работа со звуковыми символами.

Шарик – Шурик хочет посмотреть, умеете ли вы составлять слоги. Положите перед собой символы звуков и на столе составьте слог [шa], а теперь слог [са]. Молодцы, справились с заданием. А теперь составим слова ШУМ, СОМ.

Игра «Кто, кто в теремочке живёт»

Цель: Учить детей составлять и читать слова, состоящие из прямых слогов)

А теперь давайте покажем шарику, как мы умеем читать слоги и слова. Шарик говорит, что ему очень понравилось, как вы читаете слоги и слова. Он собрал целый мешок звуков и полетит делиться ими с другими детьми.

Молодцы, а теперь немного поиграем, встаем в круг.

Игра «Пузырь»

Итог занятия:

Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие? Какое задание вам понравилось больше всего? Что было самым трудным?

Изменилось ли ваше настроение? Какое оно сейчас?

Вы сегодня хорошо потрудились. Со всеми заданиями справились. Молодцы!

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте «По дороге к Азбуке. Сопоставление звуков [C] и [Ш]» в старшей группеКонспект НОД по обучению грамоте «По дороге к Азбуке. Сопоставление звуков [C] и [Ш]» в старшей группе Цель: Учить детей различать звуки [C] – [Ш] на слух и в произношении; произносить их правильно, на одном выдохе; отчетливо и внятно произносить.

Конспект НОД по обучению грамоте с использованием ИКТ в старшей группе «Лесная школа» Конспект НОД по обучению грамоте с использованием ИКТ в старшей группе. «Лесная школа». Цель: выявить степень усвоения детьми знаний.

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Звук [С] и буква «С»Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Звук [С] и буква «С» Цели занятия: Обучающие: • Познакомить детей со звуком и буквой «С» • Научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам.

Конспект ОД по автоматизации звуков [Л ]— [Л`], [Р] — [Р`] и обучению грамоте «Поможем Золушке» Цель: закрепление правильного произношения звуков Л, ЛЬ, Р, РЬ и умения дифференцировать данные звуки в речи; Задачи: -закрепление навыка.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе по теме «Звук [Т]» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо: - познакомить детей со звуком Т; способом его характеристики.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква А»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква А» Конспект по обучению грамоте в старшей группе «Звук [А] и буква А» Цель: Познакомить детей со звуком и буквой А Задачи: 1. Познакомить детей.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группеКонспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Цель:закрепление материала, изученного в течении учебного года. Задачи: учить детей различать звуки, давать характеристику каждому звуку.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Ц] и буква Ц»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Ц] и буква Ц» Цель: -Уточнить артикуляцию звука Ц. -Познакомить с буквой Ц; -Учить проводить анализ простого предложения, использовать интонацию обращения.

Конспект ОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «В поисках клада» ОД подготовка к обучению грамоте в старшей группе на тему: «В поисках клада» Виды Д/Д: игровая, коммуникативная. Формы организации ОД: групповая.

Панно по обучению грамоте «Солнечный город букв и звуков»Панно по обучению грамоте «Солнечный город букв и звуков» Уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию работу с детьми старшей логопедической группы по обучению грамоте: панно «Солнечный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Сопоставление звуков [С] и [Ш]»
Опубликовано: 14 ноября 2022 в 00:25
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Сопоставление звуков [С] и [Ш]»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Григорьева (УИ 44101) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД