ирина фокина
Конспект НОД по обучению грамоте с детьми старшей группы «В гости к Чену»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков ч – щ
Задачи:
Образовательные:
-Учить дифференцировать звуки [ч] и [щ] в слогах, словах, чистоговорках, во фразовой речи;
- упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- упражнять детей в придумывании слов с определенным звуком;
- помочь детям запоминать стихотворение, совершенствовать интонационную выразительность речи;
- продолжать тренировать правильное, глубокое дыхание, умение максимально наполнять легкие при вдохе и освобождать при выдохе.
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте с детьми старшей группы „В гости к Чену“» размещена в разделах
Развивающие:
- развивать фонематическое восприятие: умение выделять на слух слова со звуками [ч] и [щ];
- развивать мышление, память, связную речь;
- развивать общую, мелкую моторику.
Воспитательные:
-воспитывать внимание, активность, интерес к занятиям,
- соблюдать правила поведения на занятии;
Способствовать формированию чувств товарищества и взаимопомощи
Демонстрационный материал[/b]: мяч, картинки с изображением мальчика и щенка.
Раздаточный материал: картинки предметов в названии которых есть звуки «Ч» «Щ» (по количеству детей).
Ход ООД:
1. Организационный момент:
Ребята, какое время года на улице? (весна)
На улице тепло и хочется вдохнуть весеннего воздуха.
Дыхательная гимнастика:
Цель: продолжать тренировать правильное глубокое дыхание, умение максимально наполнять легкие при вдохе и освобождать при выдохе.
1. Попеременное дыхание через левую и правую ноздрю с выдохом через рот.
2. Вдох через нос и интенсивный выдох через рот
3. «Веселый паровозик». Солнышко светит, облака плывут, паровозик едет: Чух-чух-чух-чух-чух.
Ребята, проходите садитесь на стульчики.
Воспитатель: - Ребята, хотите послушать одну историю, но не только послушать, но и самим в ней поучаствовать? (Дети: - хотим)
Слушайте внимательно.
«В одном городе жил-был мальчик. Имя у него было необычное – Чук. (выставить картинку мальчика)
На день рождение родители подарили Чуку подарок.
Отгадайте:
Очень милый он малыш,
И совсем он не глупыш.
Любит мячик, поводок,
Догадались? То *** (щенок)
Да, правильно, родители подарили Чуку маленького щенка. (выставить картинку щенка) Мальчик очень обрадовался новому другу и назвал его Щен.
Пока он радуется, давайте, мы определим первые звуки в словах Чук и Щен. (дети определяют звуки).
Со звуками «Ч» и «Щ» мы с вами сегодня будем часто встречаться.
Д/У «Повтори не ошибись» (игра с мячом)
ЧА-ЧИ-ЧИ – новые ключи.
ЧУ-ЧО-ЧУ – сока я хочу.
ЩА-ЩО-ЩА – ходит зайка без плаща.
ЩО-ЩИ-ЩИ – мы ели щи.
ЩА-ЩУ-ЩУ – я тебя ищу.
АЧ-УЧ-АЧ – у Маши мяч
ЕЧ-ОЧ-ОЧ – у мамы дочь.
ЫЧ-УЧ-УЧ – виден яркий луч.
ЕЧ-ЕЧ-ЕЧ – вот огромный меч.
АЩ-УЩ-АЩ – у меня плащ.
ЩЁ- ЩЁ-ЩЁ – мы хотим играть ещё.
Чук очень любил своего Щена, кормил, гулял, играл с ним. А ещё часто прихорашивал своего друга и при этом он приговаривал:
- Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
Д/у «Определение звука [щ] – [ч]
• - Назовите слова стихотворения, которые начинаются со звука «Щ» (щёткой, щенка, щекочу)
• - Теперь повторите слова, которые начинаются со звука «Ч» (чищу)
• - А в каких словах слышатся оба звука? (чищу, щекочу)
Давайте повторим это стихотворение (повторяется 1 раз хором, и 2-3 индивидуально).
Очень умным пёсиком оказался Щен и решил Чук показать его своим друзьям. Пришли друзья, а щенок под кровать спрятался и не вылезает. Тогда Чук говорит: «Щен ещё маленький, многого боится. Надо вести себя спокойно. Когда он слышит звук «Ч», как в моём имени, то сразу успокаивается.
Д/у «Назови ласково»
Цель: Словообразование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Давайте, мы будем себя называть так, чтоб в наших именах слышался звук «Ч»». И дети стали называть себя не Таня, а Танечка, не Коля, а Колечка. Продолжайте теперь вы, ребята (воспитатель показывает на ребёнка, тот изменяет имя с помощью суффикса – ЧК).
Вот и познакомились, щенок теперь вас не пугается.
Очень дружили Чук и Щен. Любили играть в разные игры. Они вам предлагают поиграть. (хотите)
Игра «Узнай звук»
Цель: Дифференциация звуков ч – щ на слух. Развитие фонематического восприятия.
Если вы услышите слово со звуком «Ч», то вы хлопаете, если в слове услышите звук «Щ», то прыгаете, а если услышите слово без этих звуков – приседаете.
Предлагаемые слова: чемодан, щека, собака, щука, веточка, чайник, зубы, ящерица, щётка, чашка, шишка, черепаха, сосна, щенок.
Молодцы, ребята. Поиграли в игру, а теперь снова садитесь на свои места.
Д/у «Преобразуй слово"
Воспитатель: Ребята, скоро из щенка Щена вырастет большой пёс. И у него будут не глазки, а глазищи, не носик, а носище (дети образуют слова с суффиксом – ИЩ).
Предлагаемые слова: хвостик, лапки, зубки, когти.
Д/и «Четвертый лишний» (ИКТ)
Задание: Послушайте, как звучат слова.
Какое слово лишнее и почему?
Щетка, цветок, ящик, щенок
Кошка, чайник, мяч, ключ
Щука, овощи, ваза, борщ
Печка, свечка, меч, шишка
Гимнастика для глаз «Дождик»
- Но самой любимой игрой для Чука и Щена было придумывание слов, где бы встречались звуки «Ч» или «Щ». Чук придумывал слова, а Щен радостно лаял.
Хотите, помочь Чуку придумать слова со звуками ч - щ? (Хотим)
Называйте слова, а я их буду складывать вот в эту коробочку.
Молодцы, много слов назвали.
А сейчас, мы с вами скажем волшебные слова и посмотрим, что произойдет со словами.
Открываю коробочку, а там картинки.
А теперь подарите картинки в названии которых есть звук Ч – Чеку, а со звуком Щ – Щену.
Проверяем, все ли картинки разложили правильно.
Итог:
- Ребята, с какими звуками вы сегодня работали?
- Вам понравилось занятие?
- Что вам больше всего понравилось?
- Какое задание понравилось?
- Какие задания для вас были сложными и вызвали затруднения?