Надежда Алаторцева
Конспект НОД по ФЭМП «Образование числа 10» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «образование числа 10»
Программное содержание: закрепить навыки счета предметов в пределах 9. Познакомить с образованием числа 10 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 9 и 10. Совершенствовать представление о треугольнике, его свойствах и видах. Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением. Воспитывать интерес к познанию.
Словарь: «насколько», «сутки», «равносторонний», «равнобедренный», «разносторонний», «треугольник».
Оборудование:
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП „Образование числа 10“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 10. Состав числа десять, счёт до десяти
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Демонстрационный материал: мяч, магнитная доска, магниты, треугольники и квадраты (по 10 штук, треугольники трех видов, указка.
Раздаточный материал: наборы треугольников, картинки с изображением частей суток, обручи, полоски разной длины, картинки шишек и грибов (по 10 штук на каждого, карточки с двумя свободными полосками.
Предшествующая работа: игра «Считай дальше», игра «Собери правильно треугольники», измерение с помощью условной меры разных видов треугольников.
Методика проведения
1 Вводная часть. Обращаю внимание детей на себя и говорю, что сегодня мы с вами отправимся в интересную страну математики, но для этого нам нужно сначала, с помощью игры «Считай дальше» попасть туда. Сделаем большой круг, слушайте правила игры: я кидаю вам мяч и называю любое число до 9, вы должны назвать число за названным. Каждый кто назовет правильно число попадет в страну математики.
После игры подвожу итог: все молодцы, мы вспомнили и повторили количественный счет от 1 до 9 и попали в волшебную страну математики.
2 Основная часть.
1. Счет в пределах 9 (повторение изученного материала).
На нашем пути встретилось препятствие, которое мы должны преодолеть. Сядьте за столы и внимательно слушайте задание, которое нам дала царица математики. Предлагаю посмотреть на магнитную доску, прошу одного ребенка отсчитать 9 квадратов и прикрепить их в верхнем ряду, говорю:
- Маша, прикрепи на магнитнуюдоску в верхнем ряду 9 квадратов. Посчитай тихо и скажи громко, сколько всего квадратом в верхнем ряду ты отсчитала? (В верхнем углу всего 9 квадратов).
- Егор, прикрепи на магнитную доску в нижнем ряду 9 треугольников. Посчитай тихо и скажи громко, сколько всего треугольников в нижнем ряду? (В нижнем ряду всего 9 треугольников.
По сколько квадратов треугольников? Квадратов и треугольников поровну по 9.
2. Счет в пределах 10 (изучение нового материала).
- Саша, прикрепи на магнитную доску еще1 треугольник. Считаю сколько теперьполучилось треугольников: один, два… 10. Всего 10 треугольников.
Сколько всего треугольников (Всего 10 треугольников).
- Юля. посчитай тихо и скажи громко сколько всего треугольников? (Всего 10 треугольников).
Какое число мы получили? Мы получили число 10. Как мы получили 10 треугольников? Правильно, 10 треугольников мы получили, когда к 9 треугольникам прибавили еще 1. (Скажите, чего больше 10 треугольников или 9 квадратов? 10 треугольников больше чем 9 квадратов. Чего меньше, 9 квадратов или 10 треугольников: 9 квадратов меньше чем 10 треугольников.
Физкультминутка
Раз, два – выше голова.
Три, четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Раз – подняться. Подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за стол тихонько сядь.
3. Игровое упражнение «Дары осени». Закрепление умения считать в пределах 10 на раздаточном материале.
Посмотрите, в стране математики в беспорядке разбросаны грибы и шишки, мыдолжны их собрать и посчитать.
Положите на верхнюю полоску карточки 9 грибов? Сколько грибов на верхней
подоске карточки? На верхней полоске карточки 9 грибов.
Положите на нижнюю полоску 9 шишек. Сколько на нижней полоске карточки шишек. На нижней полоске карточки 9 шишек.
По сколько грибов и шишек? Грибов и шишек поровну по 9. Положите на верхнюю полоски карточки еще 1 грибок. Сколько грибом стало верхней полоске? На верхней полоске карточки стало 10 грибков.
Чего больше 10 грибов или 9 шишек? 10 грибов больше, чем 9шишек. Чего меньше 9 шишек или 10 грибом? 9 шишек меньше чем 10 грибов.
Какое число больше 10 или 9? Число 10 больше числа 9.
Какое число меньше 9 или 10? Число 9 меньше числа 10.
Насколько 10 грибов больше 9 шишек? Грибов больше чем шишек на 1.
На сколько 9 шишек меньше 10 грибов? Шишек меньше чем грибов на 1.
На сколько число 10 больше числа 9? Число 10 Больше 9 на 1.
На сколько число 9 меньше числа 10? Число 9 меньше числа 10 на 1.
Что нужно сделать чтобы шишек и грибов стало поровну по 10? К 9 шишкам прибавить еще 1 шишку.
Положите на нижнюю полоску 1 шишку и посчитайте их. (сколько всего шишек? Всего 10 шишек. Как мы получили 10 шишек? К 9 шишкам прибавили еще 1 шишку. Как мы получили число 10?К 9 прибавили 1. Поскольку шишек и грибов? Шишек и грибов поровну по 10.
Вы научились образовывать число 10.
4. Игровое упражнение «Найди свой домик».
Посмотрите, царица математики оставила нам разные треугольники.
Треугольник - это такая геометрическая фигура, у которой 3 стороны, 3 угла и 3 вершины (покатываю). Треугольники бывают разные. Треугольник, у которого все стороны равны, называется равносторонним. Треугольник, у которого 2 стороны равны, называется равнобедренным. Треугольник, у которого все стороны разные, называется разносторонним. (Показываю треугольники). Подойдите к магнитной доске и покажите равносторонний треугольник (разносторонний и равнобедренный).
Посмотрите в розетках у вас лежат треугольники, возьмите их в правую руку. Если я покажу равнобедренный треугольник, то поднимают руку те, у кого равнобедренный треугольник (и т. д.). Мы поиграем в игру на различие разных видов треугольников. Послушайте правила игры. Ваши треугольники - это ключики от домиков. Когда играет музыка, вы бегаете, а когда она замолкает вы должны встать каждый у своего домика-обруча. У кого равнобедренный треугольник бегут к красному обручу, разносторонний треугольник к зеленому обручу, а равносторонние треугольники - к желтому обручу.
Дети бегают по группе, когда музыка затихаем встают у нужного домика.
Спрашиваю: Почему вы встали у этого домика? (К красному обручу подходит ключик равнобедренный. треугольник. К зеленому разносторонний треугольник. к желтому равносторонний треугольник. Игра повторяется 2-3 раза.
Мы видим, что у красного обруча собрались все равнобедренные треугольники, у зеленого - разносторонний треугольник, у желтого – разносторонний треугольник.
3 Заключительная часть. Вывод. Мы научились считать до 10. правильно отвечать на вопросы, вы сумели различить разные виды треугольников.