Ефимова Надежда
Конспект НОД в подготовительной к школе группы «Ранняя весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание
Образовательные задачи:
закрепить представления детей о весенних изменениях в природе; продолжать формировать умения осуществлять движения всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, только пальцами - при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов; формировать умения замечать изменения цвета в природе в связи с изменением погоды; учить видеть перспективу (разницу между величиной предметов, находящихся близко, и величиной предметов, находящихся далеко от наблюдения); научить передавать на листе широкие пространства земли и неба, расположение предметов: близких – внизу листа и удаленных – вверху; располагать предметы на всем листе, помещая их в заданной педагогом дальности (расстоянии) неба и земли; передавать различия в величине изображаемых предметов; продолжать учить передавать композицию в рисунке при изображении, формировать умения передавать не только форму частей натуры, но и тоновые отношения, цвет; упражнять в узнавании жанра живописи – пейзаж.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной к школе группы „Ранняя весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Коррекционно-развивающие задачи:
развивать у детей зрительно-моторную координацию, зрительное восприятие, воображение.
Воспитательные задачи: продолжать формировать интерес к изобразительной деятельности, совершенствовать наблюдательность, умение видеть красоту родного края, воспитывать любовь к родной природе, прививать аккуратность и самостоятельность.
Материал и оборудование: экран, проектор, аудиозапись со звуками ранней весны «Весна наступает», гуашь, кисточки, калька, банки с водой, салфетки, образ птицы.
Предварительная работа с детьми:
наблюдение за признаками ранней весны во время прогулок, беседа о весне, рассматривание репродукций с пейзажами; ознакомление с жанром живописи «пейзаж»; знакомство с народными пословицами и поговорками о весне, чтение стихов о весне, слушание произведений П. Чайковского из цикла «Времена года» («Март», «Подснежник»); знакомство с нетрадиционным способом рисования на кальке; рисование на кальке пейзажа на дальнем и среднем плане.
Предварительная работа педагога:
изучение методической литературы, подбор картин художников-пейзажистов, прослушивание произведений П. Чайковского и А. Вивальди «Времена года» и музыкальных аудиозаписей со звуками ранней весны, составление конспекта.
Индивидуальная работа:
с Лизой - автоматизировать звук «р» в речи, с Дашей – фиксация осанки и стоп.
Словарная работа:
активизировать в активном словаре слова: композиция; перспектива; дальний, средний, передний планы; проталина; линия горизонта;
ввести в пассивный словарь: водяная, ветряная, травяная, капельница, снежный покров, безмерная.
Литература:
1. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. И доп. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012.-336 с.
2. Проект программы воспитания и обучения детей с церебральным параличом (Н. В. Симонова);
3. Изобразительная деятельность: конспекты занятий в подготовительной группе/авт. -сост. Т. А. Николкина. – Волгоград: Учитель, 2013. – 147с. ;
4. Изобразительная деятельность и художественный труд: Комплексное занятие/авт. -сост. О. В. Павлова. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013. – 158с. ;
5. www.ivanok.ru Детские стихи про весну.
Ход НЕПОСРЕДСТВЕННО ОРГАНИЗОВАННОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Вводная часть
Воспитатель приглашает на непосредственно организованную деятельность:
Колокольчики, звените.
Всех ребят позовите.
Как услышат – прибегут.
И занятие начнут… (Звенит колокольчик)
(Дети садятся полукругом. Звучит аудиозапись «Чириканье воробья»)
Ребята, слышите? Кто это? К нам залетела птичка?
Воробей: Ой, беда! Беда! Беда!
Не идет к нам весна.
Устали мы от зимы.
Где же она, весна-красна?
Где же она, подскажи? (Показ слайда «Воробьи»)
Воспитатель: Зря ты беспокоишься, воробей. Ведь во дворе уже весна. Она называется ранняя (Показ слайда). Раньше, наши прадеды и прабабушки, праздновали встречу весны, собирались и кличали, зазывали ее. Ребята, и мы сейчас тоже все дружно позовем Весну-красну. (Показ слайдов «Капель», «Проталины»)
Дети: Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью!
С доброй радостью, с великой милостью. (Идут в правую сторону)
Со льном высоким, (Поднимают руки вверх, остановившись)
С корнем глубоким, (Приседают)
С дождями сильными, (Идут в центр)
С хлебами обильными. (Встают на место)
Воспитатель: Ребята, слышите? Совсем близко к нам подошла весна. Закройте глаза и прислушайтесь к ее шагам. (Звучит журчание ручья и пение птиц)
2. Приход весны
Весна : Здравствуйте, ребята. Я – весна-красна. Ждали вы меня?
Дети: Да!
Пришла весна-веснушка, (Слайд «Изображение весны»)
Веселая гостюшка,
Водяная, ветряная,
Травяная, солнечная…
Дождиком в окошко –
Стук! Стук! Стук!
Травкой у порожка –
Шух! Шух! Шух!
Ручейком в канавушках –
Жур! Жур! Жур! (Читает Арианна)
Весна : Какое нежное имя у меня - «Весна». Ребята, скажите, а какая Весна? (Ранняя, теплая, солнечная, долгожданная, красивая, поющая)
А знаете, в старину меня называли Капельница. Напомните, ребята, как же называется первый месяц весны? (Март) В народе первый месяц весны - март - называли «Утром года», началом жизни, детством. (Показ слайда «Заря»)
Посмотрите, даже природа нашего города меняется. Видите знакомые места? (Показ слайда «Город»)
С моим приходом все вокруг оживает. Я несу всем радость жизни, радость творчества. Поэты слагают стихи обо мне, композиторы – музыку, а художники пишут картины.
Весна : Известный художник-живописец Илья Семенович Остроухов изобразил весну по-особенному. (Показ слайда «Портрет художника») Он с детства любил природу и любил ее рисовать, изучал растительный мир. Посмотрите, как видит раннюю весну И. С. Остроухов. Его работа называется «Ранняя весна». (Показ слайда)
3. Рассматривание картины
Весна : Напомните, к какому жанру относится эта картина?
- Что вы видите на картине? (Ответы детей)
- Ребята, посмотрите, небо прозрачное, светлое, голубое. На полях лежит снег. Земля постепенно освобождается от снежного покрова, уже видны проталины.
- А что изображено на заднем плане? (Ответы детей)
-На заднем плане изображен темнеющий, но постепенно оживающий лес.
- Что изобразил художник на переднем плане? (Ответ детей)
- На переднем плане изображены белоствольные березы, проталины.
- Предметы вблизи, какого размера? Их хорошо видно? (Ответы детей).
-Ощущается присутствие солнца: картина светлая, теплая, яркая. Художник, Илья Семенович, сумел раскрыть наступление весны, душу русской природы. Всматриваясь в картину, мы вместе с художником ощущаем безмерную, безграничную красоту родной земли, весенней природы.
Весна : Сейчас и мы превратимся в художников.
Рисую всем, что только есть -
Гуашь и акварель,
Сангина, масло, карандаш
И яркая пастель.
Я знаю красоты секрет -
Не в красках и холсте:
В старании и творчестве,
Что есть во мне, в тебе. (Дети одевают фартуки, нарукавники)
На предыдущих занятиях с вами рисовали пейзажи на заднем и среднем плане, а сегодняшняя работа будет завершающая, будем рисовать пейзаж на тему «Ранняя весна» на переднем плане. В ходе рисования нам нужно придумать название нашей работы.
На начальном этапе работы мы приготовим фон для наших картин.
Линия горизонта изображена, а нижнюю часть – раскрашиваем самостоятельно. Весной снег какого цвета? (Белый, грязноватый, серый)
Вот такой фон мы с вами сейчас приготовим. (Звучит музыка. Дети готовят фон) Рисуем самостоятельно.
Весна, действительно удивительна: все играет, танцует, пробуждается.
Весна : Предлагаю встать и вместе с воробьем потанцевать.
(Дети танцуют под песню «Весна-красна идет, песенку поет»)
4. Физминутка, совмещённая со зрительной гимнастикой
Посмотри, какое небо голубое. (Руки вверх)
От чего так птицы весело поют? (Изображают птиц, машут руками)
К нам идет царица - красная девица,
Все ее весною ласково зовут. (Смотрят вдаль, прикладывая ладошку ко лбу)
Весна-красна идёт, и песенку поёт, (Дети маршируют)
А в песенке свирель, (Играют на свирели)
Весёлая капель.
Весна-красна идёт, и песенку поёт, (Дети маршируют)
А в песенке свирель, (Играют на свирели)
Весёлая капель. (На проигрыше игра с птичкой - упражнения для глаз)
Солнышко сияет, лучики играют. (Руки постепенно поднимают наверх)
В лужицах прозрачных пляшут и поют. (Ладошки вперед показывают лужицы)
К нам идёт царица - красная девица,
Все её весной ласково зовут. (Смотрят вдаль, прикладывая ладошку ко лбу)
Весна-красна идёт, и песенку поёт, (Дети маршируют)
А в песенке свирель, (Играют на свирели)
Весёлая капель.
Весна : Продолжим нашу работу.
5. Показ воспитателя: В центре рисунка вы можете расположить белоствольную березу. Напоминаю, начинаем рисовать ствол кончиком кисти сверху-вниз. А потом рисуем ветки. Чем ближе к стволу, тем они толще, чем дальше – тоньше.
6. Самостоятельная работа детей
(Рисуют под музыку «Шелест листьев, шум ветра из серии «Звуки природы», во время рисования птичка с Весной ходят и смотрят, как рисуют дети).
Весна : Завершаем нашу работу.
7. Анализ работ
Весна : Очень красивые работы у вас получились. Как называется твоя картина, Сережа? А твоя работа, Даша?
Посмотрите, какая радостная картина пробуждающейся природы получилась.
- Что вы узнали нового?
- Что вам запомнилось?
- Что вам понравилось?
- Чему научились?
Вы точно передали наступление весны.
(Ребенок обращается со словами к воробью)
Расскажи ты всему свету,
Что зимы уж больше нету.
Поглядите, вот она!
По земле идет весна.
Снег растаял, снег растаял.
Эта новость непростая,
Это, значит, наступает
Настоящая весна.
Весна : Мы сейчас отпускаем нашу птицу. Пусть она разнесет новость всем лесным жителям, что, действительно, наступила весна. Полетела наша птица… (Птичка на переднем плане)
- Как называется эта часть картины?
Чем дальше от нас птичка, тем меньше она становится, и деревья ниже.
- Как называется эта часть картины? (Средний план)
Все дальше летит птичка, и деревья становятся меньше. Превратилась наша птичка в черную точку.
- Как называется эта часть картины? (Задний план)
- Ребята, вы сегодня были настоящими художниками. Смогли передать перспективу – разницу между величиной предметов, находящихся близко, и предметов, находящихся далеко от нас. Вы сумели передать красоту весенней природы.