Любовь Григорьева
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Сопоставление звуков [С] и [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Учить детей различать звуки [C] – [Ш] на слух и в произношении; произносить их правильно, на одном выдохе; отчетливо и внятно произносить слова и фразы с этими звуками.
2. Развивать фонематический слух у детей.
3. Расширять и активизировать словарь детей.
4. Формировать интерес к русскому народному творчеству.
5. Воспитывать умение слушать друг друга.
Словарная работа: звук, гласные, согласные, слово, шарик.
Материал: Презентация, «азбучки» на каждого ребёнка с буквами, картинки с буквами С – Ш.
Темочки:
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Ход занятия:
Психологический настрой: воспитатель и дети стоят в кругу
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться.
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам!
Я хочу вам пожелать, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для вас, ведь вы пришли заниматься, узнавать много нового.
Вы хотите все заниматься? (Да)
Значит, будем заниматься. (Дети садятся за столы).
Воспитатель: Ребята, я хочу вам рассказать одну историю, которая приключилась со мной сегодня. Сижу я утром в детском саду, жду вас. Вдруг в открытое окно влетает необыкновенный гость. А прилетел он к нам потому, что хочет с вами познакомиться. А у вас есть желание с ним познакомиться?
Я вам загадаю загадку, а вы должны отгадать ее и узнать нашего гостя.
Сегодня все ликует,
В руках у детворы,
От радости танцуют
Воздушные … (шары)
(Воспитатель вносит шарик.)
Шарик: Я шарик - Шурик. Я по свету летаю, разные звуки собираю. Хочу с вами, ребята, подружиться. Назовите по одному любому звуку, а я соберу их в свой мешочек (дети произносят звуки).
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.
На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).
Чем отличаются гласные звуки от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия).
Гласные тянутся к песенке звонкой.
Могут заплакать и зарыдать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Давайте поиграем: я показываю букву, а вы по — очереди называете звук и слово, которое начинается с этого звука.
Шарик: Какие вы, молодцы! Все эти звуки я собрал в свой мешочек.
Воспитатель: Сегодня мы будем с вами учиться различать звуки и буквы [С] – [Ш]. Ребята, как спускается колесо? (Ссссс). Какой звук слышится? [С].
[С] – Губы в улыбке. Язычок лежит за нижними зубками. Горло не дрожит, голоса нет.
(На доску вывешивается профиль звука [С]
Ребята, как шипит змея? (Шшшш). Какой звук вы слышите? [Ш].
[Ш] – Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка образует форму чашечки. Горло не дрожит, нет голоса.
(На доску вывешивается профиль звука [Ш])
Характеристика звуков.
Звук [С] он какой? (согласный, глухой, твердый может быть мягким, на письме обозначается буквой С). На, что похожа буква С? (на месяц).
Звук [Ш] он какой? (согласный, глухой, всегда твердый; на письме обозначается буквой Ш). На, что похожа буква Ш? (на вилы, щетку).
Игра «Подними карточку»
Ребята, прослушайте слова, поднимите букву С или Ш, если в слове услышите звук [С] или [Ш].
Речевой материал: сок, шуба, груша, коса, шашки, нос, самолет, шалаш, шишки.
Шурик говорит, что вы самые внимательные дети, так как назвали все слова.
Воспитатель: Ребята, Шурик предлагает поиграть в новую игру “Закончи шутку”. Я буду говорить начало, а вы придумаете продолжение.
Са-са-са-… (в лесу живет лиса).
Со-со-со-… (у Сони колесо).
Су-су-су-… (в лесу видели осу).
А кто заметил, какой звук часто встречался в этих чистоговорках?
Ша-ша-ша- … (Саша моет малыша).
А в этой чистоговорке?
Воспитатель: Молодцы, хорошо произносите звуки [С] [Ш], а чтоб лучше это у вас получилось, произнесите скороговорку: Саше дали кашу, а Клаше простоквашу.
Шурику понравились ваши шутки и скороговорка. Он собрал их в свой мешочек.
Дифференциация [С] - [Ш] в словах.
Детям раздаются по 5 предметных картинок.
Воспитатель: Ребята, выберите те картинки, в словах которых есть звуки [С] – [Ш]
Каждый ребенок выкладывает в соответствующий данному звуку столбик, под профилем.
Где слышится какой звук (в начале, в середине или конце)
Физкультминутка «Раз, два, три».
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнутся, разогнутся.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо встать.
Садитесь.
Работа со звуковыми символами.
Шарик – Шурик хочет посмотреть, умеете ли вы составлять слоги. Положите перед собой символы звуков и на столе составьте слог [шa], а теперь слог [са]. Молодцы, справились с заданием. А теперь составим слова ШУМ, СОМ.
Игра «Кто, кто в теремочке живёт»
Цель: Учить детей составлять и читать слова, состоящие из прямых слогов)
А теперь давайте покажем шарику, как мы умеем читать слоги и слова. Шарик говорит, что ему очень понравилось, как вы читаете слоги и слова. Он собрал целый мешок звуков и полетит делиться ими с другими детьми.
Молодцы, а теперь немного поиграем, встаем в круг.
Игра «Пузырь»
Итог занятия:
Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие? Какое задание вам понравилось больше всего? Что было самым трудным?
Изменилось ли ваше настроение? Какое оно сейчас?
Вы сегодня хорошо потрудились. Со всеми заданиями справились. Молодцы!