Жанна Ковтун
Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Листопад, листопад, листья жёлтые летят»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по познавательному
развитию в старшей группе.
Тема: «Листопад, листопад,
листья жёлтые летят».
МБДОУ №2 «Сказочный город»
Выполнила воспитатель:
Ковтун Ж. П.
Цель: Формирование умений различать изменения в погодных явлениях осенью.
Задачи:
- развивать умение детей замечать изменения в природе, развивать логическое мышление;
Публикация «Занятие по познавательному развитию в старшей группе „Листопад, листопад, листья жёлтые летят“» размещена в разделах
- Деревья осенью, листопад
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Старшая группа
- Темочки
- воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы об осени, разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций об осени, рисование
осенних деревьев, наблюдения за изменениями в природе, беседы, заучивание стихотворений и песен на осеннюю тематику.
Материал и оборудование: картинки, трафареты листьев, аудизапись П. И. Чайковского "Времена года".
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришел Незнайка.
Воспитатель:
вижу, что он чем-то встревожен. Давайте узнаем, что случилось?
Незнайка:
Здравствуйте, ребята!
Дети:
Здравствуй, Незнайка!
Незнайка:
Ребята, я был у вас летом. Было очень тепло, кругом цвели цветы, зеленели деревья и кусты. Сегодня я с трудом узнал знакомые места. Всё изменилось вокруг: листья на деревьях меняют цвет, становятся жёлтыми, красными, а налетит ветерок и они падают на землю, покрывая её ковром из листьев.
Дни стали короче,
Длинней стали ночи.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Дети:
Ну конечно, осенью.
Незнайка:
Я совсем ничего не знаю об этом.
Воспитатель:
Ребята, давайте познакомим Незнайку с этим временем года.
У осени есть три месяца. Они не похожи друг на друга.
Какие осенние месяцы вы знаете?
Дети:
Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель:
Осень бывает разная: первые месяцы теплые, а последние - холодные. Солнышко меньше пригревает землю, воздух охлаждается, особенно по ночам. Мы наблюдаем с вами две разные осени. Одна - ранняя. Она радостная, разноцветной листвой, богатая урожаем.
Ребята послушайте стих про осень.
Лес, точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный.
Весёлой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Другая осень - поздняя: грустная, с дождём и снегом, с тяжелыми тучами, коротким днём.
Какую осень мы наблюдаем сейчас?
Дети:
Раннюю, весёлую.
Воспитатель:
Посмотрите как изображали раннюю осень художники.
( Используются картины художников: И. И. Левитана "Золотая осень", И. С. Остроухова "Золотая осень". Звучит отрывок произведения П. И. Чайковского "Времена года".
Воспитатель:
Ребята, давайте немного поиграем. (Дидактическая игра "Летние и осенние признаки природы").
На наборном полотне расположены карточки с признаками осени и лета. Назовите и уберите те из них, которые относятся к осени.
Дети:
Дождь, жёлтые листья, падающие листья, осенняя одежда.
Воспитатель:
А ещё Незнайка, о приметах осени, наши ребята выучили стихотворение.
Дети:
"Приметы осени. "
1 ребё нок: Осень подойдёт неслышно,
Тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни
На дорогу упадёт.
Это первая примета,
Что у нас уходит лето.
2 ребё нок:
Чуть короче станет день,
Потемнеют облака,
Словно их накроет тень,
Станет пасмурной река.
3 ребё нок: Третья верная примета:
Осень бродит близко где-то.
Ранним утром на поляны
Лягут белые туманы.
А потом уж жди, не жди
Моросящие дожди
Пеленой затянут просинь,
Значит, наступила осень.
Воспитатель:
Молодцы ребята, много осенних примет вы знаете!
Ребята, я приглашаю вас вместе с Незнайкой погулять под дождём.
Физминутка. «Осенний дождь».
Вдруг закрыли небо тучи, (Поднимаются на носочки, поднимают вверх руки)
Начал капать дождь колючий
Долго дождик будет плакать,
Разведет повсюду слякоть (Приседают, держат руки на поясе)
Грязь и лужи на дороге,
Поднимай повыше ноги. (Ходьба на месте, высоко поднимая колени).
Воспитатель:
Ребята, как называется самое красивое время осени?
Дети:
Золотая осень.
Воспитатель:
В это время все деревья и кустарники наряжаются в самые яркие разноцветные наряды.
Незнайка:
А я принёс вам в корзинке осенние подарки. Отгадайте загадку.
"С деревьев сыплются монетки
От сильного дождя и ветра.
Я подниму десять монет
И соберу большой букет. "
Дети:
Осенние листья.
Незнайка:
(Показывает разноцветные листья с разных деревьев)
Почему же листья желтеют и опадают осенью? Вот это мне не понятно.
Дети:
Потому что солнце светит меньше, дни становятся короче.
Воспитатель:
Это явление бывает только осенью. Деревья наряжаются в разноцветные уборы, а затем сбрасывают листву.
Что это за явление?
Дети:
Листопад.
Воспитатель:
Очень красиво, когда в сухую солнечную погоду, кружась в воздухе, словно танцуя, плавно опускаются на землю листочки, покрывая её разноцветным ковром.
Об этом Катя хочет прочесть стихотворение В. Вировича "Листопад".
Ребё нок:
"Листопад, листопад,
Листья жёлтые летят.
Жёлтый клён, жёлтый бук,
Жёлтый в небе солнца круг.
Жёлтый двор, жёлтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит осень - не весна. "
Незнайка:
А со всех ли деревьев опадают листья?
Дети:
Нет, ель и сосна всегда зелёные.
Воспитатель:
Как называются эти деревья? И почему?
Дети:
Хвойные. У них вместо листьев иголочки - хвоя.
Незнайка:
А я видел хвойное дерево совсем жёлтое. Что это за дерево?
Дети:
Это лиственница. У него хвоя мягкая как листочки. Это дерево на зиму сбрасывает свои хвоинки.
Воспитатель:
Мы с вами знаем, что у каждого дерева и кустарника свои листочки. Я предлагаю вам поиграть в хороводную игру "Лети, листок, ко мне в кузовок".
(У детей в руках листья с разных деревьев. Дети заводят хоровод и напевают.) Выбранный ведущий выходит на середину круга с корзиной и с изображением определё нного дерева и говорит: "С такого дерева листок, лети в мой кузовок". Ребята, в руках которых листочки с данного дерева, подбегают и кладут их в корзину. Водит тот, кто первым без ошибки узнал дерево и опустил свой листок в корзину.)
Воспитатель:
Молодцы ребята, вы хорошо знаете деревья и их листочки!
Незнайка:
Вы мне рассказывали, что летом у людей много хлопот. А чем же занимаются они осенью? Дети по сюжетным картинам "Труд людей осенью" рассказывают Незнайке о труде людей.
Воспитатель:
А сейчас я предлагаю вам поиграть в интересную игру. Вам придется изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами, движениями. (Дети собираются в круг).
Задание 1. Покажите, что стало холодно (дети ёжатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы).
Задание 2. Покажите, что идёт холодный дождь (дети "открывают зонтики", поднимают воротники, прячутся под крышу).
Задание3. Покажите, что дует сильный ветер (дети поднимают руки вверх, качают ими, как ветками).
Задание 4. Изобразите листопад (дети бегают, кружатся, приседают).
Воспитатель:
Молодцы, вы очень точно всё изобразили.
Воспитатель:
Осенняя погода очень изменчива. Это время года нам дарит много радостных и не очень радостных сюрпризов.
Незнайка:
А давайте поиграем в игру "Хорошо - плохо".
Перед вами осенние листочки. Вы будете собирать их в корзинки. В жёлтую - со словами : "Осень - это хорошо…" (потому что красивые разноцветные деревья, опавшие листья шуршат под ногами, мы ходим в лес за грибами, а в синею корзинку - "Осень - это плохо…" (потому что много хмурых дней, идут холодные дожди, нельзя долго гулять, можно промочить ноги и заболеть и т. д.). (Дети складывают листочки согласно словам.)
Воспитатель:
Мы видим, что в обеих корзинах листочков поровну. В осеннее время года есть и хорошее, и плохое. Но мы любим это время за красоту и щедрые дары.
Воспитатель:
Я вижу, что вы очень много знаете об осени, а сейчас, я хочу узнать какие вы внимательные. Поиграем в игру "Что перепутал художник". Незнайка помогай ребятам.
Посмотрите на картинку с осеннем сюжетом, но там допущены ошибки. Назовите, чего не может быть осенью?
Вы молодцы, вы очень внимательные!
Незнайка:
Спасибо ребята. Я много узнал интересного о периоде осени. Теперь я знаю, что происходит с листочками на деревьях и кустарниках. По опавшим листочкам, я смогу найти дерево, с которого их унёс ветер. Я узнал, какие изменения происходят в природе осенью и сколько у людей забот в это время года. Теперь я смогу рассказать своим друзьям много интересного про осень.
До свидания ребята!
Воспитатель и дети:
До свидания, Буратино!