Любовь Михайлова
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Птицы к солнышку летят, сквозь осенний листопад!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Для детей от 3,5 -5 лет (средняя группа).
Тема: «Птицы к солнышку летят, сквозь осенний листопад!»
Цель: - Создать у детей осеннее творческое настроение; учить рисовать красивую, по собственному замыслу «Птичку, улетающую в тёплые края».
Задачи:
- Продолжать закреплять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе, в осеннее время года.
Публикация «Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию „Птицы к солнышку летят, сквозь осенний листопад!“» размещена в разделах
- Деревья осенью, листопад
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. ИЗО, осеннее творчество в детском саду
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. ИЗО, поделки, рисование
- Птицы. Конспекты занятий
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
- Продолжать формировать знания детей о зимующих и перелётных птицах в наших краях.
- Учить делать предварительный набросок «птицы», простым карандашом, а затем с помощью гуаши, кисти, придать ей цветовой образ «красивой, улетающей птички».
- Продолжать закреплять навыки в рисовании, как простым карандашом, так и гуашью; учить правильно держать простой карандаш в руке, наносить им тонкие линии, правильно держать кисть в руке и обмакивать её в стаканчике с водой, набирать гуашь на кисть, наносить мазки и линии аккуратно, следить за контуром линии рисунка, промывать кисть в воде и протирать её салфеткой.
- Продолжать закреплять знания детей о цветах спектра и их оттенках; предоставить ребёнку возможность самостоятельно подбирать цвет для своего рисунка в ходе творческой деятельности; дать возможность самовыражения.
- Знакомство детей с нетрадиционным видом в рисовании «оттиск листом с помощью гуаши».
- Воспитывать у детей любовь к окружающей природе и бережное отношение к птицам.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа: беседы с детьми на темы «Ранняя осень», «Золотую осень в гости просим!», «Птицы в наших краях», «Что нам осень принесла?» и др. ; чтение художественной литературы про осень (рассказы, стихи, загадки); совместно с детьми рассматривание сюжетных картинок и иллюстраций об осени и как люди, животные, птицы готовятся встречать зиму?; совместное разучивание стихов про осень; ежедневные наблюдения за природными изменениями, собирание осенних букетов, наблюдение за кормушками на площадке детского сада; и др.
Материал: дидактическая игра «Птицы» (на ковролине); схема рисования птички; наглядный материал по С. Вохринцевой «Осень»; в группе в развивающей среде в разных уголках детской деятельности отражение осени : в ИЗО уголке «Осенний натюрморт»; в «Театральном уголке» - «Осенняя выставка поделок и детского творчества»; на мольберте репродукции картин знаменитых русских художников пейзажистов И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», И. Левитана «Золотая осень»; и др. ; столы с изобразительными материалами (бумага для рисования формат А-3; простые карандаши, гуашь, кисти разных размеров, стаканчики с водой, салфетки). Для завершения работы и творческого экспериментирования: поднос с красивыми и небольшого размера осенними листьями (спиреи, вяза, липы, клёна, тополя); гуашь заранее хорошо приготовленная; кисти, стаканчики с водой, салфетки клеёнчатые и «влажные».
Примечание!
Занятие состоит из 2-х частей.
Первая часть – набросок простым карандашом, рисование гуашью.
Вторая часть – знакомство детей с нетрадиционным видом в рисовании таким как, «оттиск осенних листьев с помощью гуаши».
Ход НОД.
Воспитатель: - Ребята, а вы заметили, как у нас в группе стало ярко и красиво? Как будто наступил «Осенний праздник!»
Дети: - Да, красиво! Висят листочки, грибочки, рябинки (воспитатель - это гирлянды осенних украшений на потолке группы). Кто то из ребят заметил «Осенний букет на подоконнике» и корзинку с фруктами; кто то заметил «Осенние поделки из природного материала».
Воспитатель:
Осень чудесная пора,
Любит осень детвора!
И все люди любят осень!
За её осеннюю красоту, за её природные дары и людям и животным, за то, что даёт возможность всем подготовиться к встрече с зимой.
- Ребята, а какие природные дары нам даёт осень?
Дети: рассказывают, а воспитатель направляет их мысль наводящими вопросами «Что созревает в саду?» и показывает корзинку с фруктами (дети называют фрукты лежащие в ней; «Что созревает в огороде?» показывает корзинку с овощами (дети называют овощи); берёт «Осенний букет» и спрашивает «Какими цветами раскрасила осень листья на деревьях?» (дети называют яркие цвета осенней палитры); а какие деревья вы знаете, назовите? ( дети называют породы деревьев с которыми мы знакомились ранее: клён, тополь, берёза, рябина); воспитатель хвалит всех за правильные ответы.
Воспитатель: - А помните мы с вами разучивали стихотворение А. Плещеева «Осень».
Давайте его прочтём все вместе?
Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.
Воспитатель: - Осень прекрасная пора года и про неё многие поэты сочинили свои стихи, а художники показали красоту осени в своих картинах (обратить внимание детей на репродукции картин русских художников в группе).
- Ребята, это стихотворение немного грустное, а я вам прочту ещё несколько стихов про осень, где поэты восхищаются красотой осени и показывают всю её красоту.
Давайте послушаем их внимательно.
Стихи про осень.
Глянь на улицу повсюду
Листья по ветру летят,
В дивном вальсе закружился
Разноцветный листопад!
Листья под ноги ложатся
Мягким красочным ковром,
И от дождика слезятся
Золотом и серебром.
О. Бейгул
Листья золотые падают, летят,
Листья золотые устилают сад.
Много на дорожках листьев золотых,
Мы букет хороший сделаем из них.
Мы букет поставим посреди стола,
Осень золотая в гости к на пришла!
Е. Благинина
«Наступила осень…»
Наступила осень,
Пожелтел наш сад.
Листья на берёзе
Золотом горят.
Не слыхать весёлых
Песен соловья.
Улетели птицы
В дальние края.
А. Ерикеев
Воспитатель: - Ребята, осенью происходит много разных чудес в природе и мы с радостью, а может немного с грустью наблюдаем за ними. Давайте вспомним, кто какое природное чудо увидел и запомнил?
Дети: рассказывают о своих осенних наблюдениях….
- «Мне нравятся когда падают осенние листочки с дерева. Один листик мне упал прямо на голову!»
- «А я люблю собирать из осенних листьев маме букет!»
- «А я видел на улице шмеля!»
- «А я люблю гулять в сапожках по лужам! Они не промокают!»
- «А у нас на даче выросла большая тыква и морковка!»
- «А мы с мамой сделали вместе осенний букет из веточек с ягодками и листочков!» и мн. др.
(Составлено из рассказов детей)
Воспитатель: - Сегодня мы с вами будем рисовать «Красивую птичку», а кто мне может сказать, каких птиц вы знаете?
Дети: называют разных птиц (воробей, голубь, ворона, синичка, чайки).
Воспитатель: - Вы молодцы, что знаете птиц живущих в нашем городе. Но птиц в наших краях, в парках, за городом, в лесах очень большое разнообразие, они делятся на разные виды птиц. А ещё птиц делят на два вида «зимующих в наших краях» и «перелётных», то есть, тех которых улетают от нас в «Тёплые края». У меня есть книга которая называется «Птицы России» и есть игра «Зимующие и перелётные птицы» которую мы с вами поиграем потом и прочитаем много интересного о птицах. Помните, как в прошлом году мы кормили зимующих птиц у кормушек на площадке детского сада? (Ответы детей) И в этом году мы тоже будем заботиться о птичках и наблюдать за ними у кормушек.
- И так, давайте рассмотрим схему «строения птицы». Ребята, хотя все птицы разные есть и очень маленькие и большие, но главная особенность у птиц это то, что все птицы имеют крылья, и умеют ими летать. У каждой птички есть: голова, клюв, туловище, лапки, хвостик и все птицы покрыты пухом и перьями. Перья защищают птиц от мороза и холода, от проливного дождя, от сильного ветра, они согревают тело птички.
- Здесь на схеме нарисована простая птичка.
И мы с вами сегодня будем учиться рисовать птичку «по своему замыслу».
Для того чтобы нарисовать птичку красиво, давайте вспомним с вами какие линии в рисовании мы знаем?
Воспитатель берёт лист бумаги формата А-3 и простым карандашом показывает детям как рисуют разные линии в рисунке: прямые, наклонные, волнистые, завиток, короткие, круг, овал. А теперь, ребята давайте с помощью этих линий нарисуем нашу красивую птичку. (Можно показать свой вариант рисования птички на бумаге простым карандашом.) Сначала мы рисуем голову птички, клювик, глазик, а затем туловище, крылья, хвост. Можно украсить птичку волнушками или завитушками, каждый из вас сейчас маленький художник, и каждый сам решит, как лучше нарисовать птичку. Ребята, рисуйте птичку на весь лист, будто она летит в небе. Подбирайте для своей птички яркие краски гуаши и раскрашивайте её. Не забудьте нарисовать солнышко и облака, ведь наша птичка летит в тёплые края, туда, где тепло.
После рисования «птички» все работы детей разложить на столах и рассмотреть их совместно с детьми.
Во время рисования мы проводили физкультминутку:
«Дождик»
Дождик, дождик, (руки вверх, плавные взмахи)
Кап, кап, кап – (стучим пальчиками по ладошке)
Мокрые дорожки. (руки опустили вниз, взмахи руками)
Мы сейчас пойдём гулять, (шагаем на месте, спинка ровная)
Надевай сапожки! (выставляем одну ножку вперёд и хвастаемся сапожками)
Вторая часть занятия.
ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ОСЕННИМИ ЛИСТЬЯМИ!
Отпечаток осенних листьев на бумаге.
Цель:
- вызвать творческий интерес к рисованию, отпечатком листа используя краски и природные осенние листья;
- учить наносить краску на листья;
- развивать интерес к ярким красивым явлениям природы и учить использовать эту красоту в творчестве;
- развивать цветовое восприятие у детей и мелкую моторику рук.
Воспитатель (заранее, с утра идя на работу собирает разные осенние листья, разной формы, с разных деревьев, не большого размера).
Придя в группу раскладывает листья на поднос и накрывает их влажной тканевой салфеткой, чтобы они не высохли до занятия и не свернулись в трубочку. Готовит гуашь, она должна быть густая и хорошо разведённая.
Цвет гуаши тот который присутствует в природе: красный, желтый, ярко желтый, зелёный, оранжевый, охра (песочный).
Читает детям стихотворение про осенние листья.
Разноцветные листочки
В вальсе радостном летят.
Ветер с осенью танцует,
И кружится листопад…
Осень-красавица в детский сад
К нам пришла,
Кисти и краски с собой принесла.
Стала она вокруг рисовать,
Красным и желтым всё зажигать.
Воспитатель: - Ребята, я приготовила сегодня вам сюрприз. У меня здесь на подносе лежат очень красивые осенние листочки, они собраны с разных деревьев. Сегодня с помощью этих замечательных осенних листочков и красок мы будем рисовать «осенние листочки» на нашем рисунке, где изображена птичка. (Воспитатель показывает детям, как наносить гуашь кистью на осенний листочек, как подбирать красивые цветосочетания в красках и как прижимать листик к рисунку и делать его отпечаток.
Предоставить возможность детям поэкспериментировать, а затем оттисками осенних листьев украсить творческую работу.
Совместно с детьми рассмотреть выставку детского творчества и разместить выставку в фойе детского сада.
Наш фоторепортаж!