Уфимцева Ирина
Конспект НОД «История развития транспорта» в подготовительной группе
▼ Скачать +Заказ
Конспект НОД по области «познавательное развитие»
на тему «История развития транспорта» в подготовительной группе.
Программное содержание:
Публикация «Конспект НОД „История развития транспорта“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
Образовательная задача: расширить и уточнить представления детей о значении транспорта в жизни человека. Познакомить детей с историей развития транспорта; обогатить знания детей о средствах передвижения.
Развивающая задача : развивать логическое мышление, память, внимание, творческое воображение, навыки сотрудничества.
Воспитательная задача: воспитывать самостоятельность, инициативность, активность.
Речевая задача: активизировать речь детей, закреплять умение отвечать на вопрос полным ответом.
Ввести в активный словарь следующие слова: повозка, конка, извозчик, электромобиль.
Оборудование: картины русских художников, иллюстрационный материал, разрезная картинка - пазл автомобиля для практической деятельности, клей, салфетки.
Ход занятия:
Воспитатель:
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И гостям мы улыбнемся.
Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Ребята, проходите, присаживайтесь на диван.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, для чего люди придумали средства передвижения?
Дети: чтобы людям было легче передвигаться, перевозить грузы на дальние расстояния, путешествовать и т. д.
Воспитатель: - Правильно!
Вы любите загадки? Тогда будьте внимательны.
Дом по улице идёт,
На работу нас везёт.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус)
По асфальту идёт дом,
Ребятишек много в нём,
А над крышей вожжи,
Он ходить без них не может. (Троллейбус)
В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит. (Поезд)
Не пчела, не шмель,
А жужжит.
Неподвижно крыло,
А летит. (Самолёт)
Ходит город-великан
На работу в океан. (Корабль)
Воспитатель: - Молодцы!
Ребята, как можно назвать одним словом, те средства передвижения, которые мы с вами отгадали в загадках?
Дети: - Транспорт.
Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, весь ли транспорт передвигается одинаково?
Дети: нет
Воспитатель: Вы правильно говорите, транспорт можно разделить по способу передвижения.
- Как называется вид транспорта, который передвигается по воздуху? (воздушный)
- Как называется вид транспорта, который передвигается по рекам, озерам и морям? (водный)
- Как называется вид транспорта, способный погружаться под воду и находиться там длительное время? (подводный)
- Как называется вид транспорта, который перевозит пассажиров под землей? (подземный)
- Как называется вид транспорта, который передвигается по земле? (наземный)
Воспитатель: Ребята, сегодня можно встретить много машин на улицах города. А ведь когда-то давно, машин не было, как вы думаете, на чем ездили люди?
Дети: На повозках, на телегах и на каретах, которые запрягали лошадьми.
Воспитатель: - Молодцы! Сегодня мы с вами познакомимся с историей развития наземного транспорта, как он развивался и с чего все начиналось.
Воспитатель: Сегодня мы с вами посетим выставку картин
Как по-другому можно назвать выставку картин?
Дети: Картинная галерея.
Воспитатель: Молодцы! Тогда скажите, пожалуйста, как нужно вести себя в картинной галерее?
Дети: - нельзя громко разговаривать, чтобы не мешать другим посетителям.
-Нужно внимательно слушать, тогда узнаешь много интересного.
Воспитатель: - Молодцы, все правильно.
Скажите, как называют человека, который проводит экскурсии?
Дети: - Экскурсовод.
Воспитатель: Сегодня я буду вашим экскурсоводом.
Воспитатель: Тогда в путь! Нам с вами нужно выполнить несколько упражнений, которые помогут нам попасть в картинную галерею.
Едем, едем на машине (Имитируют движение рулем)
Нажимаем на педаль (Ногу сгибают, вытягивают)
Газ включаем, выключаем (Рука к себе, от себя)
Смотрим пристально мы вдаль (Приставляют ладонь ко лбу)
Дворники счищают капли (Руки сгибают перед собой в локтях)
Вправо, влево. Чистота! (Наклоняют руки вправо, влево)
Волосы ерошит нам ветер (Над головой шевелят пальцами)
Мы – шоферы хоть куда! (Поднимают вверх большой палец рук)
Воспитатель: Ну, вот мы и на месте!
Дети, отгадайте загадку.
Кто умеет краской и холстом
рассказать нам обо всем? (Художник)
Правильно, это художник.
Воспитатель: А как вы думаете, что может изобразить художник?
Дети: Все! Дом, природу, людей, животных, транспорт.
Воспитатель: Правильно!
Ребят, скажите, какие жанры живописи вы знаете?
Дети: Пейзаж (это картины, на которых изображена природа, Натюрморт (это картины, на которых изображены предметы, которые окружают нас в жизни, например посуда, фрукты)
Портрет (это картины, на которых изображён человек)
Воспитатель: Все верно! Молодцы!
Сегодня мы с вами поговорим о транспортной живописи.
Транспортная живопись – включает в себя изображение всех видов транспорта.
Ребята, как вы думаете, на чем люди ездили в старину? На чем перевозили грузы?
Дети: на каретах, на повозках, запрягали животных.
Воспитатель: Правильно ребята, по улицам ездили повозки, запряженные лошадьми. Запрягали, когда одну лошадь, когда пару или тройку лошадей. Посмотрите на картину (показ) Василия Ивановича Сурикова «Боярыня Морозова»
Многочисленная толпа людей сосредоточила внимание на повозке, в которой едет всем известная боярыня Морозова. На снегу даже остались глубокие следы от полозьев.
Следующая картина (показ) Бориса Михайловича Кустодиева «Масленица»
Здесь мы видим, что в повозку запряжена пара лошадей и управляет повозкой извозчик.
Воспитатель: ребята, глядя на картины с изображением старинного транспорта, что вы можете сказать, чем он отличается от современного?
Дети: раньше люди запрягали в повозку лошадей, а сейчас машины ездят сами.
Воспитатель: Люди мечтали построить такую повозку, которая ехала бы сама, без лошадей. Повозку - самокатку.
Воспитатель: Вот эту диковинную коляску (показ) придумал 200 лет назад знаменитый механик-самоучка Иван Петрович Кулибин. (показ Кулибина)
Воспитатель: Она вмещала в себя двух человек и приводилась в движение с помощью педалей. Сзади, на запятках, стоял человек и нажимал на педали, а педали толкали колеса.
Воспитатель: Спустя время люди изобрели автомобиль с мотором. (показ)
Первый автомобиль был похож на обыкновенную карету - только без лошадей. Эту карету двигал мотор. Всех удивляло, что карета едет сама по себе - никто ее не везет, никто не двигает. И назвали эту карету - автомобиль. «Авто» - значит - сам, а «мобиль» - двигатель. Автомобили были редкостью. Когда они появлялись на улице, люди сбегались посмотреть. Ну, а теперь для нас увидеть автомобиль - самое обычное дело.
Всем хорош автомобиль, но требует много бензина. А он, сгорая в моторе, выделяет вредный угарный газ.
Поэтому в городах, где много автомобилей, порой даже трудно дышать. Самый экологичный транспорт наших городов - это троллейбус и трамвай.
(показ)
Воспитатель: как вы думаете, почему?
Дети: Они оба работают от электричества
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего троллейбус и трамвай держатся за провода?
Дети: Электрический ток заставляет работать электромотор, который крутит колеса троллейбуса.
Воспитатель: Троллейбус обязательно должен держаться «токоприемниками» за провода. Трамвай тоже держится за провод. Ещё у него есть рельсы, по которым он движется.
До электрического трамвая людей развозил другой трамвай. (показ)
Воспитатель: Вдоль по улице тянулись рельсы. Между ними бежали кони в упряжке и тянули за собой вагончик. Чем же не трамвай? Настоящий конный трамвай. И имя у него было подходящее - конка.
А когда изобрели электромотор – трамвай стал электрическим.
Сейчас движется при помощи электричества и железнодорожный транспорт. Воспитатель: Так же есть и автомобили, движущиеся при помощи электричества. Они так и называются - электромобили или электрокары. (показ)
Воспитатель: Проходило время и художники - конструкторы моделировали новые машины и давали им разные названия:
Например, автомобиль «Победа» картина советского живописца
Евсея Евсеевича Моисеенко.
Машина «Победа» свое имя получила в честь победы советского народа в войне с фашизмом. Машина была популярна. На них ездили руководители страны. По надежности этой машине не было равных в России.
Я хочу предложить вам побыть инженерами - конструкторами и собрать автомобиль из пазла.
Практическая часть.
Умнички! Какой же автомобиль у нас получился?
Дети: автомобиль «Победа»
Воспитатель: Да, верно! Ребята, давайте мы с вами пройдем на диван и вспомним о чем мы сегодня разговаривали?
Воспитатель: Дети, где мы сегодня с вами побывали?
Дети: в картинной галерее.
Воспитатель: что мы нового узнали?
Дети: историю возникновения наземного транспорта.
Воспитатель: кто мне ответит, кто такой извозчик?
Дети: Извозчик это - человек, который управляет повозкой.
Воспитатель: что такое конка?
Дети: Это конный трамвай. Вдоль по улице тянулись рельсы. Между ними бежали кони в упряжке и тянули за собой вагончик.
Воспитатель: Как называется автомобиль, движущийся при помощи электричества?
Дети: Электромобиль.
Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы! Вы были очень внимательными, активными и дружными. Спасибо.