Елена Гулякова
Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 33 комбинированного вида
образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе
по социально-коммуникативному развитию
по теме «Хлеб – всему голова»
Составила воспитатель первой
квалификационной категории
Гулякова
Публикация «Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
Елена Константиновна
р. п. Новоивановское
2017
Цели и задачи:
• Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу, уважение и благодарность к людям, которые выращивают и пекут хлеб.
• Познакомить с процессом выращивания хлеба.
• Способствовать формированию у детей представления о значимости хлеба, как основного продукта питания человека.
• Знакомить со злаковыми культурами.
• Обогащать словарь детей: рожь, пшеница, зерно,сев,жатва,борона,сеялка,агроном,хлеборобы,элеватор,зерновые растения.
• Приобщать к истории русского народа.
Предварительная работа:
• Беседа о хлебе и процессе его выращивания; о профессиях людей, которые выращивают хлеб.
• Рассматривание колосьев ржи, пшеницы, овса.
• Заучивание пословиц и поговорок о хлебе и труде.
• Чтение стихов, рассказов, сказок о хлебе.
• Посещение комнаты-музея «Русская изба».
Оборудование:
• Колосья ржи, пшеницы, овса;
• противень с пирожками;
• Колосок для игры;
• Кофемолка;
• Старинные орудия труда: серп, сито, цеп, жернова, ступка.
Входит бабушка (воспитатель Гулякова Е. К.) : Здравствуйте, гости дорогие. Я хлеб печь собралась и пирожков заодно – внучат побаловать. Придут скоро.
Входят дети, здороваются, садятся на лавочки.
Бабушка: Пока хлеб, да пирожки пекутся, давайте поговорим о хлебе. Что такое хлеб?
-Хлеб-главный продукт питания на нашем столе.
-В старину без него за стол не садились.
-Считалось, что если есть хлеб - голод не страшен.
-С хлебом провожали на фронт солдат.
-С хлебом встречали вернувшихся с войны.
-Хлебом – солью встречают дорогих гостей.
Баб. У каждого народа свой хлеб. Каждый по-своему ценит и любит его. Но есть одно общее: хлеб – это жизнь. Не зря говорят: «Хлеб – всему голова».
Ребенок: Будет хлеб – будет песня
Правда, в этих словах.
Будет хлеб полновесный –
Будет радость в глазах.
Каждый к хлебу причастен,
Будем бережны все,
Будет хлеб – будет счастье,
Будет мир на земле.
Бабушка: Скажите, какой бывает хлеб?
(Белый, ароматный, ржаной, мягкий, душистый, пшеничный и т. д.)
Бабушка: Какие слова произошли от слова «хлеб»?
-Назовите хлеб ласково. (Хлебушек)
-Как называются хлебные крошки? (Хлебные)
-Вкусный полезный квас из хлеба. (Хлебный)
-Посуда для хлеба. (Хлебница)
-Как называется предприятие где выпекают хлеб? (хлебозавод)
-Прибор для резки хлеба. (Хлебница)
-Как называют людей, растящих хлеб? (хлеборобы).
Ребенок: Ведь не сразу стали зерна хлебом, тем, что на столе
Люди долго и упорно потрудились на земле.
Бабушка: Да, ребята, чтобы вырастить хлеб нужно потратить много сил, труда, терпения. Давайте вспомним, как выращивают хлеб.
Дети читают стихи:
1. Трактора выходят в степи
Тянут плуги на прицепе
Режут плуги как ножом
Сочный, жирный чернозем.
2. Гребнем частым, борона,
Расчеши земельку
Приготовим для зерна
Мягкую постельку.
3. Роет борозды проворно
Сеялка-кудесница
В них укладывает зерна
Ровненько и бережно.
Бабушка: Как называется профессия людей, работающих на тракторе? (трактористы).
Ребенок:
4. Уж ты, зернышко-зерно, ляжешь в борозду на дно,
Ты не бойся, золотое, ничего, что там темно.
Поднимается росток, зеленеет стебелек- станет щедрой нивой, сильной, златогривой
И ему поможет в том полей хозяин – агроном.
Бабушка: Кто такой агроном (Агроном знает о хлебе все. Следит как растут и развиваются зерновые культуры, не поедают ли их вредители, ре пора ли начинать жатву.
Ребенок: Нива, моя, нива, нива золотая,
Зреешь ты на солнце- колос наливая.
Хлеб созрел.
В полях моторы песню жатвы завели.
В степь выводят комбайнеры полевые корабли.
Бабушка: Какие работы выполняют комбайны? ( Комбайны выполняют сразу несколько работ: большими острыми ножами срезают колосья, а молотилка, что находится внутри комбайна, вычищает зерна из колосьев /обмолачивает/,и зерно через специальную трубу высыпает в кузов машины, идущей рядом с комбайном.
Ребенок:
5. Едет хлеб на элеватор,
Там его давненько ждут,
Там и взвесят, и просушат,
И до срока сберегут.
Бабушка: Что такое – элеватор? (Элеватор – это зернохранилище, где сушат и хранят хлеб).
Ребенок:
6. Едет хлеб на мельницу,
Мельницу – чудесницу –
Было спелое зерно –
Станет здесь мукой оно.
Ребенок:
7. Богатырь-муковоз
На завод муку повез
От завода-автомата
Льется теплый хлебный запах
Так и скачут из печи булки, сушки, калачи.
Бабушка: Почему называют завод-автомат? (Все работы там автоматизированы.)
Как называют людей, выпекающих хлеб? (Пекари)
Ребенок:
8. И в машине рано утром
В магазин с названьем «Хлеб»
Едут булочки и плюшки,
Чтоб их покупали все.
Бабушка:Вот какой длинный путь проходит зерно, чтобы стать пышным, душистым караваем на нашем столе.
Посмотрите, у меня есть колоски зерновых растений. Назовите их. (Рожь, пшеница, овес.)
Бабушка: Чем они отличаются? (У пшеницы колос больше и усики длиннее. У ржи колос меньше и усики короче. У овса не колосок, а метелка)
Бабушка: Чем похожи? (Все они зерновые культуры, растут в поле.)
Бабушка: Какие виды пшеницы вы знаете? (Озимая, яровая.)
Бабушка: Из каких частей состоит колос? (Стебель, зерно,чешуйки или кармашки,усики)
Бабушка: Ребята, хочу показать вам что-то интересное, подойдите ко мне. В руках у меня зерна пшеницы, их надо смолоть, Вот маленькая мельница, в нее положим зерна и включим… Посмотрите, что получилось. (Мука)
Бабушка:Что пекут из муки? Назовите хлебобулочные изделия. (Булки, батоны, печенье, буханки, сушки, пряники и т. д.)
Бабушка: В разных странах готовят и едят разные продукты, но хлеб- продукт, который едят во всем мире. Какие виды хлеба пекут в других странах?
Дети:
-В Грузии и Армении пекут лаваш.
-В Киргизии хлеб-нан.
-В Дагестане и Азербайджане пекут хлеб-чурек.
-В татарстане-ипич.
-В Молдавии-мамалыга.
-В Италии -чиабата.
Бабушка: Хлеб упоминается во многих сказках. Как вы думаете, из какой муки бабушка испекла колобок (ответы детей).Пшеничная мука всегда была дороже ржаной. Булками да калачами лакомились люди побогаче, а в бедных семьях пекли ржаной хлеб. В народе говорили:» Пшеничка кормит по выбору, а рожь-всех сплошь.»Так, что колобок был испечен, скорее всего, из ржаной муки.
В старину на Руси рожь называли-жито. Вслушайтесь в это слово-жито…Как вы думаете почему люди дали ржи такое название? (жито-жить-жизнь).
Да, похоже на слово «жизнь».Хлеб-необходимый продукт, он должен быть в рационе человека каждый день. Ведь не зря говорят : «Без хлеба-нет обеда».Как еще говорят в народе о хлебе и труде?
Дети:
-Плох обед-коли хлеба нет.
-Хочешь есть калачи- не сиди на печи.
-Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
-Хлеб-батюшка, водица-матушка.
-Что посеешь, то и пожнешь.
-Будет хлеб-будет песня.
Песня «Золотое зернышко»
Бабушка: Поэты слагают стихи о хлебе, прославляя это чудо Земли.
Дети:
1. У нас в народе есть слова:
Хлеб- хозяин в доме,всему он голова
Славится он первым на Земле,
Ставится он первым на столе.
Велика и необъятна наша русская земля,
Урожаями богаты наши нивы и поля.
По полям, садам и селам,
По стране из края в край
Загорелый и веселый ходит новый урожай.
Хочет он, чтоб полной чашей наша жизнь с тобой была,
Чтобы ярче, чтобы краше наша Родина цвела.
2. А знаете ли вы, чем пахнет хлеб?
Ломоть ржаного, трудового хлеба.
Он пахнет полем, печкой, небом….
А главное: работой пахнет хлеб.
Бабушка: В какое время года убирают урожай? (Осенью).
Осень на дворе, птицы на юг улетают. Холодно, сыро. А в деревнях- самое веселье. Урожай собран, всего наготовили, самое время гостей принимать и самим в гости ходить, в игры играть, песни петь, да плясать. Вы, наверное, тоже веселиться любите.
Бабушка: Собирайся,народ! В хоровод, в хоровод!
Кто работы не боится, тот и в пляску идет!
Танец «Светит месяц»
Бабушка: А теперь - загадки.
1. В ста карманах- сто ребят. (колос)
2. Зерно возьмет - каравай вернет (поле, земля)
3. Он идет, волну сечет, из трубы зерно течет. (комбайн)
Бабушка: Все-то вы знаете и про трактора, и про комбайны. А как раньше хлеб растили знаете?Сколько сил вкладывали, сколько потов проливали. Все же вручную делали : и сеяли, и жали. Приглашаю заглянуть в мой волшебный сундучок, где хранятся старинные орудия труда для возделывания хлеба. (показ орудий труда)
Серп-(серпом срезали колосья)
Цеп-(цепом обмолачивали колосья, отделяли зерна)
Жернова - (Жерновами мололи зерно в муку)
Сито - (Через сито просеивали муку)
Ступка-(В ступке дробили зерно для каши)
Бабушка: Хлеб доставался тяжелым трудом. Как люди в старину относились к хлебу?
Дети:
-В старину к хлебу относились свято, бережно.
-Хлеб брали только чистыми руками.
-Хлеб нельзя было выбрасывать, а если уронил – поднять, попросить прощения, поцеловать.
-Крошки хлеба со стола ссыпали в ладонь и съедали.
Бабушка: Наш народ очень добр, трудолюбив, вынослив. На его долю выпали тяжелые годы войны, когда враги разрушали города, села, сжигали поля. Вот вы называли какой бывает хлеб : белый, душистый,а бывает хлеб военный. Поэт, переживший войну ребенком, написал такие строки:
Ребенок: Я помню хлеб военный, горький
Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой крошке, в каждой корке
Был горький вкус людской беды.
И горе было частым гостем,
Им были детства дни полны.
Особо помним мы, что счастью
Был равен горький хлеб войны.
Бабушка: Но тяжелее всего пришлось людям в блокадном Ленинграде. Мы уже говорили с вами как голодали там люди. В день каждому жителю полагалось всего по 125 грамм хлеба, это вот такой кусочек (показ нормы хлеба в блокадном Ленинграде).Матери старались подкормить своих детей и отдавали им свою порцию хлеба.
Ребенок:
Тогда, в блокадном Ленинграде
Отдав детишкам пайку- гибла мать
Взрослели дети быстро, и поверьте,
Умели важность хлеба понимать.
Бабушка: В военные годы кусок хлеба – спасал жизнь. Только люди, пережившие голод по-настоящему ценят каждую крошку хлеба. К сожалению сейчас иногда можно увидеть как вместе с мусором некоторые выбрасывают хлеб, а дети за столом играют кусочками хлеба. А еще хуже когда хлеб пинают вместо футбольного мяча.
Ребенок: Мальчик, ногою пинающий хлеб,
Мальчик, голодных не знающий лет,
Помни, что были лихие года,
Хлеб это жизнь, а не просто еда.
Хлебом клялись и за хлеб умирали
Не для того, чтоб в футбол им играли.
В слове народная мудрость хранится,
Вот что в народе у нас говорится:
Если ты хлеб ценить не стал –
Ты человеком быть перестал!
Хлеб валяться не имеет права,
Потому, что если хлеб в пыли-
Самая великая держава
Не поднимет крыльев от земли.
Песня «Колосок»
Бабушка: Вот и хлебушек поспел, и пирожки. Угощайтесь, гости дорогие.
Дети угощают гостей пирожками. Прощаются и уходят из зала.